акробат | «Apocalyptica. The life burns tour» (2005) [Sony BMG, DVD, Region free, 2006]
Путь коллектива из Финляндии, чьи свежие музыкальные головы и беспримерная творческая одаренность периодически служили поводом к пересмотру взглядов на возможности тяжелой музыки, до определенного момента можно назвать практически идеальной сказкой. Талантливые люди, культивирующие в себе самих столь мощную мелодику, обладающие колоссальным потенциалом, нуждались лишь в правильном маркетинге. «Plays Metallica…» - маленький трамплин к большим свершениям – стал истоком почти десятилетней экспансии строго по восходящей, когда здоровая одержимость идеей придавала метал- и трэш-жанрам особое струнное благородство, а сама команда уже в середине этого пути переросла статус культовой и взяла, пожалуй, главную и ценнейшую за все свое время существования вершину. «Cult», как крохотная заклепка на кожаной потертой косухе, внезапно ставшей ее главным украшением, ударил сверкающей молнией прямиком в сердцевину начинающего дряхлеть направления. За этим последовал форменный контрольный выстрел – открывающий их следующий альбом трек «Prologue», окончательно сбивший спесь с его [направления] уставшего морщинистого лица. Последовавшее после выхода «Reflections», их четвертой номерной работы, турне явилось уже формальной констатацией факта закрепления на сцене персонажа, с которым можно и нужно считаться.
На дворе весна 2005-го, пятеро музыкантов творят чистую энергию при помощи виолончелей и ударных. «The life burns tour» и в самом деле полыхающий факел, причуда игры воображаемых теней на каменных стенах средневековых подземелий, оживающий от сполохов искр загадочный готический мрак, которые в разрезе сегодняшних дней и состояния вдохновения их авторов кажутся реликтовыми отзвуками тогдашнего диалога с таинственной бездной, источавшей колебания незримого духа высшего порядка. Отсутствие предела – суть этой музыки – как дарующее сиюминутное наслаждение вечное ожидание конца, который никогда не наступит. Мелодия на грани света и тьмы, генерирующая синь электричества и магическое заклинание, оживляющее каменного голема, у которого обнаруживается свойство различать цвета. Это странствие безумного, отягощенного проклятием оборотня, путника по девственно дремучим лесам в поисках роковой серебряной пули. Это красиво оформленные кустарники роз в саду, покрытые первым снегом. Это взгляд сквозь себя самого с целью увидеть в этом мире вопросы без ответов. Это язык Apocalyptica, обретший физическое воплощение в виде бесконечной кривизны пространства-времени, благодаря чему мы присутствуем сразу везде и нигде одновременно, и чему совсем не мешает наличие в их репертуаре классики других исполнителей. Таковой была диалектика группы в тот период – невозможно сделать шаг в сторону, но даже собственные корни не помеха росту вверх.
Концерт, записанный на диске, содержит почти полтора часа огненного экшен-действа. Два десятка треков, как за авторством Топпинена, так и таких коллективов, как Metallica, Sepultura. Завершает выступление исполнение произведения Эдварда Грига. На тот момент у группы уже было достаточно собственного материала, что бы составить программу только из своих тем и сделать выступление ничуть не хуже данного. Тем не менее, в зале никто не был против «Fight fire with fire», «Seek and destroy» или «Inquisition symphony», а сами исполняющие так и вовсе с азартом колбасили по своим дымящимся инструментам, не жалея ни себя, ни зрителей. Внутреннюю драматургию нам никто не обещал, но тот факт, что скорости и мощь возрастают в конце чуть ли не по экспоненте, не ощутить сродни преступлению. В сравнении с тем видео, которое группа выпускала за шесть лет до этого («Apocalyptica Live», 2000), прирост весьма заметен, да и раскованности стало значительно больше, что, во многом, обязано появлению полноценной ударной секции, как кажется. И только смахивающий своим спокойствием на Эдмунда Шклярского Маннинен как сидел на месте, так и остался там до финала. Под конец, правда, улыбнулся разок-другой.
