акробат | «The Iron Giant» (реж. Брэд Берд, 1999 г.) [BD, Signature Edition, Zone Free, Warner, UK, 2016 г.]
Ушли те времена, когда одним из самых больших обывательских страхов капитализма являлся первый искусственный спутник Земли. В наши дни это скорее предмет ностальгических воздыханий для романистов, признавших ничтожность этой фобии по сравнению с современными способами давления на людей, в корне изменивших спрос на лучшие человеческие качества и отношение к ним. Предметом боязни могло стать все что угодно, если он чужое или необъяснимое, а эпидемия истерии косила всех подряд, только упомяни о коммунизме. При этом все как-то забывали о вечных ценностях и принципах, одних для всех и данных нам поровну для каждого. Человек слишком умен для того, что бы внимать постулатам гуманизма, и слишком корыстен, что бы перебороть избирательность своих добродетелей. Сравнение с теперешним цинизмом это выдержит едва ли, даже если индивиду самыми простыми приемами изъяснить его неправоту. Брэд Берд взялся за это дело и на примере практически ребяческого разума машины для уничтожения, прибывшей из космоса, доказал чуть ли не на пальцах важность привилегии мыслящих существ делать правильный выбор.
Начав описывать плюсы «Стального гиганта» легко заплыть за буйки объективности и потонуть в любви к этому фильму, собравшему урожай зрительского почитания вопреки своему кассовому фиаско. Отчасти благодаря сеттингу, Берд снял одно из самых прямолинейных, но совершенно честных и пронзительных мультполотен рубежа двух декад, без которого сложно себе представить сегодняшний детский и подростковый сай-фай. Незамысловатая и, нужно согласиться, не самая впечатляющая технически анимация, ни в коем случае не должна никого смущать – одна из первых песен студии WB на ниве полного рисованного метра, оказавшаяся лебединой, дает фору в обаянии любой конкурирующей работе того времени. К стандартному «джентельменскому набору» создатели присовокупили милые знаки почтения к той тревожной эпохе, ее культурному и даже идеологическому наследию. Проблем не наблюдается ни с мотивацией, ни с персонажами, ни с режиссурой – уделено внимание всему, что хоть на секунду появляется в кадре. С должным пиететом к предмету драматургии и центральному посылу авторы скрупулезно обвели каждый из акцентов. Расчетливостью тут и не пахнет, зато с искусством конфликтов нет. Гвоздь программы, конечно же, сам пришелец, герой ничуть не менее живой, чем любой из людей. Он обретает себя через дружбу, спешит на помощь не по зову программы, а из чувства привязанности и понимания ценности жизни. Он совсем не похож на искусственный интеллект, которого опасалась добрая половина фантастов прошлого, и значительно более приземленный по своему характеру, этакий «чистый лист», межзвездный мессия, чья жертва чиста как вода, бьющая из ключа, берущего начало где-то за миллионы лет до нас. Считай, что это «Война миров» наоборот, где угроза от собратьев по планете принципиально фатальней аналогичной извне. Поразительна не наша ничтожность на фоне смотрящих с неба, а то, на сколько большим может быть при желании собственное сердце, и чего мы никак не можем осознать. Классика как она есть.
Изображение. Анимация от WB уступает «мышиной» в изобретательности и технически, но это вовсе не значит, что на BD она выглядит хуже. Дебют «Стального гиганта» в HD более чем достойный. Осенний лес раскован в оттенках, небесная синева и снежные покровы глубоки и стабильны – спокойствие и умиротворение царит в городке и его окрестностях. С тенями, да и черным цветом и его производными, ситуация проще – средней руки мониторы, как мой, могут и не потянуть в полной мере некоторые темные сцены (при условии, что они настроены правильно, без «перегибов»), такие как вступление с падением робота на землю, где космос, все-таки, не так бесконечен, как подразумевается, или ночные эпизоды на свалке. Колористически не пестрящие интерьеры приятны глазу ровно на столько, насколько надо – подход аниматоров к нейтральному решению похвален и трансфером отрабатывается великолепно. Параметры контраста, с учетом изложенного выше, не вызывают нареканий, а избалованные выпусками диснеевских топов девяностых всегда найдут пару лишних поводов для придирок, что никак не основание упрекать текущего релизера в халатности. Касательно детальности, то информации на экране изначально не так много, как сейчас привык видеть зритель, поэтому ощущения вас не обманут – при порой замечательной глубине и отточенности контуров (хотя они могли бы быть и «острее») есть дефицит в «картинке». Заметно это в тех местах, где присутствуют шероховатости в самой рисовке – мастеринг делает свое дело. Не принимая во внимание этот факт, у нас все великолепно, особенно в сценах действия. Трехмерные вставки вроде шторма в открывающей сцене прекрасны в принципе, а статика практически полностью стабильна, шумов очень мало.
