Евгений Колпаков | Восточный экспресс. Выпуск от 8 апреля 2016.
Очередная станция "Восточного экспресса". На этот раз география более чем обширна: от Китая через Корею и сразу в Японию, где задержимся чуть дольше обычного.
Итак, сегодня в нашем путевом листе: японский "Беглец", китайский террорист, и снова о горячих новостях и детективах.
Опасная погоня (Kimi yo fundo no kawa wo watare / Manhunt)
Сегодня, немного отступимся от современного кино и совершим небольшой киноэкскурс в историю. В упоминаниях об небезызвестном «Беглеце», периодически натыкался на информацию, что несмотря на основу в виде одноименного серила 60-х, источником вдохновения для Эндрю Дэвиса, частично стала эта знаковая японская картина 1976г, шедшая кстати в советском прокате. Имея общую сюжетную канву (подставленный беглец от правосудия ищет правды, а по его следу идет принципиальный и упертый коп) фильмы во многом (кроме деталей интриги) в чем-то действительно схожи. Единственный и важный нюанс: японская картина, увы, испытание временем не прошла. Самый важный недостаток ленты: режиссура. Увы, сейчас фильм смотрится несколько устарело и местами архаично. Технически картина значительно уступает как, например, «Человеку из Рио» с Бельмондо (а он напомню вообще был снят в 1963м!) так и снятом примерно в то же время «Детективу Буллиту». Продолжительность в 2,5 часа явно не идет фильму в плюс. Некоторые монтажные решения вызывают недоумение, а весьма своебразный местами саундтрек в духе мелодий «Бенни Хилла» или «Ералаша» причем в сценах достаточно напряженных, вообще сводит на нет определенный серьезный настрой картины. Собственно, недостатки технические сразу обнажают недоработки сценария: наружу сразу вылезают очень уж «киношные» натяжки, ляпы и чрезмерные даже для такого жанра условности, не говоря уж об откровенно «спорных» ходах вроде сцены с табуном лошадей посреди города. Однако, несмотря на множество минусов, картину я таки досмотрел по двум и весьма весомым причинам, что для меня перевесили ее недостатки: актеры и настрой. Икона японского кинематографа Кен Такакура («Якудза» Сидни Поллака, «Черный Дождь» Ридли Скотта) создал действительно монументальный и цельный образ неподкупного и честного человека, ставящего себе целью любой ценой докопаться до правды. Партию преследователя главного героя с блеском отыграл харизматичный Ёсио Харада, временами, кстати, в темных очках фактурно напоминая героя индийских фильмов. В целом, данная картина (это говоря уже о настрое) выстроена по классическим канонам советских романтических детективов: отважные и честные герои, мерзкие злодеи – которые должны быть наказаны! Этим она собственно и подкупает. Не знаю, как она будет восприниматься современными зрителями, но если вы любите ностальгировать на ретро-фильмы с классическим подходом «добро побеждает зло» то возможно стоит попробовать, ведь восприятие как известно вещь индивидуальная. Кстати тандем режиссера этой ленты Дзюнья Сато и актер Кен Такакура годом ранее выпустили картину «Бомба в поезде» (в советском прокате «109-й идет без остановок») которая также частично послужила источником вдохновения для…. «Скорости» Де Бонта, и собственно сама японская лента взяла за основу «Аэропорт» и оригинал «Пассажиров поезда Пэхем 123». Вот такие повороты сюжета!
PS
На 2017-й назначен выход ремейка этой картины под патронажем Media Asia Group. У руля Джон Ву, который являясь поклонником Кена Такакуры (скончавшегося в 2014-м) тем самым решил отдать дань его памяти. Картина полностью снимается в Азии.
