Natalia5673 | Брайан Крэнстон
Предлагаемое вам интервью готовилось для печатного издания. Там его, конечно, немного подсократили, но здесь я могу поставить вариант без сокращений, так сказать, "в авторской редакции".
Брайан Крэнстон, исполняющий главную роль в новом фильме молодого режиссера Брэда Фурмана «Афера под прикрытием», на первый взгляд похож, скорее, на менеджера средней руки какого-нибудь банка или на главного бухгалтера не самой крутой компании, чем на голливудского актера звездного уровня. Костюм хорошего покроя, но выглядит очень просто – серый с едва приметным штрихом крупной двойной клетки, точно по размеру, темно-серая рубашка с расстегнутым воротничком (только одна пуговка, заметьте, ничего фривольного). Редко встретишь мужчину в наше время, который выглядел бы настолько просто и в то же время элегантно, словно он родился в этом сером костюме и в нем же проводит все свое время. Улыбка освещает его лицо и делает его значительно моложе, чем мы привыкли видеть на экране. Может быть, Брайан знает об этом и улыбается практически все время, слушая тебя, словно ждет с надеждой в улыбке, что ты скажешь ему что-то совершенно уникальное, чего он раньше никогда не слышал.
Впрочем, его внешний вид вполне соответствует роли в фильме, ради обсуждения которого мы и встретились в одной из уютных гостинных послеполуденного, расслабленного и чуть ленивого отеля Four Seasons в Лос-Анджелесе. Его новый герой – Роберт Мазур – реальный человек, и по сей день живой и здравствующий, бывший агент ФБР и талантливый финансист (попросту бухгалтер), работавший под прикрытием практически всю свою карьеру, отправивший за решетку множество наркодилеров. Человек, ведущий двойную жизнь каждый день, с одной стороны – обычный семьянин, любимая жена и дети, другой – колоритная личность, ведущая образ жизни человека ни в чем себе не отказывающего: яхты, частные самолеты и прочие атрибуты мира «больших денег». Брайан смеется: «Как и у актера, с утра я надеваю какую-то маску, вечером ее снимаю и возвращаюсь домой мужем и отцом, стараясь ничем не отличаться от обычных людей».
После феноменального успеха сериала «Во все тяжкие», где он прожил несколько лет жизни в образе учителя химии Уолтера Уайта, показав зрителям, что черта, разделяющая добро и зло, очень тонкая и иногда просто эфемерная, актер стал знаменит во всем мире, хотя и до этой роли был хорошо известен американскому телезрителю. Мы могли бы назвать его «актером-разнорабочим», так как его карьера потихоньку двигалась от одной роли к другой в разных сериалах и эпизодических ролях в кино. Шесть лет в комедийном сериале «Малкольм в центре внимания», множество озвучек в мультфильмах и видеоиграх, небольшие, но привлекающие внимание роли в фильмах известных режиссеров (полковник в фильме Спилберга «Спасти рядового Райана»), так нарабатывается опыт и репутация. О Брайане говорят, что он «человек слова и редкий трудяга» (Аарон Пол, актер и продюсер), «у него свой моральный код и феноменальная рабочая этика» (режиссер Брэд Фурман), «трудоголик и невероятно скромный человек» (Бенджамин Брэтт, актер, продюсер).
Поэтому первое, о чем хочется спросить:
Кто сидит со мной рядом на диване, на расстоянии вытянутой руки, «работающий актер», как вы сами себя часто называете во всех интервью, или звезда телевидения и кино?
Ну, на мой взгляд, предпочтительней оставить ответ на тот вопрос тем, кто любит точные определения.
А вы могли бы дать определение «работающему актеру», многие используют этот термин, не объясняя, что же в него вкладывается на самом деле?
Ну, в моем представлении «работающий актер» это человек, который берется за все роли, которые ему удается получить, независимо от того, на телевидении ли, в кино ли, в театре или кабинке озвучания анимации, даже в рекламе. Это твоя профессия, и ты должен зарабатывать ею на жизнь. Тут выбирать особо не приходится.
Но сам-то вы как себя ощущаете, взлетев так высоко после работы в «Во все тяжкие»?
Как я себя могу ощущать? Так же, как и всегда. Я – актер. Это моя профессия. Я люблю все, что я делаю, будь то телевизионный сериал, комедийный или драма, театральная сцена или роль в кино, мне даже мультики озвучивать интересно. Я счастлив, что мне повезло жить и работать тогда, когда в обществе такой высокий спрос на разные сюжеты.
То есть, в вашем представлении, вы по-прежнему «работающий актер», не звезда или селебрити?
