Voyager | Семь занимательных фактов из нереализованных проектов по франшизе «Планета обезьян»
“Планета обезьян: Революция” (это так локализовали “Dawn of the Planet of the Apes” – ну хорошо хоть не “Обезьянья весна”) вышла в американский прокат всего неделю назад, но уже успела собрать отличную кассу и кучу положительных отзывов. Уже завтра, каждый желающий сможет лично проверить, насколько они соответствуют действительности.
А пока, вот небольшая подборка интересных, забавных и просто странных фактов из длинной истории попыток вернуть на экраны говорящих обезьян, которые началась в конце 80-х, а закончились, по сути, лишь с выходом в 2011 году успешного ребута “Восстание планеты обезьян”, сиквелом которого и является “Революция”.
Настоящий сиквел “Планеты обезьян”
В 1988 году “20 Век Фокс” предприняла первую попытку перезапустить франшизу про разумных приматов. Ее инициатором стал молодой режиссер и сценарист Адам Рифкин, который предложил следующую идею: снять настоящий (по его мнению) сиквел фильма 1968 года который бы полностью проигнорировал все четыре последующих фильма франшизы.
История Рифкина строилась главным образом на выросшем сыне астронавта Тэйлора по имени Дюк (самого Тэйлора казнили в начале сценария), отправлявшегося в город обезьян, которым управляет жестокий диктатор по имени Айзан, чтобы отомстить за отца. В городе, герой объединялся с группой шимпанзе-оппозиционеров, и в конце они устраивали революцию и свергали ненавистного диктатора. В беспощадной по степени хэппи-эндовости финальной сцене, люди и приматы братались у руин статуи Свободы.
Спасибо конечно, но я предпочитаю куда более жизнеутверждающий финал с Альфой и Омегой.
Оливер Стоун и библейский заговор
После кадровых перестановок, проект Рифкина был отменен. Спустя 5 лет, студия решила снова попытаться перезапустить франшизу. Продюсеры Дон Мерфи и Джейн Хэмшер, которые только-только закончили заниматься “Прирожденными убийцами", заинтересовались этой возможностью и каким-то образом смогли уломать Оливера Стоуна прийти на большое совещание, посвященное проекту. Продюсеры очень надеялись, что Стоун согласиться заниматься фильмом.
Однако войдя в назначенный день в комнату, где собралась масса больших киношишек, Стоун сразу же заявил всем присутствующим о том, что пару дней назад пересмотрел фильмы цикла “Планета обезьян” и по его мнению они все просто ужасны, после чего добавил, что пришел на встречу лишь из-за уважения к Дону Мерфи, и больше ему нечего сказать (по словам присутствующих, Мерфи в тот момент был готов провалиться под землю со стыда).
Далее, разговор постепнно вошел в более привычное русло, вроде того, сколько игрушек по мотивам фильма можно будет продать детям, а затем Стоун, который после своей начальной тирады не проронил ни слова, вдруг выдал это:
“А что, если кто-нибудь найдет находящихся в криогенной заморозке разумных обезьян, у которых будет секретный код, с помощью которого они взломали Библию и узнали про все будущие события, в том числе и конец человеческой цивилизации?”.
Я не знаю, как собравшиеся отреагировали на эти слова, но я бы на их месте больше никогда не звал Оливера Стоуна ни на какие важные мероприятия, предварительно не согласовав с ним список вещей, о которых он собирается говорить.
Шварценеггер в Средиземье
В конце концов, новая попытка ребута франшизы вылилась в сценарий Терри Хэйеса. Согласно его работе, в будущем человечество поражала необъяснимая эпидемия: все новорожденные дети подобно Бенджамину Батону рождаются уже старыми и вскоре умирают. Причина крылась в мутации, случившейся 102 000 лет назад. В итоге, главный герой решает отправиться в прошлое, чтобы изменить ход истории и предовратить эпидемию.
Попав в доисторическую Африку, герой находит там охотящуюся на первобытных людей стимпанковую цивилизацию горилл, у которых есть арбалеты, паровые машины и даже паровой огнемет, с помощью которого он в финале сжигает город горилл, наглядно демонстрируя всепобеждающую силу добры.
Этот сценарий известен тремя вещами:
а) Весьма странным способом путешествия во времени, который заключался в использовании депривационной камеры, которая позволяла использовать митохондриальную ДНК в качестве машины времени… нет, не спрашивайте, я не объясню как это работает, ибо сомневаюсь что это понимал сам сценарист.
б) Тем, что под него подписался Арнольд Шварценеггер.
в) Огромным количеством неуместных отсылок к "Властелину колец" – одного из персонажей звали Арагорном, другого Назгулом, а все действие вообще происходило в местности, которую обитатели называли Средиземьем. Непонятно лишь, почему главного героя в сценарии Хэйеса звали не Боромиром или Сауроном, а скромным Уиллом Робинсоном.
Обезьяний бейсбол
Одной из главных причин, погубивших сценарий Хэйеса стал… обезьяний бейсбол. Суть истории такова: продюсер Дилан Селлерс, который должен был дать фильму зеленый свет, во время одного из производственных совещаний поделился своим блистательным озарением, которое по его мнению обязательно должно была помочь фильму выстрелить:
“А что, если очутившись в обезьянлэнде, наш главный герой увидит, что обезьяны пытаются играть в игру вроде бейсбола, но в ней не хватает какого-то ключевого элемента, скажем питчера или чего-то в таком плане. А потом появляется наш парень, который знает что именно не так, показывает им как надо, и они все дружно начинают играть.”