Звук. Шесть каналов в формате DTS HD-MA с первых же секунд основательно берутся за дело. «Падение метеорита» «точно в сто раз круче «Армагеддона»! Доля правды в этом есть, ведь с фронта в тыл пролетает ух как ощутимо. Не ожидал такой прыти от трека в принципе и крайне приятно, что панорама не забывает постоянно сыпать эффектами, щедро сдабривая их отменным басом. Вслед за прологом с «прибытием» следует клевая «перебежка» белки по кафе с опрокидыванием и битьем посуды. Звонко поднимая на уши посетителей справа налево и за спину, зверек будто оживляет комнату. Появление робота, любые его действия, даже (иногда особенно) шаги регулярно будят сабвуфер и встряхивают сцену, заполняя объем громыханием и скрежетом. Пусть это не «Трансформеры», но для анимации почти двадцатилетней давности лучше комплимента не найти – трехмерность и наполняемость в содружестве с верной геометрией озвучки подкупают с первых же кадров. Как и в случае с изображением, сетуем на нехватку информации – нам нужно больше звука! Креативность к преимуществам дорожки относится едва ли, правда это искупается хорошим напором в моментах действия. Бушевание на электростанции, наполняющее пространство электричеством, ударное воздействие при столкновении с поездом с отличной низкочастотной отдачей, заключительные разборки, производят только приятное ощущение. Хочется отметить и музыку, в плане звучания достаточно ровную даже для мультфильма, которая отдает некой стариной (в «Суперсемейке» это отточено до предела) – уже понимая, как состряпан микс, ждешь от нее большего, но живет она в рамках «обычности», что делает ее иногда вовсе незаметной, на мой взгляд. На диске так же записаны несколько треков в DD 5.1 (португальский, испанский и тд) – стандартный набор для всех изданий в Европе. Субтитры аналогично – несколько языков, в том числе английские SDH.
Дополнения. Раздел премиум наполнения, ни дать, ни взять – часа два с половиной о создании классического мультика ничуть не интересней, чем сам мультик. Есть и своя драматургия, и сюжет, и страсти, и структура у набора бонусов – очень увлекательно от первой до последней фичуретки, ничего дежурного, все важно и «сытно». По традиции «кликаем» в порядке, установленном симпатичным, но традиционным для WB, меню и сразу натыкаемся на почти часовой фильм «The Giant’s Dream». Мечта с большой буквы в прямом смысле слова – самостоятельное кино, можно сказать, где Берд, как создатель, как рассказчик, как вдохновитель, как человек, пропустивший сквозь себя каждый кадр, каждую секунду, затраченную на производство фильма. Трогательно, поучительно, трагично и безумно интересно. Мечта творящего, у которого есть ум и сердце. Все начинается с подростковой влюбленности в анимацию, молодой Брэд рисует короткий экшен-метр с участием черепахи и других зверей, показывает его преподавателям-мультипликаторам (эти парни связаны с Мышиным домом, что-то вроде академии при нем, как я понял), те в восторге (среди них Милт Кэл, его вдохновитель и учитель) и принимают автора под свое крыло. Так началась карьера парня, который по выпуску сразу же получает работу «у Микки» - то мечта всей жизни – и быстро разочаровывается в ней. Идеалист внутри взбунтовался от слова «работай», «делай», от назидания и чрезмерной просчитанности процесса, и сподвигнул нашего героя уйти из этой конторки. Все это подается как некий сюжет о сложной судьбе молодого автора, ищущего свой путь к успеху, с анимационными ставками (на протяжении всего хронометража), иногда напоминающими эмоции из «Головоломки», только двумерные и контурные. Вскоре, где-то в одно время с увлечением комиксом «Spirit» (делал классное демо, что бы найти финансирование), работой консультантом и режиссером в «Симпсонах», трагедия приходит в его семью – застрелили родную сестру – и тогда впервые в его голове возникла идея о «gun have a soul», которая в будущем найдет свое воплощение в виде центральной темы «Стального гиганта». Меж тем «Уорнеры» в лице Ди Бонавентуры (и не только) анонсировали создание анимационной артели, заточенной под полный метр, под вывеской студии, и именно туда Берд пытался пристроить еще один свой возможный проект «Ray Gun», но режиссировать ему предложили мюзикл за авторством Пита Таунсенда. Речь именно о «Гиганте» (как-то совсем не вяжется это, но факт – мы могли вместо сай-фай получить мюзикл). Мужчина не растерялся и презентовал боссам свое видение, которое всем нам знакомо по итоговому результату. Рвение понять легко, ведь он хотел надрать задницу «Диснею», показав как надо делать «вещи».
