акробат | «Аниматрица» (реж. Йосиаки Кавадзири, Питер Чунг, Такаси Коике и др., 2003 г.) [DVD, Премьер видео фильм, Region 5, 2003]
Как показало время, недолго феномен «Матрицы» был в статусе религии – излишняя информативность первого продолжения свела на нет все достижения тандема тогда еще братьев Вачовски. Совсем не в те цвета мы хотели раскрасить белые пятна на карте мира, созданной авторами этого боевика, такое будущее и его устройство оказалось не слишком практичным для всех героев по обе стороны киберграницы и спорным в своей основе для зрителя. Надобность «Революции» так же сомнительна сама по себе, хоть и завершение триптиха лаконично расставляет точки в истории, расчерченной «Перезагрузкой», а отрезком с пятьдесят девятой по семьдесят шестую минуты ваш покорный слуга будет восхищаться всегда, как и приключением Нео и Тринити на «Логосе» и в городе машин.
Что пришлось как нельзя к месту, так это девятисерийный альманах за авторством самих поляков и светил аниме-культуры о становлении Системы и о том, что баги есть не только в ней, но и в людях ее питающих и населяющих. Злодействующая же Программа-поработитель в нем все еще подносится как индивидуум, а не информационная мощность с бинарной логикой. Полтора часа, может, и восполнят недополученное от сиквелов удовольствие и пробелы в понимании природы Матрицы, но аппетит от этого разыграется еще больше. Сборник этот, как последнее напоминание об исключительности несовершенства, предлагает сызнова взвесить собственные ощущения четырехгодичной давности. Виртуальная среда совсем не так синтетична и прямолинейна, как может показаться, а осязаемое настоящее отнюдь не так правдиво в ощущениях, мир перед глазами, если их закрыть, не одинаков, выбор, не обусловленный уравнением, есть даже у машин. Воображаемое материально, оно может отбрасывать тень, указывая путь в реальность. Это взгляд от лица черной кошки, пропуск на мгновение в закулисье без инициации, красная пилюля не для Нео, а для нас, как шанс попробовать себя в роли дежа-вю. Уникальная возможность посмотреть на жизнь в Матрице под иным углом и для именитых режиссеров из страны восходящего солнца, написав сочинение на заданную тему красками и техникой, к которым привыкли руки. Благодаря их творческой энергии заправляющий в трилогии фетишизм был пущен в совсем иное русло и вылился в форму визуально более абстрактную, игнорирующую вещи как таковые, но говорящую строго по существу. В «Аниматрице» нет законов, подобно бубнежу Архитектора, ей свойственны правила игры, меняющиеся на ходу и испытывающие на прочность силу воли своих героев, подсаженных на симуляции как на наркотик. Талантливая краткость, вдохновленная действительно великим кинематографом, сочится от сюжета к сюжету. Это лишний раз напоминает нам, что оригинальная картина стала современной классикой практически сразу. Первый фильм нового тысячелетия, как говорил сам Джоел Силвер, штришками Кавадзири и Ко стал еще краше и глубже, чем принято считать. Такое сочетание «обязательного» и «вариаций на тему» уже давно стало контекстом, а не просто дополнением-мостиком для последующих киноинкарнаций, подтверждением того, что никто и никогда, не смотря на иссушающую жажду надвигающейся сиквел-дилогии, не хотел знать ответа на вопрос «что такое Матрица?». Никому не было дела до секрета фокуса и, тем более, его исполнителя – все следили за руками и отдавались загадке.
Изображение. Анаморф референсного качества на протяжении девяносто девяти процентов хронометража. Разницы нет никакой: навороченный ли это графон в «Последнем полете «Осириса» или же монохромное решение «Детективной истории». В первом текстуры проработаны на грани фантастики – кожа, металл, ткани – не являясь привередой можно запросто заподозрить трансфер в HD-качестве. Натуральность оттенков и освещения так же не подвергается сомнению – контраст идеальный, за исключением того, что синева сцен внутри «Осириса» чуть темнее нужного. Остальные эпизоды уже рисованные, в сочетании с компьютерной графикой, но это ничуть не влияет на качество видео. Задники монументально стабильны – шевелений лишено все, за редкими казусами в виде вышеупомянутой нуар-зарисовки и «Программы». В первом случае видно, что иногда зерно не часть анимации, а дефект оцифровки, во втором – непонятная природа сильных «жучков» на белых волосах главной героини (на фоне всего великолепия это режет глаза). Интерлейсинг так же присутствует в некоторых моментах – видно, что картинку «заперли» в SD, впрочем, совсем не факт, что BD-версия не имеет этих недостатков (замечал подобное в «Шреке», например). Большинство претензий относится именно к сюжету про частного детектива, где все вышеупомянутое и встречается. Остальное – безупречно, под стать уровню анимации: цвета наполняют кадр жизнью, движение передано без искажений, точность прорисовки деталей на высоте, как и фирменный «анимешный» эффект трехмерности и присутствия при использовании движущихся фонов. «Посвященный» тут просто вне конкуренции – кислотная палитра завораживает, как и глубина изображения. Сногсшибательный релиз, ничуть не уступающий трехмерным аналогам от голливудских мэйджоров.
