акробат | «Крампус» (реж. Майкл Догерти, 2015 г.) [BD, Zone Free, 2016]
Попытка посмеяться над чем-нибудь обыденным сродни стойкому желанию заглянуть в глаза объекту, в чей адрес будет направлен поток ехидности и сарказма. Другое дело, что конструктивно это сделать очень тяжело, избежав при этом роли обычного натуралиста, наблюдающего со стороны. Жизнь ведь, порой, забавнее всякой выдумки и ей свойственно самой на себя подкидывать «компромат». Требуется только смотреть в нужном направлении и дозированно интерпретировать увиденное.
Догерти не Бонюэль, поэтому он пошел по пути наименьшего сопротивления и начал придаваться простой подмене понятий, не утруждаясь даже подглядеть за матушкой-природой. Семейный рождественский ужин, как маленький кошмарный сон, выносящий его участников за пределы зоны комфорта, не что иное, как открытое выражение неприязни и не самое вдохновляющее стенд-ап шоу. Значительная часть урока, который должны были получить его участники, исходит не из привязанности к друг другу и любви, таящихся где-то за толстой кожей цинизма, а от банального инстинкта самосохранения. Зато авторам не свойственно лицемерие, от чего у них к финалу сросся не самый банальный вывод о том, что любая семья это большое «быть самим собой», которое прекрасно именно своей «неидеальностью» и тягой к раздражению соседа по столу. Для таких случаев нет ничего тяжелее и неправильнее, чем наказание в виде игры в «образец», в которой каждый из участников непременно потеряет себя. Для самого режиссера, как раз таки, проблем с образцами и образами нет. Его больше интересует предмет антуража рождественского survival’а (давка в супермаркете или попытка скрыться от приспешников Крампуса – все одно), чем ожидание печального итога для героев ленты. Имея на руках колоссальный багаж из примеров для подражания, создатель «Кошелька…» придается игре в декорации и реквизит со страстью подростка, вернувшегося в «свои» восьмидесятые, но напрочь позабывшего про свойственное той эпохе обаяние, дошедшее до нас сквозь годы. Такое впечатление, что он запомнил то время, но никак не зафиксировал в памяти вещи, на которых оно зиждется, куда уж там до их воспроизведения. Спасло его, от части, время действия, иначе он запросто сел бы в лужу, может даже похлеще братьев Дафферов.
Пожать руку парню стоило бы за технически безупречное исполнение задуманного. Работать с камерой он умеет, монстры от маленькой печеньки-убийцы до заглавного представителя европейского фольклора убедительны вплоть до последней швейной строчки. Органичный актерский квартет прекрасно заполняет собой остальное пространство, включая типажного Кокнера, в котором, вполне вероятно, теплится талантливый трагик. Кино, сделанное руками и живыми людьми, что бы скрасить очередной зимний вечер. Минимум страха, максимум вовлечения, за которым иногда теряется причина его появления. Подражательская шалость на один раз, как дань уважения классикам, в простительном формате PG-13. Сказка о времени, которого уже нет, и об ошибках, что части нас самих, исправлять и указывать на которые есть самая непростительная глупость. «Крампус» - это отнюдь не сомнительный комплимент в адрес любимого праздника, показывающего его обратную сторону, если вам вдруг на пару часов надоели «Эта замечательная жизнь» и «Один дома».
Изображение. В дебютной сцене предрождественской распродажи видно все, за что нужно поругать и похвалить трансфер. Общее впечатление: картинка выглядит не такой резкой, как привык глаз, вглядываясь в очередных «Черепашек-ниндзя», и не такой образцово сбалансированной по цветам. Мягкость на фоне топовых релизов заметна в сценах с малым количеством освещения, которые преобладают в фильме. Любые блуждания на чердаке напрягают зрение – фоновых шумов не много, но деталей недостает. С передними планами все более презентабельно. Складывается ощущение, что это чуть ли не сознательная игра с фокусом – некоторые текстуры (одежда, например) очень хорошо проработаны, но «вне зоны» они «сдают во внешности». Уличная пурга же на удивление слаба – снег местами кашеобразен, а вихри вьюги не создают должного эффекта глубины. Негативно не отзовусь только о передаче движения: графика чуть более плавная, но рваные прыганья гномов и прочей нежити под стать образцовым примерам обработки. Цветность порой далека от натуральной, зато маленький повод порадоваться любителям яркой и сочной картинки. Снова подозреваю, что была сильная цветокоррекция в угоду более теплому «рождественскому» решению. Этот не самый натуральный видеоряд похвастается прекрасно различимыми колористическими нюансами только в хорошо освещенных эпизодах (хозяйская кухня, супермаркет), но в сложных условиях, в том числе и погодных, он слегка сдает назад. Только к кожным оттенкам претензий нет, ни излишней бледности, ни избытка «розовости». Full HD не совершенное и вряд ли подвластное «улучшайзерам».