Первые палки в колеса подкинули сами обстоятельства – бюджет тут же на треть подрезали, а срок производства обозначили в пару с лишним лет (как замечал сам Берд, обычно на производство давалось около четырех лет). И пошло-поехало. Все это совпало с тем, что Art Department по своей сути вместе с «Гигантом» и «Quest for Camelot» (у нас это «Волшебный меч») как раз и создавался и, пожалуй, это главная сложность перед всей командой создателей. Сам фильм о съемках содержит очень много персоналий, кто появляется в кадре или чей голос звучит за кадром, но выделю Джо Джонстона, кто придумал концепт и дизайн робота из космоса. Еще одним камнем преткновения стал эпизод с оленем в лесу, переломный в психологии картины, он изначально имел совсем другое развитие (в нем животное убивал сам пришелец, попутно осознавая, что совершил нечто очень плохое). Эпизод был отснят чуть ли не в последний момент, когда большая часть фильма уже была готова для переноса «на чистовик». Дальше все как обычно трения (это мягко сказано) с продюсерами (Эллисон Аббат натерпелась от него, а тот от нее), поиски голосов (на роль агента хотели позвать самого Арнольда), тут впервые мелькает Дизель, молодой, подтянутый, который часть реплик записывал, жуя сэндвич (видимо, когда железяка лакомился металлом). Нашлось место даже небольшой мести «Диснею» в виде диалога в трейлере Дина (он разговаривал о «быть самим собой» и «рамках» с Хогартом). Еще из печального: даты релиза не было и в помине, когда картине уже прямая дорога в монтажную и на конечную рисовку, и тут Берд решился на смелый шаг, отправив VHS с фильмом в виде привизуализаций парню (фамилию не записал, простите) из AICN. Тот, в свою очередь, пришел в восторг, накатал восторженное ревью и у Брэда словно крылья выросли. Рецензии сплошь положительные, но картину угробил в прокате маркетинг, иначе провал и фактическое закрытие анимационного (полнометражного) подразделения ничем не объяснить. Снова анимационная вставка с закадровым голосом режиссера. Вот он в одном из кинотеатров Лос-Анжелеса блуждает по фойе в поисках рекламы своего детища и ничего, сеансов кот наплакал, а рядом с расписанием в зале даже постера нет, лишь бумажка на скотче. Проходит вглубь кинотеатра и видит его (!) стенди с Гигантом… с отломанной ногой и прямо у двери с надписью «Выход». И зал практически пустой. Все, что описано выше, это едва ли половина из того изобилия информации, представленной в этом мини-фильме, созданном специально для релиза на BD. Тут есть и архивные вставки из съемочного процесса, мозговых штурмов, интервью с участниками «боевых действий», архивные фото, концепты и прочее.
