акробат | «The Transformers: The Movie» (реж. Нельсон Шин, 1986 г.) [BD, Zone Free, USA, Shout Factory , 2016 г.]
Более четверти века назад случился один из переломных моментов в моем детстве – я посмотрел этот мультфильм на VHS. В один миг мне стало ясно, кем я хочу быть в этой жизни – гигантским роботом, умеющим превращаться в какую-нибудь крутую штуку. И вот у меня в руках Блитцвинг и Мегатрон, точь-в-точь как в мультике, а в ушах играет та самая мелодия, ставшая в один ряд со сценой, в которой Люк наблюдает закат на Татуине, лицом Терренса Манна в образе охотника за головами из «Зубастиков» и прощанием с Т-800. Мне не нужно было запоминать ее название, важно другое – всякий раз внутри все вверх дном, стоит только услышать «The Touch». Маленький мальчик рвется наружу, ноги перестают касаться земли, ветер целует глаза, а руки начинают рисовать красный грузовик вместо белых треугольников (прости, Джордж, случалось и такое). То были первые и единственные «Трансформеры» на долгие годы вперед, чуть ли не вплоть до выхода первого игрового фильма. Не скажу, что они остались единственными, так как тематические Бэйбастеры до недавней поры доставляли мне море удовольствия, да и с парой-тройкой сериалов на этой волне я ознакомился, пребывая, правда, в состоянии души более взрослом, нежели тогда, но ничего из этого не казалось мне столь определяющим, чем работа Нельсона Шина.
События между вторым и третьим сезонами G1 могут по праву считаться классическим примером кинематографа восьмидесятых. «Лучший стрелок» от мультипликации, бесшабашный, трогательный и комичный рассказ о вещах, которые смеют опережать свою целевую аудиторию, зато никогда не будут довлеть над ней. Не станет сильно печальным и факт того, что добавить к предыдущему абзацу мне практически нечего. Не считаю необходимым разбирать сюжет и героев, причитать по поводу деталей, своей инфантильностью, отпугивающих любого, кто старше десяти лет от роду (танцы роботов на Джанке, огромное количество пушек на земной базе Автоботов). Бесполезное занятие в случае, когда картина давно переросла себя, когда и то, и другое, и третье является психологическим портретом поколения, имманентным, устойчивым, характерным, частью аксиомы идеального мироустройства в понимании шестилетнего школьника. То же касается выдающегося саундтрека, обретшего культовый статус сразу по выходу в свет – вечнозеленые композиции, роковый романтизм, голос эпохи и один из ярчайших примеров виктории клипового творческого мышления. Анимация по тем временам казалась мне вообще запредельной по своей техничности, впрочем, и сегодня практически рукотворная она не теряется рядом с остальной рисованной классикой. Имеются и определенные точки, мимо которых я, надеюсь, никогда не смогу пройти. Так киберкостюм Дэниела был пределом мечтаний в качестве подарка на день рождения, смерть Оптимуса стала трагедией галактического масштаба, рождение Родимуса с той же силой окрыляло. С большой долей уверенности придется констатировать: в миг, когда любой из этих предметов или событий, как и в целом весь фильм, оставит меня безучастным, я почувствую себя истинно несчастным человеком.