Звук. На диске два 5.1-трека. Английский и русский. Они идентичны – выбирай любой. Частотная и объемная составляющая одинаковая, поэтому вопрос личных предпочтений – смотреть в оригинале или же в нашем дубляже, в плане интонаций несколько отстраненном («Программа», к примеру, этим грешит). Озвучка названия каждой из серий имеет разные уровни голоса и реверберации. Больше различий не заметил. Отключаемые русские и английские субтитры в наличии (в отличие от дебютного релиза «Матрицы», где наши сабы «вшиты» в английскую дорогу и ничего с этим не сделаешь). Звук сиквелов, не смотря на отличный сюрраунд, я бы никогда не поставил вровень с «дорогой» к первому фильму из-за заглушенной и скованной напрочь середине и высоких – совершенно не внушает. Действие будто за плотными шторами, никакой агрессии и драйва. В этом плане посчастливилось «Аниматрице», микшированной, видимо, по схожим принципам, что и дебют. Звук (для проформы, здесь и далее говорим про английский) вдоволь напичкан фоновыми шумами и эффектами во всех короткометражках. Отличные верха иногда врезаются в уши (искажения пространства в «По ту сторону», когда девушка проходит по разрушенному коридору; движение мечей в открывающем «Осириса…» спарринге) – пространство расчерчивается как алмазной головкой по стеклу. Середина не отстает – отчетливо локализуемые перемещения объектов, драйвовые электронные композиции, сочные взрывы – на зависть многим боевикам. Сабвуфер щеголяет парой-тройкой отменных низкочастотных реплик. Шик при ядерном взрыве в здании ООН в финале второй серии «Возрождения…» - реальная басовая сфера! Саунд, даже если прислушаться, почти не теряет в объеме в моменты сильного акцента на музыку, эффекты «зависаний», стометровка в «Мировом рекорде», к примеру, своей красоты ничуть не лишаются, а масштабные бои людской и механических армий, хоть и тяготеют к фронту, но столь же деликатны в мелочах, как и любой спокойный момент. Тембрально перед кинозвуком аудиоряд мультфильма, как и перед лучшими образцами в своем классе, слегка пасует, но сбалансированность трека впечатляет – настоящая гармония, особенно, когда дело касается формирования предфронтальной панорамы.
Дополнения. Менюшка красивая сама по себе, но надписи в «корне» совсем неказистые, меню подразделов статичны и немы. Бонусный раздел предлагает весьма интересный набор, в котором снова не хватает главного – режиссерских лиц двух зачинателей перед камерой. Вот уж кто мог рассказать многое о своем детище, так это настоящие фанаты своего дела, люди не понаслышке знающие толк в аниме- и манга-культурах. Увы! И это при том, что в документалке «The Matrix Revisited», изданной у нас на VHS, DVD (серия Collection) и BD или дополнительных роликах к ней же, Вачовски светанулись в студии аниматоров (насколько я могу помнить) и там есть кусочек именно о подготовке «Аниматрицы», ни кадра из которого нет на этом диске. Обломно, конечно, но что есть, то есть – подборка все равно хорошая. Первый раздел – «Краткая история аниме и манги» на 23 минуты – что примечательно действительно краткая и действительно история. Вещают как люди, занимающиеся историей японского искусства профессионально (Фредерик Шоудт, автор книги «Манга! Манга!», женщина-преподаватель в университете по фамилии Напье (родственница Джокера-Николсона, не иначе) и еще несколько персонажей), так и критики. Для людей несведущих ликбез интересный о взаимосвязи исторического развития послевоенной Японии и анимации. В предисловии минут на пять режиссеры проекта дружно признаются в любви к «Матрице», а Силвер отпустит шутку о своей этнической сущности. У него изначально не было даже четкой идеи о том, в каком виде развивать вселенную, созданную его подопечными: телешоу, полнометражный проект, но в планах уже тогда была и видеоигра. Далее собственно содержание, где мы узнаем об особенностях манги как то, что она тематически постепенно охватила все сферы жизни и быта Японии: найдешь сюжет на любую тему. Естественно, вспомнили про Осаму Тэдзуку, «Астро-боя», про знаменитую фишку переноса историй на экран с помощью техники протяженного рисунка (что диктовалось экономией денег в том числе), диснеевские корни и так далее. Как манга и аниме обретали свою самобытность и разживались собственным повествовательным инструментарием, расширялись сюжетно и изобразительно, штурмовали очередные табу и покоряли американскую публику. Гарри Ноулз, бородатый толстяк, рассказал, как в конце восьмидесятых в университетах начали появляться тусовки и видеоклубы для засматривавшихся восточной анимацией, люди сами делали титры для мультфильмов. Началось все, разумеется, с «Акиры», а в начале девяностых пошла настоящая экспансия. Второй раздел из бонусного списка называется «Создатели» и включает в себя банальный перечень режиссеров и продюсеров проекта, никаких тебе био- и фильмографий, ни фото, ни строчки вообще. Зачем?