Было бы глупо отрицать, что профессионально для меня многое изменилось с тех пор, как я начал свою карьеру двадцатипятилетним новичком, работая везде, куда приглашают. Дает ли тебе звездный статус успех какой-то конкретной работы? Не знаю, честно говоря. На протяжении всей своей карьеры, от роли к роли, ты нарабатываешь опыт, который расширяет возможности получения более сложных ролей. Ты уже в состоянии взяться за создание образа, выходящего за все известные тебе границы. Ты продолжаешь расти, как актер, у тебя появляется больше уверенности в себе, к тебе меняется отношение у работодателей. У тебя больше шансов на интересные роли.
И свобода выбора?
Да, и свобода выбора. Я могу выбирать роли и проекты, которые мне интересны. И финансовая свобода, конечно. Это еще один атрибут успеха. Я могу позволить себе отказаться от какого-то проекта, а раньше не мог, хотя мой агент всегда старался выбирать для меня проекты с прицелом на будущее, а не с целью заработать быстрее и больше. Заработок никогда не был у меня на первом плане, я и сейчас затягиваю встречи с моим менеджером, который пытается встретиться и обсудить фимнансовые проблемы. Меня всегда мотивировало прежде всего то, что люди хотят рассказать, и хочу ли я в этом участвовать. По счастью, моя интуиция и опыт моего агента нас не подводили!
Сериал «Во все тяжкие стал невероятно популярен во всем мире, причем особенно среди мужской части зрителей. Как вы думаете, почему так сложилось?
Мне кажется, что тут дело в том, что мужчина всегда чувствует ответственность за семью и за свои поступки. Во всяком случае это присуще каждому нормальному мужчине. Уолтер Уайт был таким до тех пор, пока не подошел к краю, за которым оказалась пропасть. Тяжесть принятия решения, необходимость держаться во что бы то ни стало, проблема выбора, все это знакомо каждому мужику с железным характером. Не знаю, может быть, у кого-то были и иные причины смотреть сериал, есть там и насилие и саспенс, которые многие так любят, и кошки-мышки с полицией и мафией, но, на мой взгляд, все-таки основная причина в сопереживании Уолтеру, его непростой ситуации и понимание его выбора.
Но почему вы думаете, что наблюдать за нравственным падением человека интересней чем за его духовным ростом?
Потому, что в любой истории мы всегда примеряем происходящие в ней события на себя, и ищем в ней то, что нам близко, то, чему мы можем не просто сочувствовать или сопереживать, но и то, что впоне могло бы произойти и с нами. Мы рассказали историю Уолтера с предельной честностью, наш мир полон грязи и страшных людей, и мы не отворачивались от этого. В такой истории больше реальной жизни, мало кому хотелось бы пережить нечто подобное, правда? И зритель до самого конца мы надеется, что герой все-таки найдет выход из тьмы, куда загнала его жизнь и собственное представление о справедливости.
Как вам удавалось избавляться от тяжести ежедневных и эмоционально напряженных съемок, оставаться самим собой в процессе?
У меня был ритуал. Каждый вечер или утро, да, бывало и так, после ночных съемок, я приходил в гримерный трейлер, включал горячую воду, замачивал в ней пару полотенец и заматывал ими голову, закрывая лицо и шею. Так сидел несколько минут, потом вытирал этими полотенцами грим и пот, и так раза три-четыре, в зависимости от тяжести съемочного дня. Горячая вода и пар вытапливали всю отраву, накопившуюся во мне от общения с Уолтером, и вместе с гримом и грязью, я избавлялся от него до следующего рабочего дня.
За такой тяжкий труд не грех было и наградить себя чем-то, вы сделали себе какой-то памятный подарок по окончании работы в сериале?
Мы с Аароном Полом сделали себе татуировки на память. Эти две крошечные татуировки значат для меня больше любого самого дорого подарка. Это мой талисман. Он не для всеобщего обозрения, он только для меня. В нем напоминание о моем опыте работы с самыми лучшими людьми в индустрии, о самом сложном герое, с которым мне приходилось сталкиваться на сегодняшний день.
Мы увлекаемся рассматриванием миниатюрных татуировок внутри безымянного пальца правой руки актера. Я провожу пальцем по крошечным квадратикам, и Брайан смеется: «Щекотно!», но руки не отнимает, давая возможность рассмотреть получше два квадратика, словно из периодической таблицы Менделеева Br and Ba.
Меня спрашивали, почему бы не сделать их где-то на видном месте, но я ведь актер, зачем создавать лишние проблемы гримерам?!
В фильме «Афера под прикрытием» у вас главная роль, и во многом от вас зависит ее успех, не мешает работе такое давление?
Я об этом не думаю. Я просто работаю. Никто из кинематографистов или актеров не начинает работу с мыслью сделать плохой фильм. Успех зависит от многих факторов, не только от актера. Но я знаю, что зависит от меня и выкладываюсь на полную катушку.