Изображение. Вкладыш сообщает, что диски с мультфильмом в моих руках содержат новый 4K-трансфер. С предыдущими релизами я не знаком, но видео на данном юбилейном смотрится очень неплохо. В комплекте две болванки, одна из них вмещает широкоэкранную версию, в которой нужды нет, ибо она обрезана сверху и снизу, поэтому данный обзор касается только оригинальной «квадратной» (1,33:1) размерности (замечу, что битрейт у обеих версий под 35 мбит/с – высочайший результат). Больше всего внимания реставраторов перепало цветам и контрасту. Им удалось нащупать тонкую грань, за которой начинается выпендрёж и самодеятельность, и не переступить ее. Тут нужна ремарка. Если сравнивать скриншоты на соответствующих ресурсах, то видно как сильно подкрутили «горячие» цвета – желтый и красный и их производные - в результате чего гамма значительно «повзрослела» с ярко-оранжевого до бронзового и медного (город Автоботов), а Хот Род стал не малиново-желто-оранжевым, а скорее малиново-желто-красным. В целом же, краски обрели второе дыхание, что особенно отразилось на фонах и ландшафтах планеты Джанкионов, где все оттенки ржавчины, будучи прекрасно различимыми, образуют сии дивные пейзажи. Мало того, что они пестрят, так и стабильность у них замечательная. Вышеперечисленное можно отнести и к остальному хронометражу, сочная и приятная глазу палитра свежа на столько, на сколько позволяет исходник, судя по всему достаточно средний изначально (в сцене рыбалки Дэниэла и Хот Рода ощутимый завал фокуса, к примеру). С аналогичными ремастрами от Диснея тут тягаться невозможно, но вытянуть картинку удалось на славу. В некоторых эпизодах, где много движения героев и деталей (осколки металла и тд) и масштабом происходящего выше среднего наблюдается ощутимый буст от HD-формата – резкость замечательная, даже кажется, что кое-где дорисовали. С контурами обошлись столь же бережно, шероховатости как на ладони, но все «в пределах правил», они прекрасно выделяют объекты и фрагментами образуют классно эшелонированную композицию (вспомним атаку шайки Гальватрона на группу автоботов на Джанке, где из кабины наблюдаем его погоню за ними, или падение их шаттла на эту же планету). В фильме много ярких вспышек и огней, может быть чересчур ярких, благодаря трансферу. Есть несколько совсем незначительных деталей, делающих просмотр еще более позитивным – световые блики и вспышки на экранах мониторов не раз заостряли на себе внимание, выглядя отдельным полноценным слоем в анимации. Ложка дегтя – дефекты пленки, от которых полностью не избавились, хотя, казалось, что может быть проще. То там, то тут, точки и микроцарапинки, что на фоне прекрасной оцифровки (шумов практически нет) и четкости, как-то даже неприлично. Добротная работа, на радость фанатам.
Звук. На дисках к обеим версиям одинаковый по качеству и количеству выбор фонограмм: 2.0 и 5.1 DTS HD-MA. Первый слабого качества и во всем уступает шестиканальному саунду, который и возьмем за точку отсчета для оценки. Грустно, но звуку повезло меньше, чем картинке. Ощущения от него слишком неровные и сильно варьируются от сцены к сцене. Характерные особенности исконной озвучки полностью сохранены авторами релиза. Эффекты сами по себе не обладают фактурой, носят узнаваемый привкус синтетичности, но хорошо локализуются в стереозоне. Взрывы, выстрелы бластеров, да и любые мало-мальски заметные события вычищены от возможных артефактов прошлого и если что-то было заложено изначально, то вы обязательно услышите - каждая мелочь дойдет до ушей. Замечу, что сама по себе плоскость не помеха четкому построению пространства, сцена не сильно, но все же, дискретна в подаче дальних и ближних эффектов. Часто бывает, что на протяжении короткого отрезка времени можно ахнуть от драйвовых музыкальных композиций с четким и солидным басом (только это, похоже, не дает сабику заснуть), сочными гитарными рифами и на удивление стройной панорамой, а следом слегка погрустнеть от не самого убедительного действия без песенного сопровождения. Разбег есть и в голосах героев. Пару раз Ультра Магнус говорит с таким вибрирующим басом, что до мурашек. Постоянен только Юникрон, но ему по статусу актера озвучки и собственным размерам положено. Что касается объема, то на этой ниве дорожке в 5.1 есть чем похвастать. Тыловая акустика не дремлет и регулярно балует нас вполне самостоятельными выступлениями. Иногда они оставляют впечатления двойного моно, но чаще – полноценного стерео. В основном среднечастотная составляющая: проезды трансформеров, иногда намеки на приличную многоканалку, в том числе и перемещения образов. Главная задача состоит в поддержке периферийного объема и создании атмосферы, а на большее рассчитывать не приходится. Из всего выше перечисленного сталась одна общая претензия – нет единого баланса в треке. Упор сделан на музыку – зажигательные номера одно из украшений картины – но почему нет стройности в рядах не связанных с ними, не пойму. Динамика где-то скромнее, где-то раскованней. Частотный спектр кажется ограниченным, но не подрезанным, хоть это и не прямая вина выпускающей стороны. С учетом времени мое сдержанное одобрение дорога заслужила. Субтитры SDH прилагаются.