Второй по навигации пункт дополнений – это опция комментариев для театральной и расширенной версий фильма в виде аудиодорожек. За ними следуют удаленные сцены с предисловиями самого Берда, где-то превизы, где вполне себе анимация, все озвучено репликами. Примерно 16 минут на все. Из интересного: прибытие на Землю, куда более масштабное и громоздкое, в стиле классического Эммериха; небольшой эпизод с драг-рейсингом, где всех обгоняет робот (как маленький ребенок, честное слово); сцена, где они подбирают моряка, выжившего при крушении лодки во время приводнения инопланетянина (его озвучивал М. Эммет Уолш). Дальше пошла приятная мелочевка на подобии комментариев мастера раскадровок Тэдди Ньютона, который за кадром рассказывает о «не снятой» сцене первого свидания матери Хогарта и Дина – это очень необычное и весьма трогательное к финалу действо, которое, будь оно доведено до конца, легко конкурировало бы с любой из короткометражек, которые крутят перед пиксаровскими работами в кинотеатре. Дин там весь такой «брутал» по началу. Это шесть минут. После аналогично о мультике, который в итоговый монтаж попал – «Dock and Cover» - школьному пособию по укрытию от атомного взрыва (прячься под стол, и так далее, да). Наступает черед и минифичуреток с опцией «посмотреть все». Восемь минут о голосах персонажей больше концентрируются на них, чем на актерах озвучания. Интервью с Майклом Кэйменом, разбитое на маленькие главы (в сумме на пять минут), о записи музыки. Клевая подборка о дизайне «Behind the armor» (17 минут) - лого WB, гигант, общий дизайн и концепция. Джонстон уже в кадре и вещает о своем вкладе в мультфильм. Показывают анимационные ухищрения с глазами робота, как отражением его настроения и характера, сравнения раскадровок, аниматики, превизов друг с другом и с итогом. Отдельного слова достойна финальная битва (на этот раз Эммериху такое не снилось даже), но Брэд сразу сказал раскадровщику, который рисовал по строчке из сценария «самая большая и эпичная боевая сцена, которая когда-либо могла бы быть снята»: «Режь вдвое». Сказано–сделано.
И под конец еще чутка ништяков в виде клипа-пятиминутки с концептами и раскадровками под бодренький рок-н-ролльчик, трейлера к фильму за авторством Берда со всеми хоррор- и паранойя оттенками и трейлера ремастированного для Signature Edition (ре-релиза в кинотеатрах). Но это еще даже не десерт. Далее 22 минуты архивного «Making of», промо-нарезки, где ведущий сам Риддик, обещающий нам путешествие за кулисы. Впервые в кадре Энистон, МакДональд и Илай «Стиффлер младший» Меринталь. Участники: режиссер, актеры, Кеймэн (показан процесс записи в Лондоне, куда сам Берд ездил). Все с красивой анимацией, экскурсией в студию. За сим следует пара минут баловства от художников – совсем чуть-чуть смешных «дублей» (Хогарт танцует лунную походку, а гигант - балет). И фаталити – «Salt mines» - семи минут, в начале которых не понимаешь, куда везут коробки с пленкой и прочими рабочими материалами (соляная шахта какая-то, хм). А потом понимаешь, что это подземное хранилище, нет, сокровищница! Архив WB, где все наследие студии, пленки, рабочие материалы, бережно уложенные под слои кальки. Естественно, открываем коробки с «Гигантом» и распаковываем фоны, оригинальные зарисовки и дизайны и прочее. Теперь я спокоен за все это добро в случае Апокалипсиса. И под конец, две минутки ностальгии от режиссера, скучающего по двумерной анимации, крохотная исповедь на тему аналоговой магии карандаша и бумаги. Все с отменным звуком, речь разборчива и понятна каждому, от чего субтитры, а они есть, можно не включать. Допы, кроме первого часового фильма, были и на DVD-издании. Могучая подборка.
]Резюме. Ультракачественное издание, которому не бывать у нас, видимо, никогда. Отличные картинка и звук ничуть не разочаруют поклонников картины, лиричной, немного простоватой по сегодняшним меркам фантазии на тему, которой не сыскать в анимации, в принципе. Есть и подарочное издание разной степени «хорошести» в разных странах (вроде как зонирование отсутствует везде), с фигурками, карточками, упаковкой. Я же предпочитаю всему этому именно контент и не поклонник сопроводительного стаффа по определению, так что не обессудьте. Диск мультизонный.