Что помогает вам восстановиться после эмоцилнально тяжелой роли?
Сон. Обязательно нужно высыпаться. Сейчас фильмы снимают за очень короткий промежуток времени, и рабочий день у нас может быть от 12 до 15 часов в сутки, я уже и не упоминаю о телевидении. Сериалы снимаются, как конвейер, очень быстро, нужно усваивать огромное количество материала буквально за день до съемок. На сон времени остается очень мало, поэтому я стараюсь уснуть, как только появляется возможность. Если не удалось хорошенько отдохнуть, это не значит, что ты не пойдешь на площадку следующим утром. Работа есть работа.
А когда съемки заканчиваются, вы награждаете себя, например, поездкой в Альпы, покататься на лыжах?
Следовало бы! Но для меня идеальный отдых – выспаться. Я сплю первые несколько дней, стараясь стряхнуть с себя тяжесть съемок и эмоциональную нагрузку, которая отрадается на моем физическом состоянии, хочу я этого или нет. Наше тело реагирует на любой эмоциональный всплеск, независимо от того, чувствуем мы его на самом деле или играем. Тело не видит разницы, он реагирует. Поэтому мы устаем. Для меня лучший способ борьбы с усталостью после съемок – несколько дней дома, с семьей.
И опять в работу?
Мне иногда кажется, что работа не прекращается, даже, когда я между проектами, я все время читаю сценарии, веду переговоры, общаюсь с продюсерами, режиссерами. Готовлюсь к следующему проекту или делаю что-то «для души», как, например, один день съемок у Джеймса Франко, потому что мы – друзья, я люблю этого невероятно разносторонне талантливого парня.
Не планируете опять сесть в режиссерское кресло?
Обязательно, но пока так много интересных актерских работ. У меня есть кое-какие идеи, но говорить об этом пока рано.
Вы продюсировали проект для HBO о президенте Джонсоне, и играете главную роль, сложно ли сочетать обязанности?
Нисколько, особенно, если ты точно знаешь, что делаешь, свое место в общем механизме. Мне очень нравится эта пьеса. Я отыграл ее на Бродвее в 2014 году с марта по июнь. Идея перенести пьесу на экран появилась практически сразу же после выхода спектакля, я не мог отказаться от такой роли для HBO, Линдон Джонсон – уникальный человек, о котором мы на самом деле знаем очень немного, несмотря на огромное количество информации и о перевороте в политике после убийства президента Кеннеди, и о политиках. Советую посмотреть, я думаю, фильм вызовет желание узнать немного больше об этом непростом периоде истории нашей страны.
Брайан говорит о работе с увлечением человека, для которого в жизни нет ничего важнее любимого дела. Он сетует на то, что семье при этом достается не так уж много времени, хотя с женой он вместе вот уже тридцать лет. «Я не самый примерный отец, - с легких вздохом признается актер, - но мне невероятно повезло с дочерью, она – моя гордость. Моя семья стоически принимает на себя всю тяжесть моей занятости, не упрекая меня ни в чем. Моя жена ведь тоже актриса, время от времени берется за какие-то небольшие роли, но в основном она посвятила свою жизнь нашей дочери и мне. Я обязан ей своей стабильностью».
Очень похоже на положение вашего героя – Роберта Мазура – между работой и семьей…
Да, в чем-то похоже. Мужчина должен быть занят делом, это важно, но без семьи, без поддержки, что остается у человека? Как ему не очерстветь? Я отлично помню, как попытки сделать выбор в пользу работы, разрушили семью, в которой я рос. Мой отец – актер, в погоне за славой и известностью, оставил нас, когда мне было двенадцать лет. Моя мама в итоге стала алкоголиком, потеряв единственную свою любовь. Она так и не смогла оправиться от этой потери. Отец не стал знаменит и всю оставшуюся жизнь прожил в разрушенных мечтах и иллюзиях, подсчитывая потери. Я не хотел бы такой судьбы для себя. Поэтому я стараюсь изо всех сил сохранять какой-то баланс между работой и семьей. Неровный баланс, работа часто перевешивает, но все же баланс. Я не забываю регулярно напоминать моей жене, как мне повезло, что мы встретились.
Что для вас самое главное в жизни?
Жизнь. Люди, которых я встречаю на своем пути, каждая новая встреча – открытие! Я люблю талантливых людей и стараюсь помогать им всем, чем могу. Мне нравится быть среди молодых и уникальных дарований таких, как Джеймс Франко, например, мне не жаль посвятить пару дней для его фильма, любого, хоть бы и вообще без гонорара! Потому что в нем – страсть и любовь к искусству рассказчика. Одним из самых главных занятий в жизни я считаю передачу опыта новым поколениям. Я стараюсь щедро делиться всем, что знаю с теми, кому это интересно. Каждый день мы работаем на будущее.