акробат | «John Wick» (реж. Чад Стахэлски, Дэвид Лейч, 2014 г.) [BD, Zone Free, UK, Warner Bros., 2015 г.]
Не предполагал, что «Джон Уик» выстрелит да такой очередью, что наповал сразу. Даже после скорого повторного просмотра я никак не могу до конца уразуметь за счет чего имя главного героя сию секунду стало нарицательным. В персоне Киану Ривза, общеизвестного в народе персонажа-синонима простоты и вечной молодости, причину искать можно, но нужно ли? Один из самых фотогеничных актеров своего поколения мастерством никогда не хвастал и лишь единичные случаи известны истории, когда он предлагал вразумительный набор эмоций. Текущий хит, к моей радости, пару таких фрагментов содержит, но ключом к успеху это едва ли является. Мощь картины кроется в вольном смаковании старого как мир выражения про короля, которого играет свита. В данном случае враги. Всякое упоминание о нем встречалось мною с благоговением, ведь услышав фамилию Уика, каждый по ту сторону экрана тут же начинал сожалеть о том, что связался с ее обладателем. То самое чувство, когда слава шагает впереди тебя и чтобы понять крутость человека, тому не обязательно доказывать ее делом сейчас – прошлое говорит само за себя.
Очень приличное количество покойников свою роль тоже сыграет. Дурманящая неприкрытым азартом боевая вакханалия, пытаясь строить со зрителем диалог, идет напролом – как только у того возникают вопросы к логике, ему тут же приставляют к виску дуло пистолета, а я и рад светиться от счастья даже в те моменты, когда подступающее чувство пресыщения стремится отвести стрелку наслаждения в обратную сторону. Последнее, к слову, служит определенным симптомом самим режиссерам, зацикленным на приемах, испустивших дух с выходом третьей части злоключений Джейсона Борна. Тем не менее, свой адреналин сей боевик генерирует. Механика крутая, тормозов нет, а умеренный реализм за ручку и бок о бок со странными и мало уместными подражательскими выкрутасами как влитой сидит на лощеном торсе этой слегка гиперактивной музыкально стрелялки.
Попробовать копнуть чуть глубже смысл имеет. За ширмой лихого экшена и личности Джона Уика, сеющего панику лишь своим упоминанием, есть одна потенциально интересная идея с персонажем Дэвида Патрика Келли, о конторке которого вышел бы неплохой спин-офф. Сам же синдикат убийц слишком прост в своем портрете для построения полноценной картины мира, в которую хотелось бы верить. Зато любой бывалый геймер, благодаря этому, сразу почувствует себя внутри любимой реальности. Пожалуй, только на них и полноценно рассчитана постановка, застрявшая где-то особнячком да посерединке ожиданий остальных мувигоэров. В ком-то она никак не разбудит ностальгических ноток, не заставит впасть в детство и не подскажет «как молоды мы были». Для других это окажется тщетным предвкушением «хай-тека», «ноу-хау» или возможных оммажей классике. Вопреки этому, стилистически предсказуемый фильм в моих глазах сложен упоительной песнью, где рефрен повторяется чересчур часто, но он настолько мелодичен, что щекочущие тело мурашки не отпускают все сто минут. Эпитеты, изложенные выше, могут сказаться не самыми лестными, но за ними кроется, как сложилось, конкурентоспособное в прокате визуальное удовольствие, устойчивое к пересмотру. Проверено.