Второй полноценный материал это сборник небольших сюжетов о воплощении в жизнь каждого из мультфильмов без малого часовой продолжительности. Жмем кнопку «смотреть все» и внимаем. Большинство из роликов построено по одинаковому принципу: продюсер, режиссер, композитор, создатель звуковых эффектов, режиссер по диалогам – по очереди берут слово все и раскрывают какие-то небольшие аспекты в работе, поясняют стилистические и визуальные нюансы, делятся секретами, трудностями, своими творческими принципами. Почти каждый сюжетец снабжен и кадрами из предыдущих работ авторов. Про «Осирис» рассказывать много не пришлось – делалось все по следам «Последней фантазии», но в более фотореалистичном ключе, хотя тестовая запись длиной в полминуты с роботом осьминогом и Джуи совсем не огонь. Подход Маэды – совсем другое дело. В отличие от вызова только технического в лице «Осириса», «Второе возрождение» представлялся куда более сложным проектом, для которого сам режиссер делал эскизы, что есть большая редкость (обычно он таким не занимается). В «Kid’s story» школа срисована с реальной заокеанской (Сан-Францизско), и тут самый сок это анимация. Клейтон Уотсон сам сыграл почти все сцены, кроме особо экстремальных, после чего его движения «срисовали» художники. Нет, это не опыты Линклейтера, это ручная работа от и до. Наиболее простой и наименее ценный, сложилось такое впечатление, для проекта сегмент, «Детективная история», обзавелся всего-то скромным словом автора. С «Программой» все иначе: самый именитый из команды режиссеров, Йосиаки Кавадзири, проявил настойчивость и заполучил право реализовать собственные идеи со своей приверженностью к традиционной анимации (без мастеров из «Madhouse» никак, само собой). Он же наставлял и своего протеже Такеси Коике при создании «Мирового рекорда», очень наблюдательного, замечу, аниматора с собственным нестандартным почерком. «Beyond» Кодзи Маримото рисовал более двух лет (для сравнения – «Второе Возрождение» ваяли полтора)! Этот строптивый перфекционист мог с легкостью зарубить целую сцену, если ему что-то в ней не нравилось и начать с нуля – логично, что Майкл Айриас хлебнул с ним тяжкого. Не ошибусь, если буду утверждать, что эта фичуретка самая интересная: поиски нужной мелодии для сигнала светофора (именно «Тоорянсэ»), фон срисовывали прямо с окрестностей вокруг студии, перед началом работы было отснято немало материала с девушкой, что бы точно перенести героиню Йоко на экран. «Посвященный» - здесь так же не обошлось без сложностей, на этот раз была замена кадровая. Вместо выбывшего изначально режиссера пришлось срочно искать замену в виде Питера Чеунга, сработавшего очень профессионально и оперативно. Выручил, что называется. Больше всего ему не давался титульный герой робот, что странно. Завершает подборку промо-трейлер игры «Enter the Matrix», о которой уже никто и не помнит. Что редко со мной бывает – рекомендую просмотреть «Возрождение… 1 и 2», «Мировой рекорд» и «Программу» с комментариями режиссеров – русские субтитры к треку приложены – не пожалеете, узнав, например, на кого так похож тренер спринтера Дэна по имени Том (если кто-то смотрел не очень внимательно). Сабиками снабжена и вся подборка, хотя иногда переводчики совсем не заморачивались – «Призрак в раковине», ага.
Резюме. Владельцам респект, ибо издание аж 2003-го года от «Премьер видео фильм» в картонке – вообще уникум для сегодняшних дней. Никаких отличий от остальных релизов, включая выпуски на BD. Один из моих любимых дисков за все время (в частности, из-за «Beyond»), хоть и не пересматриваю так часто, как хотелось бы.