акробат | «Ip Man» (реж. Уилсон Ип, 2008 г.) [BD, Zone Free, UK Ultimate Edition, 2009]
Скромное обаяние Донни Йена редко изменяет его персонажам и совсем не ощущает разницы между простым полицейским и летающим кунг-фу дел кудесником, пробуя обнажать скудные с виду характеры и пунктиром очерченные архетипы посредством рукопашной составляющей. Стоит ли говорить, что «Ип Ман» в этом обескураживающе силен и невероятно показателен? Подобно старине Джеки, раскрывшего себя в амплуа комика через собственный талант к трюкачеству, Йен в картине оголяет нервы своего героя, отправляя в глубокий нокаут противников. Тут выброс ярости подменяет собой актерскую игру и степенно воспаряет над банальным торжеством боевой хореографии и скорости, оборачиваясь подлинным моментом зрительской истины, взывающим к переживаниям, достойным иных трагедий. Сжатый что есть силы кулак с разбитыми в кровь костяшками как взгляд, пронзающий насквозь, звуки ударов и сама их техника сродни игре слов, и в ней ни капли фальши, дарят уникальный в какой-то степени экспириенс даже для самого исполнителя, не говоря уж о нас.
Детонирующая героика, в которой на этот раз участвует актер, сильно разнится от привычных ему пут боевых фантазий, давящих в совсем иные «болевые» точки, чем картина Уилсона Ипа. Роднит же их до поры до времени только внутренний аскетизм, присущий и его предшественникам, но тот сгусток энергии, высвобождающийся в определенный момент времени, имеет вектор совсем иной силы и протяженности. Рождение «легенды поневоле» всегда выглядит иначе, а в случае с наставником Брюса Ли эта трансформация распирающей изнутри злобы вовсе не имеет себе аналогов. Это вершина в карьере Йена, ввергающего в дрожь пламенеющим нетерпением сломать как можно больше чужих костей, с горьким осознанием его персонажем собственной беспомощности перед смертью соотечественников и соратников. Как релятивистской струе, вырвавшейся в межзвездное пространство, такой агрессии нет преград, и сам он в акте слепого разрушения, как взрыв сверхновой, прекрасен и страшен одновременно. Актерствовать в данном случае необходимости нет - на фоне происходящего будет излишеством требовать хоть какого-то лицедейства, тем более, что сам Донни к такому не предрасположен - а скрывать неловкость от статичного нахождения в кадре заглавная звезда ленты, увы, не способна. Не важен и ответ на вопрос о том, за что бы сам человек желал бороться в такой ситуации, пускай его об этом и спросят (и попросят) другие, но все та же скромность едва ли позволит изменить собственному мироощущению. Сия добродетель легко может обернуться банальной неуверенностью в себе, если бы не грозные обстоятельства, с которыми бороться заставят жаждущие надежды люди. Тут-то обнаружится первопричина к появлению и моментальному пересмотру всем нам знакомого и популярного в гонконгской кинокультуре типажа, с легкой руки создателей наделенного качествами огромной ценности для окружающих и сильно сковывающих их обладателя. От этого как-то на второй план отходит факт реально существовавшего человека, без акцента на который фильм бы выиграл еще больше. В таком случае, у нас была бы редкая возможность застать на экране героя, чьи деяния, да и само присутствие в гуще событий, расположились бы ровно на окутанной туманом границе между мифом, крайне приземленным и похожим на правду, и реальностью, которую сложно вообразить, не выходя за рамки привычного понимания о пределе человеческих возможностей: духовных и физических.
Изображение. Качество картинки вобрало в себя все, что можно, как положительного, так и негативного. К последнему отнесу эпизодическое сильное проседание в деталях на всем пространстве от передних планов до фона. Закономерности в этом я не увидел – некоторые кадры восхищают своей резкостью, а уже через минуту видео словно проваливается обратно в эпоху DVD. Лица сильно смягчаются, а задники перестают ощущаться как эшелонированные. К этому стоит добавить солидные огрехи в оцифровке – сцена прихода бойцов с севера в усадьбу Ип Мана тому подтверждение. Тулуп героя Жина, когда тот двигается к дверям, а камера в статике, просто размазывается по экрану. Такое я припомню на BD только в издании «Смерча» (да и наш DVD «хорош»). С цветностью тоже не все так позитивно. Монохром она выдерживает более-менее достойно, чего иногда не скажешь о вполне себе цветных фрагментах, где не хватает оттенков, а гамма при кажущейся нейтральности приглушена и обладает едва уловимой «маслянистостью». Смотрим сцену, в которой воздушный змей залетает во двор героя Йена и кое-какие ракурсы в чайной (где толпа жаждет знать «а был ли поединок») и в его же дворе после – там всего этого навалом. В противовес прилично проработанные кадры, где Ип Ман просеивает уголь со своим учеником – не эталон, но глаза не цепляются за дефекты, указанные выше. С движением тоже есть проблемы – в части боевых сцен плавность хромает. Где-то слишком дискретно, а где-то очевидно смазано. Размытость изображения вообще бич издания, будь то задники или авангардные планы. Общее впечатление весьма среднее, хоть и битрейт позволил бы устранить большинство недочетов, да и фильм не старый для «цифры». Странно все это, учитывая, что о гонконгском издании в сети только лестные отзывы и таких провалов не отмечают. Видать, что UK, что USA, все одно «братья-близнецы» релизы.
