акробат | «The Fifth Element» (реж. Люк Бессон, 1997 г.) [BD, Mastered in 4K, Zone A, 2015]
«Пятый элемент», внешне до умиления анархичное сай-фай великолепие, ныне смотрится как одно из последних великих и по-настоящему винтажных жанровых произведений. Люк Бессон, когда-то точно имевший связь с космосом, очень простым и непринужденным образом переиграл человеческое будущее и всю его популярную культуру, от чего большинству футуристов и фантастов стоило бы уткнуться головой в песок – совладать с таким чувством прекрасного удалось бы далеко не каждому. Тут и кроется один из главных секретов этого легкого и презабавнейшего эпатажа, импозантно кривляясь, скрепившего собою внутренние фундаментально вечные человеческие материи с прелестным и по-детски наивным представлением о нашем внешнем мироощущении. Сказка о Добре и Зле в антураже космических кораблей, инопланетных существ и ухмылки Брюса Уиллиса - та самая фантастика в полном смысле этого слова, иногда без причин и следствия, но всегда осязаемо настоящая, где единственной ликвидной ценностью является авторская фантазия, которой всегда много и никогда не скажешь, что она не к месту.
Автор этого расчудесного калейдоскопа условностей как одиннадцатилетний юноша, грезящий о спасении целой Вселенной, смотрит на свой мир будущего с широко раскрытыми глазами. Бессон чуть ли не на ходу дает жизнь собственным образам, без стеснения обнажая перед зрителем свою неутолимую жажду развлечь последнего. Тогда казалось, что этот поток вдохновения никогда не утихнет, что любая вычурность будет ему простительна и что эта маленькая легенда из завтра, которое никогда не случится, будет сиять вечно. Так оно, в общем-то, и вышло. В отличие от многого из того, чем занимается француз последнее десятилетие, грозящего быть неузнанным уже на следующий день, сказ об огненно-рыжей Лилу времени не подвластен. Хрестоматийное сочетание эстетической простоты и технологической разнузданности восторгает собою и по сей день. Состоит все здесь из сущностей, не требующих объяснения, они живут своей жизнью, но для зрительствующих глаз возникают из ниоткуда и сами собой: будь то вселенское Зло, рождаемое тенью, Любовь, падающая с неба, или радио-вихрь Руби Рода, чрезвычайно естественного чертика из табакерки, здесь абсолютного символа сексуальности, в любой другой вселенной казавшегося бы воплощением жеманности. Обречена любая попытка проявить любознательность и дотошность – вопросы к фильму задавать может только последний сноб – буквоедским упрямством эту картину не взять, а вкусами, отличными от авторских, не приуменьшить ни одной из ее особенностей. Куда проще поверить, что камни волшебные, как и их живая «сестра» в исполнении Милы Йовович, что самый желанный мужчина на свете это герой Криса Такера. Первая попросту не умеет играть, а второй свою роль прожил на одном вдохе, но это не мешает воспринимать их по равному – маленький триумф создателей. Сомнений, в очередной раз, нет ни в Уиллисе, ни в Олдмане, чутка модничая, дразнящего нас своей экранной харизмой. Но соль даже не в актерах, не в дизайнерах и не в спецэффектах и экшене, а в первобытной для кино прелести удивить духом большого приключения, для чего желательно иметь в сердце немного ребяческой фантазии и задора, без которой все дифирамбы выше и старания упомянутых персоналий, не стоят и гроша.
Изображение. У реставраторов золотые руки! Сочетание «Mastered in 4K» отпечатано на обложке не для галочки. До этого я не видел ни одно из изданий фильма, включая релиз от «Кармен», поэтому сравнить не с чем, но держу пари, что в том виде, в каком представлен «Пятый элемент» сейчас, он смотрится выигрышней любого из них. Феноменальная резкость и глубина цвета для ленты, которая в следующем году отметит двадцатилетие! От крупных планов не оторвать глаза – инопланетяне в металлической оболочке в прологе ленты вплоть до мельчайших царапинок и переливов бронзовых и медных оттенков очаровательны, лица героев осязаемо выпуклы и расчерчены морщинками, которые считать не пересчитать. Отличная яркость в этой сцене позволяет любоваться и стенами пирамиды, в которой происходит действие. Образцовая контрастность дает возможность наблюдать и множество цветовых градаций вне зависимости от того, статичный кадр или же полон действия. Шумов не заметил, хотя иногда всматривался и в небесную синь, в стены помещений в мало освещённых сценах и замыленные задники (исключение – первый общий план после вступительных титров, где зерно уже ничем не вывести). Прекрасное и сочное изображение, которое буквально дышит воздухом, местами едва уловимо кажется подкисленным (офис Зорга, лаборатория по восстановлению и клонированию), что ничуть не портит впечатления. Что интересно, картинка, не смотря на тщательную работу с палитрой, выглядит очень нейтрально в плане гаммы, нет ни намека на перекосы. Вот это и называется основательным подходом к делу.