Разумеется, все присутствующие подчиненные похвалили блестящую идею шефа. Разумеется, на самом деле никто не планировал включать подобную сцену в фильм, думая спустить инициативу на тормозах и надеясь, что все скоро забудется. Вот только Селлерс ничего не забыл – прочтя новую версию сценария и не найдя бейсбола, он незамедлительно уволил Хэйеса. Узнав об этом, режиссер проекта Филлип Нойс в знак протеста покинул фильм. В итоге, проект рассыпался как карточный домик и сценарий был навсегда положен на полку.
Макак Калкин и летающие гориллы
После кадровых перестановок, была предпринята еще одна попытка реанимировать фильм, благо, Шварценеггер все еще был закреплен за проектом. В качестве замены Нойсу, был нанят режиссер Крис Коламбус. Он привел с собой сценариста Сэма Хэмма, который взял за основу своей работы черновик Тэрри Хейса.
Его история открывалась сценой, где инопланетный корабль, управляемый пилотом-обезьяной, падал в гавань Нью-Йорка. Этот инцидент приводил к заражению людей вирусом, жертвой которого становились все новорожденные дети. Группа ученых отправлялась Альфе Центавре, откуда прибыл корабль, в надежде найти лекарство и спасти человечество.
Но вместо него они находили обезьянью цивилизацию, верхушка которой, как оказывалось, втайне смотрит земное ТВ и ворует оттуда все лучшие задумки. Из-за этого, на планете обезьян есть сеть популярных закусочных “Банана-Кинг”, журнал для взрослых “Apehouse”, мультики с Микки Манки, а в местном кинопрокате идут блокбастеры вроде “12 обезьян” и “Один Дома 2” с Макак Калкиным в главной роли (нет, я это не придумал. По идее, уже одного упоминания Макак Калкина было бы уже более чем достаточно для полного абзаца, однако сценарий Хэмма содержал в себе также массу весьма изощренных визуальных образов вроде горилл на лыжах и атакующих героев горилл на реактивных ранцах.
Но самый смак поджидал нас в конце: когда герои наконец возвращались на Землю, то узнавали, что человечество вымерло, и в покинутых городах теперь хозяйничают приматы. Предполагалось, что в финальных кадрах мы бы увидели Статую свободы, которая была переделана так, что ее лицо изображает ухмыляющуюся обезьяну.
Настоящая любовь
Однако и сценарий Хэмма был выкинут за ненадобностью. Некоторое время к проекту присматривался Джеймс Кэмерон, но затем им заинтересовался Тим Бертон, который с тех пор неоднократно жалел о своем решении: по слухам услышав, предложение заняться сиквелом “Планеты обезьян”, он пригрозил выброситься в окно.
В основу фильма лег сценарий Уильяма Бройлса Мл., который во время съемок изрядно покромсали главным образом из-за бюджетных соображений. Однако кое что не пропустила строгая студийная я цензура: в скрипте присутствовала романтическая линия между главным героем и обезьяньей принцессой Ари.
К сожалению, продюсеры не разделили представления Бройлса о романтике и напрочь вырезали эту линию. Хотя хоть убейте, но поцелуй Марка Уолберга и загримированной Хелены Бонэм Картер все равно смотрелся куда убедительнее, чем практически все остальное в данном фильме.
Оригинальная концовка “Восстания планеты обезьян”
После негативной реакции на фильм Бертона продюсеры приуныли, а затем стали думать как снова перезапустить франшизу. Я не знаю, чтобы еще смог выдать их изощренный коллективный разум, однако в этот раз сценарий буквально сам пришел к ним в руки.
В 2006 году, сценарист Рик Джаффа собирал идеи для новых проектов и как-то увидел статью где рассказывалось про семью, которая держала дома детеныша шимпанзе и про проблемы, возникшие у нее при попытке адаптации животного к человеческой среде. Джаффа понял, что эта история могла бы лечь в основу приквела “Планеты обезьян”. Вместе со своей супругой Амандой Сильвер, он написал первую версию сценария под названием “Цезарь”, которую через своих друзей смог передать одному из продюсеров, работавших над франшизой. Появившийся из ниоткуда сценарий стал настоящей палочкой – выручалочкой для студии. Работа была куплена, и после доработок, проект был запущен в производство.
Интересно, что начальная версия значитально отличалась от итогового фильма: она была более мрачной и жесткой, а в финале главный герой (его в фильме сыграл Джеймс Франко) погибал, заслоняя Цезаря от пули. Эта концовка была отснята, но за месяц до начала фильма ее полностью пересняли, оставив Уилла в живых.
Хотя по идее он бы все равно скоро умер из-за вируса – но раз это случилось не на экране, то c продюсерской точки зрения это наверно считается хэппи-эндом.
Правда, не уверен что эта замена сыграла хоть какую-то роль, ибо в итоге главным героем фильма оказался не человеческие персонажи, а Цезарь которого создали Энди Серкис и технология “ Motion capture”. А вот за что будут помнить (если будут) сиквел “Восстания”, мы узнаем уже очень скоро.