Звук. И тут не без конфузов. Дороги всего две – обе на кантонском диалекте: DTS HD-MA 5.1 и в DD стерео. Вторая вообще не понятно зачем, а неотключаемыми субтитрами в определенный момент пресытишься (мало ли, вдруг вы знаете фильм наизусть). То же гонконгское издание щеголяет саундом на кантонском в форматах DTS HD-MA, TrueHD и PCM (все в 7.1), и мандаринском DTS HD-MA 7.1 и DD 5.1. Субтитры английские присутствуют и отключаются. Теперь о качестве. Вот тут нареканий не много – увесистые и хлесткие басы, приятная середина и добротно сопутствующие им высокие оставляют только положительные эмоции. Окружение во многих фрагментах тяготеет ближе к фронту, но фоновое сопровождение частенько «подкидывает» нам умело локализованные шумы по всей периферии, не забывая и о тылах (например, хлопковая фабрика с ее машинами). Многоканальным псевдо, конечно же, не пахнет, ведь как только герои начинают использовать свое кунг-фу, звучание преображается до неузнаваемости. Запускаем первые поединки с участием Жина и городских мастеров – ты будто внутри схватки или среди учеников. Замах в тылах, звук удара по фронту, что совсем не единичный случай – работа на пять с плюсом. Удары и блоки, какого бы характера они ни были, звучат полновесно и часто локализуются как подвешенные в воздухе вне обычной стереопанорамы, что очень здорово. Это же касается и размахивания мечами и «большими ножами» - в одном случае представится шанс увернуться от оного, настолько круто и правдоподобно «выпирает» эффект взмаха этой штуковиной над макушкой слева направо! Ничто не мешает и наслаждению отлично прописанной музыкой. Широкая панорама и превосходная динамика обрамляет происходящее не хуже голливудских блокбастеров. Разнообразие, конечно, приветствуется, но такого звучания более чем достаточно для удовлетворения нужд практически любого кинолюба.
Дополнения. Раздел не ломится от разнообразия, но предлагает подборку наиболее полную на сегодняшний день. В этом он не уступает вышеупомянутому изданию из Поднебесной. Отдельно вынесены трейлеры и тизеры, среди которых выделяется британский ролик, весьма пафосный по тону и суровый по содержанию, так как показали большинство файт-сцен и спойлеров, но он бы сподвиг на поход в кинотеатр. Основная плашка с бонусами раскрывает несколько подборок. Все на китайском с английскими неотключаемыми сабами. Самая увесистая часть представляет собой интервью создателей: режиссер, актеры, Ип Чун (старший сын Ип Мана) и постановщик боев. Формат простой – это обычный промо интервью-сет, которому не хватает изюминки за всеми вопросами типа «как вам работалось с тем-то и тем-то» и «какой самый запоминающийся момент во время съемок для вас». Много стандартных дифирамбов друг другу и общих порций восторгов от работы вместе. Некоторым участникам удалось увлечь либо интересными подробностями, либо собственной персоной и некоторыми забавными рассуждением и манерами. Более всех банален Уилсон Ип, которого тут 23 минуты. Не сомневаюсь в его талантах, но уж очень просто все выглядит, нужно быть искушенней в таких вещах, как разговоры о собственном фильме. Немного о том, немного о сем: какие сложности были при съемках, как он работал с актерами, с биографией Ип Мана и реконструкцией улиц тридцатых годов, каким идеям фильма больше уделял внимания и так далее. Пояснил он и приглашение Саммо Хунга на роль постановщика боев – идеальный выбор для фильма о вин-чун того времени. «Big Bro», как называл его в своем интервью Лам Ка Тун, привнес в картину сочетание нескольких стилей этого единоборства, настоящий знаток своего дела. Далее смотрим интервью с Донни, хронометраж тот же. Актер для подготовки девять месяцев изучал вин-чун, так как не был знаком с этим стилем, везде его сопровождали «деревянные бойцы». Навещал Ип Чуна, занимался с инструктором ММА, сбрасывая попутно вес (по комплекции он изначально не очень подходил на роль), снова начал курить для съемок. Символично, что за десять лет до этого его уже приглашали на эту роль, но тогда производство свернули. Сложностей у него было навалом, но он сильно выделил два предбоевых момента, когда должен был именно что сыграть (режиссер же отметил, вот незадача, поездки на велосипеде по съемочным площадкам – великов был дефицит). Очень тепло отзывается о работе с Хунгом – впервые как с постановщиком