Звук. Есть на обложке и не менее желанный для кинолюба логотип Dolby Atmos. Фильм в таком звуковом формате дебютирует. Первые же кадры открытого космоса и полный улет! Мид бас нагружает сабвуфер в полной мере – давит со всех сторон и сразу. Метеориты, сквозь которые нас несет камера, отлично локализуются и по фронту и в тылах – иногда их свист рассекает пространство прямо внутри комнаты. Дальше – больше. Пролог с камнями – и снова идеальная эмуляция пространства, музыка и прибытие/отбытие пришельцев берут комнату штурмом. И так на протяжении всех двух с лишним часов. Примечательно, что самые крутые эффекты с экшеном связаны мало. Испытание универсальной винтовки-убивалки мистером Зоргом перед его инопланетными подельниками сносит башню. Рассекающие по всему периметру пули равнодушным не оставят! Ну и как не отметить шоу Руби Рода – вот уж где голос, музыка и эхо от «монологов» Корбена гуляет как ему вздумается. И не сказать, что это ультрасовременное звучание, скорее, оно предельно бережно облагорожено и прокачано. Опять же, мне сравнивать не с чем, но релизы прошлых лет с LPCM, DTS-HD MA и Dolby TrueHD треками, наверняка, таким частотным напором, как этот Atmos, не похвастаются. Справедливости ради стоит заметить, что дорожка в эпизодах с массовым выкашиванием недругов героем Уиллиса, могла бы быть и сочнее, но это из разряда придирок. Партитура и аудиокомпозиции разложены отлично, под стать звуковым эффектам. Так же на диске есть французский (TrueHD 5.1) и испанский (DD 5.1) треки. В первом, кстати, актера на озвучку Такера подобрали с более мужественным голосом. Субтитры на этих же языках прилагаются (английские, разумеется, тоже в наличии).
Дополнения. Меню статично, но озвучено. Раздел бонусов содержит много чего интересного и занимательного. Два с половиной часа времени на это стоит потратить. Забегая вперед, отмечу, что при внушительной суммарной продолжительности нам не положили никакого фильма о съемках как такового, что б посмотреть на бурление съемочной площадки и послушать вопрошания режиссера о каких-нибудь сложностях процесса. Обезличенность материалов с точки зрения неучастия в них Бессона очень уж бросается в глаза – он появляется только в двух небольших промофичуретках («Imagining the Fifth Element» и «The Elements of Style», которые от части дублируют содержание предыдущих роликов). Бонусы (кроме «Imagining the Fifth Element») старательно переведены на английский там, где требуется при наличии французской речи, так же почти везде есть голос рассказчика. Качество видео несколько варьируется (в основном от анаморфа к «квадрату»).
Смотрим по порядку. «The Visual Element» – 18 минут – краткая и вполне всеобъемлющая зарисовка от лица двух дизайнеров фильма (куча концептов!), авторов комиксов Мебиуса и Мезиера, современных французских классиков, познакомившихся еще студентами в 52-м, чьими работами восхищался сам Бессон, предложивший создать им мир «Пятого Элемента» в начале 90хх. Отказаться от такого было невозможно и тандем начал свою работу над концептами (сценарий тогда сильно отличался от того, что мы имеем сейчас, конечно. Изначально там были сцены атаки мангалорцев на мегаполис, к примеру). Позже к ним присоединился молодой художник Патрик Гарсия, внесший значительный вклад в облик фильма (транспорт, инопланетные расы, «Флостонский рай» его рук дело). В целом, концепты сильно опережали фильм, и, на мой взгляд, были местами куда изобретательней и интересней, чем итоговый вариант, особенно это касается персонажей-неземлян, но при просмотре этого совершенно не чувствуется – все круто. После завершения сразу можно посмотреть 6 минут футаджа пробы декораций в студии «Pinewood»: пирамида, квартира Вито Корнеллиуса, офис Зорга, космопорт и горы мусора, интерьеры «Флостонского рая». Это еще одна фишка бонусного раздела – после основного ролика сразу переход к архивным записям, о которых вещалось ранее. Коротенькое интервью (4 минуты) с Уиллисом (здесь и далее они от 2004 года) о прелестях работы с Бессоном, актерской работе и прочим стандартностям, зато есть немного кадров со съемок. Далее интервью с Милой на 12 минут. Эта настоящий живчик – веселая, общительная и улыбчивая барышня. Признаться, в фильме едва ли заметна ее подготовка к роли Лилу, но, судя по ее разговорам и следующим за этим видео-архивкам, приходится признать, что подход к персонажу был: мандариновый цвет волос, удививший Бессона, специально написанный им для фильма язык Лилу (ему тогда было лет шестнадцать, когда вся идея оформилась в голове – Бада-бум, все дела), жестикуляция и повадки, мимика, тренировки для боевой сцены (ногу для удара в челюсть задрали принудительно два парня, сидевших у нее в коленях). Она сама же говорит, что это ее первый фильм, настоящий, а не номинальный, что от истины-то не далеко. После нам предложат посмотреть 4 беззвучных скрин-теста с Йовович, где та на камеру пробует на себе шкуру персонажа: жует яблоко, смеется и корчит рожи, что-то орет, жестикулирует и перегибается, машет руками, и т.д. Хорошо, что глаза в итоге подводить, как у панды, не стали. Всего 11 минут видео. Потом немножко Криса Такера – около 4 минут – и его взгляде на миксование образов Майкла Джексона и Принса.