Изображение. На концертнике двухтысячного года картинка была «квадратная» и просто чудовищного качества – парни старались, из кожи вон лезли, но никто так и не догадался принести нормальные камеры. Текущий же диск снабжен на два порядка более приемлемым анаморфным трансфером, с более богатой палитрой цветов (на сколько это возможно с учетом постановки шоу) и сносным состоянием задних планов. Дымка в зале многое портит, наделяя совсем не идеальное изображение значительным шумом и слабой глубиной, зато крупные планы обнажают немало деталей на лицах наших героев: волосы, татуировки, капли пота, перчатки Кивилааксо, лак и потертости на инструментах – уже что-то видно и то хлеб. На общих планах из зала зрительская масса не сливается друг с другом в кашу – хорошо различимы даже некоторые оттенки одежд. Еще о минусах – на среднем удалении камеры присутствуют практически перманентно «лесенки» на прямых линиях (струны, смычки и т.д.), что не есть такая уж беда при очень быстром монтаже, куда обидней присутствие интерлейсинга «на людях» и прочих объектах в количестве меньшем, но так же заметном. Контраст, правда, хороший, если не брать в зачет прожекторы, зачастую сбивающиеся на простой белый свет, донельзя засвеченный.
Звук. Дорожек три: PCM 2.0 (1,5 мб/с), DD 5.1 (448 кб/с) и DTS 5.1 (768 кб/с) – выбирай любую, но слушай вторую, поскольку именно самый пожатый трек на диске щеголяет добротным мясом при великолепном объеме: толпа в зале и впрямь внутри комнаты, только жаль, что большая часть «людей» помещена по бокам и назад, но так натурально хлопают, гудят и свистят, что пару раз на зазорно и оглянуться. Создается ощущение, что находишься не посреди, а перед зрителями. Можно считать это эффектом VIP-билета. Баса более всего на стереодорожке, но она плоская, скованная и совсем не окунает, просто не окунает. DTS сбалансированный и чуть более правилен при позиционировании инструментов, особенно ударной установки. DD резковат и выпячивает на передний план музыкантов, перенося их ближе к слушателю, несколько теряя в очаровании именно концертного звучания (словно слушаешь студийную запись), зато агрессии хоть отбавляй – тут равных ему нет. А когда доходит дело до сольных партий, то выступление словно преображается. Мощные пассажи всех и разом, конечно, хороши и драйва в них море, но слушая в деле кого-то одного из музыкантов, агрессии в саунде становится больше – звукорежиссер знает какие бегунки передвигать во время таких моментов. Взять, к примеру, «Nothing else matters» или вступление к «Seek and destroy», каждая виолончель звучит отлично от другой и расположена на своем месте, да и динамический диапазон заметно шире, вплоть до присущего живым выступлениям гула и перегрузки. С акцентами порядок и у ударных – локализовать барабаны по фронту не составит труда, а звон тарелок частично перенесен в тыл – тоже забавная фишка. Бочке, правда, не хватает низкочастотной глубины. Как подобает, децибельчиков на бисовках поприбавили – звучание ощутимо громче. Хороший звук.
Дополнения. Семь видеоклипов группы, записанные с различным вокалом, разного качества видео, но всегда в соотношении 4:3, даже когда все снималось в размерности кадра 1.85:1 или 2.35:1, вряд ли можно считать за полноценный бонус. Пусть художественно они и несут какую-то ценность, но один ролик о турне музыкантов по Северной Америке на семь с половиной минут в разы интереснее. В него было уложено тогдашнее ощущение их собственной популярности – они ее даже страшились, как опасались и слишком эмоциональной реакции фанатов – под кадры съемок из-за кулис. Эти крохи, вместе с фрагментами интервью участников, о том, что для них значит этот тур, и почему они такие, все же лучше, чем видеография, весьма обширная, если брать и предыдущий DVD. По мерилам кино-релизов тут бы негодовать и по более, но музыка есть музыка. Еще есть на четыре минутки нарезка из студии звукозаписи, где Макс Кавалера и Мэтт Так сводили вокал на песню «Repressed» - все они там друг от друга балдеют. Звук везде DD 2.0.
Резюме. Неплохое искупление грехов дебютного DVD с убойной программой и скудным закулисным подбором бонусов. Качество музыки все же требует более обстоятельного подхода – полный фильм о группе все-таки где-то должен быть. Релиз так и напрашивается на ремастер в HD. Отличие от зарубежных изданий – наличие буклета вместо вкладыша.