боев для него. Для многих актеров, которым предоставили слово, все было проще. Их ролики длятся от 3 до 9 минут, за которые они и успели толком рассказать о персонажах и что-нибудь из своего опыта на съемках. Выделю Хироюки Икеучи, исполнителя роли японского генерала, который до этого никакими боевыми искусствами не занимался, и Фан Суи-Вонга, который оказался очень разговорчивым малым, без обиняков просто призвал сходить на это кино, и чей персонаж, кстати, тоже имел реального прототипа. У Саймона Яма всего три минуты, тогда как фотомодели-дебютантке в кино Линн Хунг «дали» восемь. Для нее это было очень волнительно и все в новизну, и она боялась сыграть плохо (Йен по началу тоже опасался за нее). Саммо Хунг, настоящая звезда процесса за кадром, просто хорош. На просьбу-вопрос о том, почему он рекомендует ходить в кино на «Ип Мана», прокричал, что б, мол все в кино, а потом добавил (с долей юмора, конечно), что без этой поддержки не будет сиквела. Человек работал в Голливуде, сразу видно! Есть еще трехминутка с Ип Чуном, а на деле небольшое промо из фрагментов съемочного процесса и других интервью, включая собственное. Итого времени около полутора часов.
Второй по значимости раздел о продакшене. Львиная доля (чуть больше восемнадцати минут) относится к фильму о фильме, но там фрагменты уже виденных интервью, а в качестве видеоряда кадры из фильма и процесс съемок в рандомном порядке. Впечатляет работа каскадеров и трюкачей, дубли длинные и заметен контакт между дерущимися. Не мудрено, что чуть больше внимания уделено работе Хунга. Приятно, что зацепили в кадр и актера, исполнившего роль младшего брата героя Ксинга Ю (в жизни настоящего монаха Шаолинь). Добить это предлагают двумя небольшими нарезками (по паре минут) под бодренькую музычку без каких-либо комментариев под названиями «pre-production» (фрагменты пресс-конференций, фотосетов, репетиций и грима) и «shooting diary» (аналогично предыдущему, но побольше кадров с постановками боев). И еще фотогалерея со съемочной площадки – четверть сотни слайдов, скомпилированных в видяшку на две минуты (даже не слад-шоу!). Куда более скромный раздел о сеттинге и локациях содержит три мини-фичуретки о хлопковой фабрике, городских улицах и доме Ип Мана. Но, замечу, что эти ролики сопровождаются комментариями их «хозяев» в первых двух случаях и Уилсона Ипа в третьем, и которых не было в допах, указанных ранее. Тут приходится сожалеть, что нам недодали экскурсии по улицам с Суи-Вонгом в качестве экскурсовода. Будь это фильм Кэмерона или Кевина Смита мы бы в каждую лавку там заглянули. Итого еще 7 минут. «Вырезанные сцены» - это пять небольших фрагментов, из которых выдели бы три. Первая – это драка в чайной, сам факт такого события забавен, типа такие дружеские поединки «чье кунг-фу…» дело обычное, идешь себе в магазин, а тут тебе бах и вызов бросают. А тут Ип Ман еще и с младенцем, которого передал в руки герою Яма на время. Вторая – это сепукку генерала Миуры в додже, где происходил знаменитый бой Йена против десяти японцев. Еще сцена, где Жин выдает местонахождение Ип Мана, после чего он должен получить пулю вместо денег (выстрел не показали). Есть еще специально записанный бонус для этого издания от CineAsia и перекочевавший в гонконгское издание трилогии – история вин-чун. 15 минут в HD и на английском языке. Это краткий экскурс о техниках, связи с джиткундо. Рассказчик, Гуро Дан Иносанто, владелец своей академии в США , один из учеников Брюса Ли. С фильмом не связано по большому счету. Ну, и в качестве разрядки можно глянуть анонсы тогдашних грядущих релизов от компании – девять трейлеров, из которых «в душу запал» тот еще трешак про девочку-пулемет.
Резюме. Издание очень хорошее по части бонусов и качеству звука, но вызывает недоумение качеством картинки и неотключаемыми субтитрами. Главная роль Донни Йена достойна большего и это «большее» ютится сейчас в Гонконге, где в прошлом году вышло ультра-крутое комбо из трех частей – копии предыдущих изданий каждого из фильмов и бонусным диском к триквелу (на котором допы, с легкостью размещенные и на однодисковых изданиях). Замечу, что в UK издании второй части проблем этого релиза нет (кроме выбора дорожек, которых тоже меньше): сабики отключаются, изображение отличное, есть эксклюзивные бонусы, аналогичные описанным.