Звук. Упаковка радостно вещает нам о том, что до наших краев, наконец-то, добрался DTS:X. И ничего, что даже в США фильм вышел в «базовом» DTS HD-MA 5.1. Не уж-то «ND» где-то раскопал то, что не под силу американским издателям? Понятное дело, что опытный фильмолюб сразу почует неладное, особенно в случае с нашим издателем, которому не в первой лепить такой значок на вкладыш (смешно, но его можно найти даже на новом тираже «Парка юрского периода»). В случае с «Багровым пиком» господа не обманули, но не с «Крампусом». Даже не обладая DTS:X-совместимым оборудованием, ясно, что такого звука там нет. Впрочем, жалоб на оригинальную дорожку изливать нет нужды - это эталонный «шестиканальник» с полновесными басами и прекрасной локализацией любого из шумов, начиная с титульной заставки Universal. Запускаем первое появление Крампуса, преследующего в метель свою жертву, и предаемся аудио-усладам. Каждый из прыжков по крыше отчетливо вливается в ветряную панораму отличным звяканьем цепей, колокольчиков и треском кирпичей и черепицы под его копытами при приземлении. Аудиоинформации могло бы быть и чуть больше, но недостатка в эффектах нет. Вот двое отцов семейств входят в пустой обледенелый дом одного из соседей и аккуратное эхо от стука двери и легких завываний ветра наполняет комнату прослушивания. Шорохи, скрежеты, потрескивания непринужденно перемещаются по панораме не только горизонтальной, но и вертикальной. Что приятно, мощности треку не занимать, ведь добрая половина аналогичных дорожек, более гибких и сбалансированных, не может похвастаться таким напором. В данном случае, я предпочту пожертвовать скрупулезностью в угоду агрессии. На диске есть русские субтитры, но прежде чем прибегать к ним, можно обратить внимание и на русскую дорогу в DTS 5.1, совсем не потерявшую в динамике, по сравнению с оригинальной. Детальность попроще, как и локализация, общий характер более грубоват и не хватает пространства в моментах более тонких, нежели сцены действия. Пусть это вас не смущает – удовольствие от просмотра она доставит вне сомнений.
Дополнения. Типичное «юниверсаловское» меню (статичное и озвученное, с привычными иконками) для изданий НД предлагает неплохой набор бонусов в отличном HD-качестве. Альтернативная концовка на полторы минуты не внесет кардинально новых ощущений, просто она еще чуть менее позитивная. А вот около семнадцати минут удаленных и расширенных сцен откроют несколько упущенных интересных возможностей сделать картину лучше. Часть эпизодов мало добавляет к содержанию, кроме незначительных деталей, другая же делает «Крампус» менее циничным. Мы видим героев, которые становятся ближе друг другу, что было бы предсказуемо, попади оно в фильм, но человечнее. Семейная лирика в разговоре двух отцов, потом и двух сестер и отдельно пары Коллет/Скотт, сыграла бы только в кассу и придала бы творению Догерти чуть более универсальный и рождественский облик. Это чуть ли не единственные, и, увы, вырезанные, моменты, когда мы видим в кадре людей, знающих цену счастью. Ну, если кому интересно, парень у тетушки Дороти воевал во Вьетнаме и она ждала его не один год, тогда как современная молодежь не может друг без друга и нескольких зимних часов со всеми их «фейсбуками». «Смешные дубли и моменты» на пять минут являются не более чем дуракавалянием перед камерой. В основном это неудачные реплики, рожицы и гримасы перед хлопушкой. Импровизацией отметился только Кокнер, как заправский комик.
«Крампус оживает» - это пять фичуреток на полчаса в сумме о том, как снимался фильм. Очень крутая подборка сюжетов о создании фильма, делающего упор на то, что больше всего представляет интереса для зрителя – техническую сторону вопроса. Для разгона четыре минуты от режиссера с краткой исторической и культурологической справкой почему Крампус, Рождество и восьмидесятые. Далее столько же об актерах в форме фрагментов интервью, где они говорят о своих персонажах и коллегах. Двенадцать минут о спецэффектах и дизайне монстров – самое вкусное начинается – всех по очереди: Крампус, медвежонок, эльфы, херувим, Джек в коробочке. На деле все рукотворное и более того, тут даже не аниматроника, как таковая, а настоящее кукловодческое мастерство в его классическом понимании, когда просто дергают за ниточки и проволоку (так «оживляли» плюшевого мишку и ангелочка), в клоуне Джеке вообще сидели и извивались две симпатичные девушки крепкого телосложения и один невысокий мужчина. Внутри костюма Крампуса был парень, у которого перед глазами был маленький монитор, в котором он видел глазами своего персонажа, при том, что сам костюм был весьма минималистичен за исключением копыт, для которыхпридумали специальные «каблуки» для удобства. Четвертый по счету ролик – шесть минут – это зарисовка о подготовке к трюкам и их съемка. Тросы, маты, подстраховка и минимум дублей. Последняя фичуретка о подноготной съемок в декорациях, работе с «погодными» материалами, ухищрениях с перспективой и фокусным расстоянием линз камеры. Старые проверенные методы экономии в действии и не в ущерб качеству. На закуску отдельным разделом вынесен ролик о работе кудесников WETA. Это десять минут более подробного рассказа о создании существ вперемешку с репликами актеров и дополнительными кадрами со съемочной площадки. Из видеоматериалов все. Приятным довеском служит объемная фотогалерея: постеры (несколько штук), концепты монстров (включая 3D-модели) примерно на 130 слайдов (плюшевый мишка очень жуткий местами), концепты декораций и ключевых сцен в хронологическом порядке событий фильма (это еще 35-40 фото), несколько зарисовок Догерти в виде открыток и раскадровки четырех сцен (черно-белые, но не условные, а с хорошей рисовкой). По традиции на диске имеется аудиокоментарий, но тот снова без перевода на какой-либо из языков, увы, тогда как все остальные допы субтитрами на русском балуют.
Резюме. Фильм не образцовый, но пересмотр, да еще и в таком издании, очень даже возможен, особенно это касается звука. И в который раз не знаешь, что думать про «Новый Диск», гореть ему в Аду за «Славных парней» и «13 часов», или же не все потеряно, глядя на релизы «Крампуса», «Черепашек-ниндзя 2» или «Багрового пика»? Пусть они и вводят в заблуждение всех нас, но избирательно свою марку держат.