Дополнения. Вкусностей у издания хватает и каждая представляет собой ценность весьма увесистую. Оба диска содержат одинаковый набор. Дублировать особого смысла не было, но раз уж есть свободное место, то почему бы и нет. Начнем с аудиокомментария от Нельсона Шина, режиссера ленты, Флинта Дилле, по совокупности содержания бонусов, главного во всей этой компании (конкретно он указан как, дословно, story consultant) и Сьюзан Блю, актрисы озвучания (в данном случае автобота Арси). Прокрутил с ними пару сцен. Первая та, где Оптимус раздает десептиконам, и первый и главный вопрос «куда девается прицеп?», а следом и ответ от Дилле: «Не знаю, он просто возникает и уходит». Мол канон и все такое. Вторая сцена – первая встреча Юникрона с Мегатроном. Специально выбрал ее, что бы узнать, что скажут комментаторы об Орсоне Уэллсе. Понятное дело, что это вау эффект, когда великий кинематографист заходит в студию, но комментарии первых двух сильной эмоциональностью и информативностью не отличились и тут. Шин, которому через пару лет стукнет 80, берет слово реже, но выдает больше деталей технического плана. В той же второй сцене он сделал замечание о работе с экспозицией в паре кадров, например. Субтитров на комментарий не положили, а надо бы. Режиссер уроженец Северной Кореи иногда труднопонимаем. Интереса ради досмотрел до последующей «коронации» Старскрима. Дилле тут же слегка реабилитировался в моих глазах дельной мыслью о том, что кино отчасти и о смене форм, перерождении (в контексте перерождения Мегатрона в Гальватрона, которого он сравнил с Гендальфом, только тот bad guy).
«Til All Are One» три четверти часа интервью с десятком участников событий, записанное в прошлом году для данного релиза. Ни Питера Каллена, ни Джадда Нельсона, ни Леонарда Нимоя тут нет, зато есть тот же Дилле, как наиболее активный среди них, и несколько актеров озвучания: Дэн Гилвезан (Бамблби), Нил Росс (Спрингер), Грегг Бергер (me, Grimlock), Сьюзан Блю. Начал Флинт коротким вступлением об идее и сценарии фильма и смерти Прайма. Эта грустная и печальная сцена явилась шоком для детишек и даже сейчас способна вызвать скупую мужскую слезу тогдашних семи-десятилетних мальчишек. Для него самого это как Джон Уэйн в «Аламо». Росс посетовал, что сценарий наперед им никто не давал и они по ходу дела удивлялись гибели своих персонажей. Вообще он здорово проявил себя как рассказчик живой, креативный. Первая половина фичуретки сосредоточена на актерах озвучки и первым делом они вспомнили о Уолли Бюрре, который командовал всем процессом записи реплик. Много теплых воспоминаний о преданном делу трудоголике, встававшим в четыре утра, бравшим в руки раскадровки (несколько мелькнули в кадре) и подбиравшем под них реплики. Поскольку многое вертелось вокруг озвучания, его имя пунктиром проходило сквозь значительную часть записи. Три месяца назад Бюрр умер в возрасте 93 лет. После, скажем так, самопрезентаций, перешли к фигурам помасштабнее. Со слов Дилле Орсон Уэллс пришел в студию и сказал: «Я здесь, что бы сыграть целую планету», потом сам же добавил: «Он [Уэллс] и выглядел как целая планета». Жаль, что ранее означенных актеров не позвали на пару слов, с ними нарезка была бы еще круче. Классно отжег Росс (пародируя голосом), вспоминая о том, как занимался записью реплик с Лайонелем Стендером (автобот Кап, oldtimer который), которому на момент выхода фильма было уже 78, и начинал он чуть ли не во времена немого кино, и которому обязательно был нужен зрительный контакт с собеседником. Вторая половина фичи коснулась других знаковых вещей мультфильма. Речь зашла об анимации и Шин (на сей раз с вшитыми субтитрами) за кадром сделал пару заметок о технике, тенях, фонах и детальности, освещении. Многое было в новинку тому же Дилле, видевшем в этом если не новаторство, то определенно свежий подход. Отдельная песня, простите за тавтологию, про саундтрек. В кадре Стэн Буш, автор культовых «Dare» и «The Touch», а следом Винс Дикола (его я представлял несколько иначе, но талант на то и талант, что внешне может обмануть всех). Последний вспомнил о том, как в 97-м на одном из конвеншенов его окружила толпа фанатов и поклонников трансформеров и его музыки к картине, а один из них сказал, что эти песни и мелодии спасли ему жизнь, удержав от самоубийства. Сильные ограничения по времени ему и его другу Кейси Янгу, мастеру синтезаторного дела, работавшему и с эффектами, в том числе, не помешали создать замечательный синтетический звук. Под конец все интервьюируемые вкратце поделились своими переживаниями и эмоциями от причастности к феномену, который они создали. Несколько трогательных воспоминаний о Бот-коне, имевшем место в Пасадене, замкнут данный пункт бонусного меню.