Изображение. Что-то определенно оригинальное о трансфере сказать затруднительно. Он хорош, но не идеален равно на столько, на сколько позволили авторы. Местами очень заметно использование оптики, сильно размывающей края панорам (одна из первых сцен в доме героя Ривза), есть несколько ночных и просто темных эпизодов, где с черным не то, чтобы беда, он глубок, но едва ли дает надежду различить полутона. В сцене похорон, где Уиллем Дэфо разговаривает с Киану едва-едва, но различимы таковые в том кадре, когда камера берет первого крупным планом. Волосы совсем чуточку, но отделяются от угольно черного зонта. Аналогичен и случай с ночным городом – интермедии с общим видом сверху через одну показывают густой черный фон, в котором теряются контуры зданий, оставляя нам только огни улиц и окон. Будь моя «рамка» более продвинутая, может было бы и радости поболе от таких вещей. Аплодисментов не жалко за прекрасную стабильность ракурса и точную детализацию в темных сценах – ночной клуб посетителей не скрывает и «тяжелые» для оцифровки моменты, в которых много движения при сложном освещении, отрабатываются компетентно и в ногу с современными топами. Небогатая палитра обработана с тем же старанием, с какой Джон отстреливает плохих парней, но демонстрирует временами перенасыщенность – ночью знакомый коп заезжает справиться все ли у главного героя в порядке и мигалки мерцают «лишним» красным и синим. На мой взгляд и вкус тут можно было бы и поскромнее. В том же ночном клубе такое повторяется с красным кругом. С дневными эпизодами порядок. Здорово прослеживается геометрия и глубина. Уровень комфорта значительно выше за счет более спокойной гаммы
Звук. Скудный набор из аудиоопций не должен смущать. Английский Atmos есть и этого более чем достаточно. «Объясняющий» звук важен лишь слабовидящим, а SDH субтитры на языке Шекспира помогут тем, у кого проблемы со слухом. Сам по себе формат настраивает на то, что столь насыщенное действие будет подано с должной мощью и объемом. Чего не хватило мне с ходу ответить сложно и тут. Хороший и напористый бас, агрессивные гитарные рифы и клубное молотилово, четкие и хлесткие звуки выстрелов (оружие на любой вкус), звонкие высокие (можно проследить куда упала каждая гильза) – кому этого покажется мало? Как в прошлом и с некоторыми другими релизами, на которые я надеялся, саунд не оставляет послевкусия, а настоящий Atmos, просыпается только эпизодически. В перестрелке на улице возле церкви Джон обильно поливает свинцом, а эхо простирается в радиусе квартала, вместе с этим момент с убийством парня, который шпилил в стрелялку (пуля слева направо прошила пространство и голову парня и скрылась где-то там…) восхищают. Тут акустика выдаст тот самый воздух, за которым не грех и в очереди постоять. Первому «Джеку Ричеру» нашелся достойный конкурент, которому его, пожалуй, получилось обойти. Что очень радует – позиционирование в первой из этих сцен прекрасное, но какое-то чопорное, что ли, тылы стесняются стрелять вместе с фронтом и боковыми собратьями. Радует, что экшен далеко не всегда сопровождает музыка – она отвлекает, иногда «забивает» ощущения, пусть, даже все наложено как нельзя грамотно. Это не проблема «Джона Уика», но я без нее воспринимаю действие значительно более контактно. Финал картины в доках оживляет всю систему сразу. Вовлечение накрывает с головой с первых же выстрелов – проработка пространства великолепна, особенно, когда Киану в машине и по нему ведут огонь. Будто сидишь на соседнем сидении. Вот так бы весь фильм! Надо сказать, что тут поле для сравнения невероятно широкое. Из последних аналогов «Расплата» с Аффлеком – хоть у нас и обрезали два канала, но оригинал в DTS HD-MA 5.1 показывает своему брату-сопернику от Dolby, как надо распределять в пространстве пальбу – чего только стоят выстрелы из огромной винтовки в концовке. Вот здесь аромат и букет. Нет, нет, нет. Аудио все равно шикарное, никто, включая соседей, скучать не будет, просто изюминкой его не наделили, прослеживается некая формальность микширования, пусть и присутствуют эффекты, от которых запросто перехватывает дыхание.
