Voyager | О сценарии A Deconstruction of Reality
«Черный список» 2016 года оказался не слишком богат на истории, чьи логлайны вызывали бы у меня особое желание с ними ознакомиться. Одним из немногих исключений оказался A Decostruction of Reality за авторством некоего Мэттсона Томлина. Он повествует о голливудском авторе, которому выпала непростая задача — написать сценарий для шестой части борнианы.
Я люблю оригинальную трилогию про Джейсона Борна. На мной, взгляд она одна из самых «ровных». Поясню. Обычно в кинотрилогиях есть или одна часть, которая на голову выше остальных, или же наоборот, картина, которая считается эдаким слабым звеном. А вот в борниане все три фильма выдержаны на одном уровне и успешно работают и как единое целое и как три самодостаточных произведения.
Увы, но всего этого и близко нельзя сказать про четвертый (если считать кино про Реннера — пятый) фильм про агента с амнезией, ставший одним из главных разочарований прошлого года. Так что я решил почитать сценарий Томлина в основном ради Борна, исходя из того, что при любом раскладе он вряд ли окажется унылей последнего фильма о нем.
Итак, начинается скрипт со сцены, где Борн проникает в какой-то гонконгский небоскреб, навешивает всем люлей, а затем получает пулю в голову, после чего в центр действия внезапно помещается уборщица, ставшая свидетельницей кончины суперагента. Естественно, все это происходит не по-настоящему, а в голове у главного героя — сценариста Тома Милтона. У бедняги творческий блок. Продюсеры требуют от него вдохнуть во франшизу жизнь, да вот только Милтон совершенно не представляет, как это сделать. Потому он и прорабатывает всяческие безумные варианты развития сюжета, включая убийство Борна в самом начале. Да вот только это все равно не помогает.
В отчаянии, сценарист обращается к своему старому наставнику за советом. Тот помогает ему, и Милтон меняет подход. Теперь он продумывается каждую сцену вместе с персонажами своей работы. Милтон наконец сдвигается с точки, но теперь начинает сталкиваться с новыми вызовами. Например, один из статистов по имени «Приспешник злодея №2» начинает стыдить Милтона за то, что он вставил его в сценарий исключительно в качестве пушечного мяса для Борна, в то время как он живой человек с весьма непростой судьбой. Чтобы избавиться от мук совести, Милтону приходится включить его предысторию в рукопись.
И чем дальше разворачивается действие, тем все более тонкой становится грань между реальностью и вымыслом. В конце концов они окончательно смешиваются. Вот уже настоящий Борн в прямом смысле врывается в дом Милтона, чтобы спасти его. Ну а затем герой и вовсе узнает, что он сам является не более чем персонажем чьего-то сценария. Но это еще не самая плохая новость: сценарий откровенно так себе, и Милтону срочно нужно сделать что-то интересное, иначе фильм о нем не понравится зрителям…
Ломание четвертой стены и деконструкция реальности это конечно не самые массовые темы в киноматографе. Но и совершенно новым жанр не назовешь. По моему в последние годы фильмов, где затрагиваются подобные мотивы стало даже как-то побольше. Но все же, A Destruction of Reality мне скорее понравился. В нем есть пара забавных сцен, и хоть местами он больше напоминает какую-то лекцию по сценарному делу, в целом читалось все достаточно интересно.
Хотя один активно используемый автором элемент вызвал у меня сомнения — а именно, сцены, где герои, уже зная что они персонажи сценария, обсуждают все его слабости. На мой взгляд, уж слишком многие современные фильмы (чаще всего мне почему-то вспоминается блокбастеры Марвел) стали откровенно грешить приемом, когда кто-то озвучивает вслух нелепость всего происходящего, и это вроде как считается ее оправданием. Дескать, раз персонажи открыто расписываются в слабости и нелогичности сюжета, то и критиковать мы не будем, так как кино не воспринимает себя всерьез.
Ну а что касается Борна, ради которого я собственно и решил почитать этот сценарий, то стоит признать что он тут скорее ради привлечения внимания. Да, как фанату мне были интересны пассажи где авторы обсуждают мотивацию героя и о чем должна быть следующая часть. Честно, мне даже захотелось, чтобы Пол Гринграсс и Мэтт Дэймон прочитали их — а то, по-моему, они напрочь забыли об этом. Но стоит признать, что на месте Борна с таким же успехом можно было всунуть любого другого известного экшн-героя.
Хотя для работы это наверно плюс. Не думаю, что в подобный проект бы удалось затащить Мэтта Дэймона — непохоже, что ему по-прежнему был интересен Борн, а большими гонорарами тут явно не светит. А вот найти какого-то вышедшего в тираж героя боевиков, желающего отметиться в чем-то для него нетипичном, думаю намного реальнее. Так что я допускаю, что возможно эта работа когда-нибудь и доберется до экрана. Но скорее всего деконструкция реальности обойдется без Борна.