Закончим с актерами и перейдем к инопланетянам. 8 минут о работе над внешностью мондошиванов. Это вам не теперешние легкие каркасы и материалозаменители – все по-взрослому. Только металл, только хардкор! Слово берут дизайнеры, объясняющие, как и что работает и из чего делается (включая аниматронные головы), тестовые записи. Самый обидный факт (и это действительно печаль), что из шести полноразмерных и уникальных костюмов «в живых» остался только один, остальные пустили под пресс по настоянию студии, как я понял из содержания ролика. Уму непостижимо! Аналогичный ролик о мангалорах на 9 с лишним минут. На каждом из актеров силиконовая маска с аниматронным каркасом с разным количеством «мышц» (у Акнота их было 12, к примеру). Маски показали крупным планом – выглядит очень круто. Рассказали так же и о нескольких ухищрениях при съемках, типа замены глаз на специальные очки, поскольку были большие сложности «совмещения» глаз актеров с масками. Видео-тесты масок в статике и на актерах (сцена атаки на посудину мондошиванов) присутствует. 4 минуты про создание Пикассо, зверушки Зурга, очень детально с разбором по стадиям. Крис Бартон, ведущий аниматор, подробно остановился на механике существа. Из подобной мелочевки еще трехминутный ролик о бастующих уборщиках мусора – существах, которых в фильме легко пропустить (они сидят с транспарантами в горах мусора в космопорте). Так же 4 небольших видео-теста с ними. The Fashion Element – 8 минут – интервью с Жан-Полем Готье, дизайнером костюмов. В фильме все, конечно, от кутюр, но это не отменяет факта некоторой халтуры, что ли. Модельер не сильно напрягался и здорово оторвался при работе над фильмом, да и денег было не так уж и много на это. Забавно, но в ролике и последующей пятиминутке видеопроб, одежды выглядят несколько трешево, но по фильму все иначе.
Одна из главных жемчужин всей секции допов – ролик «The Diva». 16 минут рассказа об этом персонаже, первое, если верить закадровому голосу, интервью девушки по имени Maiwenn со времени выхода фильма. Попала она в него после того, как немецкая модель, с ее слов, просто исчезла за пару дней до начала съемок, ни с ней, ни с агентом тогда связаться не смогли. Итог, тем не менее, ее сильно разочаровал (даром, что была замужем за Бессоном пять лет). В фильме нет того, что бы отражало всю подноготную Дивы, все те долгие дни подготовки для создания цельного образа низвели до музыкального клипа. Сама, тогда еще юная девушка, хотела вложить в нее что-то большее, но увы. В ролике так же есть снятый единым планом полный номер Дивы на фоне хромакея под оригинальную фонограмму. По традиции далее следует 8 минут видео-тестов костюма и сцены в опере. Марк Стэтсон, заправлявший спецэффектами, берет слово от лица Digital Domain, когда речь заходит о спецэффектах. 10 минут под названием «The Digital Element» коротко расскажут о съемках нью-йоркских эпизодов: работа над миниатюрами городских улиц (огромные, черт побери) и постановкой знаменитого прыжка с участием дублерши. Справедливости ради, скажем, что сама Мила один прыжок сделала, но чисто номинально, мол, и я могу. И напоследок два ранее упомянутых пятиминутных промо-ролика о спецэффектах, концептах, трюках, костюмах с участием актеров, Бессона, Готье. Последней «фишкой» служит возможность включения субтитрами фактов о фильме при просмотре.
Резюме. Издание по качеству исполнения превосходное, как и сам фильм. Видео и аудио нареканий не вызовут. Хронометраж бонусов приличный, информации достаточно, но супротив большинству релизов, тут не хватает общего фильма о съемках, зато есть масса интересных мелочей и примечательных технических аспектов. Настоятельно рекомендую владельцам мультизонных аппаратов – это украшение любой коллекции. Цена сейчас в районе девяти мертвых американских президентов на amazon’е, но если вы совсем фанатеете от фильма, то можно раскошелиться на Digibook с небольшой брошюркой о фильме в пять раз дороже (остальной контент идентичен), что равносильно пустой трате денег.