Детективы из бара /Звонок в бар/
(Tantei wa bar ni iru / Phone call to the bar)
Ну чтож, японский Иствуд был, теперь настало время познакомиться и с японским …нуаром. Данная картина это настоящая услада для ценителей классических детективных историй: частный сыщик в черном плаще с кодексом чести, роковая женщина, запутанное дело, закадровый голос и конечно фоновый джаз. Все по канону, с той лишь разницей, что все герои азиаты, а вместо традиционного дождя, на улицах современного японского городка валит снег, что придает картине двойной колорит. Начало ленты, настраивает зрителя на стилистику в духе «Поцелуя навылет», с эдаким слегка чудаковатым героем, умудряющимся даже в серьезных переделках не забывать юморить. Повествование картины, как и любой хороший классический детектив, неспешное, спокойное и при этом постепенно затягивающее. Юмор постепенно отходит на второй план, давая раскрываться интриге и подобно прекрасному вину сюжет и общий настрой ленты начинает меняться и раскрываться с новых сторон. Персонажи в фильме живые, естественные и безумно обаятельные. Будь то, попадающий порой в нелепые ситуации, частный детектив в исполнении Ё Ойдзуми; его вечно опаздывающий напарник в аскетичной подаче Рюхей Мацуда, или же очаровательная Коюки, в свое время сыгравшая главную женскую роль в «Последнем самурае». Интрига, безусловно, здесь не самая сложная, и разгадать ее труда не составит. Главная же ценность картины в общем настрое и подаче материала, и той самой легкой лиричной грустинкой, которой ох как не хватает в современном кино. Если вы поклонник классических детективных историй, обаятельных героев и картин, создающих определенный душевный настрой, то «Детективы из бара» определенно ваш вариант. Хорошее кино с прекрасным послевкусием и…восточным колоритом.
Гелиос (Chek dou / Helios)
Террорист по кличке «Гелиос» похищает оружие массового поражения. Спецслужбы Китая и Кореи, несмотря на неприязнь, вынуждены работать вместе, чтобы обезвредить угрозу. Вот с такой классической завязки, начинается этот сверхдинамичный и увлекательный триллер-боевик о работе спецслужб против терроризма. Сразу скажу, фильм технически поставлен просто превосходно! Работа оператора, крутые ракурсы, сами съемки выглядят настолько эффектно, что обычный бытовой пролет авиалайнера или же проезд машины превращается в произведение искусства! Что уж говорить про экшен-сцены: они сделаны не иначе как блестяще, будь то масштабная перестрелка на парковке (а уж какой шикарный у нее будет финал!!) или же сцена в порту. Сюжет в картине также играет далеко не последнюю роль. Интрига, которая только на первый взгляд кажущаяся простой и банальной, ближе к середине фильма сделает такой нехилый разворот, что впору только выдохнуть от изумления, не говоря уж о весьма крутом финале! Из актеров как обычно крут Ник Чун («Горячие новости», «Отверженные», «Белый шторм») и харизматичный Джекки Чун, которого в последний раз я видел лишь в «Пуле в голову» Джона Ву. Сама картина представляет собой удачный и гармоничный сплав «Прямой и явной угрозы», «Скалы» и «Шакала», совмещая закрученный сюжет о спецслужбах и очень круто поставленный экшен. Поклонникам динамичного кино однозначно на заметку. Крепкий и захватывающий фильм из Гонконга!
Террор в прямом эфире
(Deu tae-ro ra-i-beu / The terror live / 90 Minutes of Terror On-Air)
Ведущий в прямом эфире получает угрозу взорвать мост от одного из слушателей. Думая, что это глупый розыгрыш, герой беспечно рекомендует «шутнику» осуществить задуманное. Через несколько секунд мост взлетает на воздух… Так начинается этот захватывающий и стремительный триллер, не отпускающий до самого финала. Являясь, по сути сплавом «Телефонной будки» и «Телесети», картина, помимо стремительной динамики, мощного напряжения (а все действие меж тем происходит в телестудии) и большим количеством неожиданных сюжетных ходов обладает и неслабым социальным подтекстом, что несомненно идет ей только в плюс. Режиссер грамотно расставил все акценты, не скатываясь в морализаторство и выводя зрителя к крутому финальному катарсису. Блестяще отыграл первую скрипку Ха Чо Ун («Берлинское дело»), прекрасно передав всю широту эмоций от карьериста-репортера до загнанного в угол человека. Также хорош Ли Кён Ён в роли циничного директора канала. Редкий образец жанрового коммерческого кино, вновь напоминающее о циничности и алчности в мире журналистики, и не только… Завершаясь, подытожу: перед нами крепкий, динамичный, драйвовый корейский триллер с лихими поворотами сюжета, классным саундтреком и мощным финалом. Блестящая работа!