Дополнения. Меню делал кто-то из наших. Оно статично и без озвучки. Раздел бонусов не пустой, но обедненный: на UK-издании отсутствует трейлер и фичуретка (чуть больше одиннадцати минут) о работе второй съемочной группы, отвечавшей за трюки и прочие удовольствия, это очень печально, учитывая тематику фильма. И то и другое доступно на американском диске. Жаль, но сюжетец мог бы стать главным украшением раздела, ведь все остальные ролики сделаны очень качественно в плане показа именно процесса под нескончаемые вырезки интервью создателей, большей частью звучащих за кадром. У бонусов хорошая динамика из-за этого. Есть на диске аудиокомментарий, уверен, весьма познавательный в части технических аспектов, но включать я его не стал. Простите. Потом пятнадцать минут «Don't F*#% With John Wick». Бойкая фичуретка о единоборствах и боевых сценах в фильме. Сначала тонны комплиментов в адрес Киану, что не встречали они актера усерднее и работоспособнее, что вполне себе правда – человек отлично впитывает в себя боевые техники и очень хорошо водит тачку, на чем сделан отдельный акцент (почти везде в кадре за рулем Ривз). Хореографы, режиссеры, сам Нео, Дэфо, продюсер – всем дают слово. И не только Джоном Уиком единым, свою порцию тренировок получил и Нюквист с Палики, которым тоже пришлось попотеть. Кадров с площадки много, фрагментов подготовки не меньше. Приятно, что не зажимаются на статичных монологах. К сожалению, это самый продолжительный кусок «сопровождений». Хронометраж остальных колеблется от пяти до семи минут.
Далее ролик о режиссерском тандеме. Знакомые с юности Дэвид и Чад питали страсть к единоборствам и начинали как постановщики трюков. Постепенно от этого ремесла доросли до своего первого совместного фильма. Многостаночниками их не назвать, ведь те же раскадровки рисовать ты обязан, коли режиссером хочешь стать маститым. Их прошлый опыт им очень помог и это заметно, хоть и энтузиазм на площадке не выходит за рамки обычного, в хорошем смысле. «Кодекс убийцы», так величать следующую главу подборки, приоткроет завесу над миром, скрытым от глаз простых смертных, Синдикатом, в котором когда-то состоял главный герой. Базовые принципы, значение золотых монет, как символа принадлежности к касте ассассинов (оказывается они разной чеканки, орлы и решки отличаются) – ничего из того, что бы мы не узнали из фильма. Слишком масштабно, что бы быть правдой, но сколько возможностей для собственной вселенной! Продолжим роликом о разборке в ночном клубе. Дэниел Бернхард у микрофона, в том числе. Драйв и без того сильная черта компиляции, но этот выделяется совсем уж неприлично рядом с остальными, поскольку почти все шесть с половиной минут показывают съемки дублей за кадром, которые моментально монтируют с итоговым материалом. На контрасте наблюдаем, как Ривз бьет морды и делает дырки в мафиози. К помощи дублера прибегали лишь однажды, в сцене броска с балкона. На последок странное в контексте фильма название «N.Y.C. Noir». Нуаром в картине не пахнет, но у людей за кадром на этот счет свое мнение. Они же и рассказывают о Нью-Йорке, как еще одном персонаже, за что я их не буду судить. Тем не менее, их привлекла его вертикальная архитектура, несколько зловещая и угрюмая. Локации подбирали с некоторой оглядкой на типаж действия, но чем-то выдающимся на этом поприще авторы так же не блеснули. По ощущениям рядовая подборка, которой не откажешь в живости. Хороший подход показать продакшен, не перегружая зрителя «сидячими» разговорами. Какова картина, таковы и допы. Небольшая несправедливость – Дэвид Патрик Келли в кадре вне образа не мелькнул ни разу. Его я очень ждал.
Резюме. Из прелестей, не указанных выше, отмечу мультизонность диска («американец» залочен). В принципе, уже сам факт его существования для наших видеоманов повод потратить денежку, что бы посмотреть это кино в убойном качестве, которое DVD не в силах обеспечить, хотя о чем это я – в продаже «Джона Уика» в РФ не видел вообще. Скажу, что оно того стоило – я терпеливо ждал, пока релиз попадет мне в руки, ибо в кино это чудо пропустил и всеми силами воздерживался от знакомства с ним после вплоть до покупки «кругляша». Сам не заметил, как на поставленный в первом предложении вопрос к концу отзыва о фильме и ответил. Уже только этим можно оправдать наличие этой записи.