Круче этих чуваков только парни, записывающие звук к фильмам! Семь с лишним минут про людей, у которых почти что лучшая работа на свете, реставраторах, и их функциях. Несколько человек (сотрудники конторки FotoKem) вкратце расскажут (и покажут) о своем вкладе в релиз - ремастеринге кинокартины, начиная от сканирования пленки и заканчивая удалением дефектов съемки (блики, царапины и тд). Немного забавно видеть их, зная, что итог хорош, но не идеален. Тем не менее, результат на лицо: «живое» сравнение до и после не даст в этом усомниться. В теории интересующимся и так все известно, но практика (можно буквально увидеть кто и чем и на чем занимается столь кропотливым ремеслом) ценнее: перегонка пленки покадрово в 6K, из него в 4K, цветокоррекция с использованием оригинальных артов, QC (что-то типа составления лога дефектов, тоже покадрово), устранение дефектов и прочее. Почти пять минут будет у Ливио Рамонделли (также появлялся и в документалке, описанной выше), что бы рассказать о процессе создания титульной обложки издания (см. фото «рукава»). Изначально было три варианта композиции, из которых выбран один. Будучи художником комиксов о трансформерах, проблем с прорисовкой у него не было. Он подробно обосновал свой выбор, сам нарисовал на бумаге контуры и на планшете все раскрасил. Попутно немного углубился в технику, возможности теней, работу с колористикой. Следующий подраздел содержит три фичуретки более чем десятилетней давности, снятые для релиза к двадцатилетию картины. Первая за пять минут расскажет о значимости факта гибели Прайма. Пара продюсеров (думаю, им виднее) выскажет мысль о том, что ранее такого анимационные телепроекты в США себе не позволяли, имея в виду смерть на экране. И Блю, и Дилле вторят друг другу, что событие даже для этой вселенной небывалое и эмоционально сбивающее с ног. Впервые в кадре Шин, комментирующий постановку данного эпизода. Далее следует десятиминутка об актерах и персонажах. Говорит Дилле, вспоминая о людях, подаривших голоса любимым героям (никого не забыли). Про Нимоя забавно вышло: спросил у продюсера, где у них там ванная комната, ему показали, и он минут двадцать там разминал связки. Уэллс – источник страха для любого звукорежиссера, работающего с актерами озвучания. Жаль, что его все равно обработали на синтезаторе, тот не совсем понимал, как озвучить целую планету, а через пару-тройку месяцев его не стало. В довершение – Q&A на 13 минут. Дилле никогда не нравился Мегатрон, Шину наоборот. Блю бы хотела трансформироваться в супермашину, которой не нужно топливо и… Арси, короче. Если вы хотите знать, почему выбран рок, какими голосами может играть Сьюзан, как могла бы выглядеть миссис Оптимус Прайм и миссис Мегатрон, то вам сюда. Какие лучшие воспоминания о саундсессиях у Дилле и Блю (снова Уолли Бюрр), как работалось со знаменитостями, о ругательстве Спайка («oh, shit!» - при релизе на VHS это вырезали, но сейчас все вернули) и так далее. Есть небольшая пасхалка для фанатов G.I. Joe.
В довершение несколько мелочей в виде сторибоардов под звук из мультфильма. Всего три сцены: рыбалка (2 минуты), нападение на город Автоботов на Земле (4 с половиной минуты) и расширенная сцена боя Прайма с Мегатроном, которую предвещает более масштабный экшен с участием других трансформеров (в основном бились против Конструктиконов) и несколько элементов баттла между ними самими, не попавшими в фильм. Два оригинальных трейлера и несколько ТВ-спотов завершат подборку (последние два просто атас какой-то: сразу и реклама игрушек, саундтрека и фильма, которую записали на видеокамеру те самые тридцать лет назад прямо с экрана телевизора).
Резюме. Тем, кто скучает по ребенку внутри себя, этот диск прописан всеми докторами от всех болезней сразу. Прекрасное оформление (вкладыш двусторонний, поэтому можно перевернуть его, дабы арты на картонке и в коробке не дублировались), отличное содержание, достойное качество, отсутствие зональной блокировки, только вот цена на Amazon именно на данное US издание сейчас нереально заоблачная – берите такое же родом из Британии. Общего с кинофильмами не так много, зато коллекция без этого памятника восьмидесятым будет неполной.