Voyager | Мысли вслух по поводу “47 Ронинов”, “Гравитации” и их сценариев.
Что общего может быть у космической фантастики и фэнтази, основанного на средневековой японской легенде? На самом деле чуть больше, чем кажется на первый взгляд. Оба фильма первоначально разрабатывались в рамках студии Universal. “47 Ронинов” по прежнему остается ее детищем, а вот “Гравитация” в конце концов сменила место прописки на студию Warner Brothers.
Съемки обоих фильмов начались в 2011 году, а премьеры первоначально были назначены на одну и ту же дату (21 ноября 2012 года), а затем перенесены на конец 2013 года. Оба фильма были переконвертированы под 3D формат. Оба фильма были ожидаемы. Оба к настоящему моменту не имеют ни трейлеров, ни официальных кадров, ни даже нормальных постеров (хотя, может быть они где-то и есть, просто мне не удалось найти?). И достаточно многие испытывают сейчас большие сомнения в прокатной судьбе фильмов.
И пока этот информационный вакуум не будет заполнен, можно вкратце пробежаться по начальным сценариям Криса Моргана и Альфонсо Куарона, чтобы понять, с чем могут быть связаны возможные проблемы создателей.
47 Ронинов
При чтении сценария “47 Ронинов”, практически сразу же возникают ассоциации с “300” Зака Снайдера, ибо работа Моргана тоже представляет собой комиксоидно-фэнтезийную экранизацию по “мотивам” реальных исторических событий. Те, кто по наивности думает найти в этом скрипте историю про то, как ронины в течении года маскировались под опустившихся бродяг, фермеров и торговцев, а их командир вообще развелся с женой и изображал сломленного пьянчугу могут дальше не читать – ибо вся эта часть занимает не более 10 страниц сценария и большей частью остается за кадром.
Как и “300”, сценарий Моргана, держатся на двух вещах – красочных образах и насилии. Насилия тут вагон и маленькая тележка. Кровь и отрубленные конечности разлетаются направо и налево, уровень безумия экшн-сцен ближе к концу и вовсе зашкаливает. Всего несколько примеров:
- схватка самураев с ограми-кузнецами в огненных недрах горы Фудзи.
- сражение с сотнями ниндьз, которые словно "чужие" сползают по стенам погруженного во тьму “чайного домика”.
- побоище в храме во время свадебное церемонии, вызывающее некоторые ассоциации с фильмами Джона Ву.
- финaльные самурайские “Фермопилы” у ворот замка врага.
Что касается красочных образов, то в лучших традициях “300”, все противники 47 экс-самураев описаны весьма гротескно – тут и какие-то здоровые монголоиды, и больше похожие на неандертальцев голландские торгаши и бесконечные ниндзя, главарь которых после одной из переделок начинает походить на помесь Дарта Вейдера и Дарта Малака и конечно же здоровенные самураи в доспехах в стилистике рассказов Лавкрафта. Не обошлось и без, похоже уже ставшей традиционной, сцены боя с участием персонажа, находящегося под действием наркотиков, отчего весь окружающий мир приобретает еще более сюрреалистичный вид.
Кого же тут играет Киану Ривз, спросите вы? В сценарии Моргана есть персонаж полукровки, роль которого в итоге и досталась Ривзу. Правда в скрипте он описывается как молодой человек, примерно 25 лет, который влюблен в дочку своего господина и отчаянно хочет добиться признания.
Если кто-то вдруг забыл, как выглядит Киану, то он слева
Должен заметить, что ситуация, когда роль молодого персонажа в крупном проекте в итоге достается намного более великовозрастному актеру, весьма характерна для современного Голливуда. Уж не знаю, связано ли это с отсутствием молодых суперзвезд, которым продюсеры не побоялись бы доверить в одиночку вытягивать крупные проекты, но факт остается фактом. Можно вспомнить тот же сценарий “Все что тебе нужно, это убивать”, где изначально главному герою должно было быть 20 лет, и роль которого в итоге досталась Тому Крузу.
После прочтения сценария, возникает всего один вопрос – что из него вообще попадет в итоговый фильм? Ведь сценарий Моргана и все действие в нем заточены под однозначный рейтинг R. Имей он бюджет, аналогичный фильму Снайдера, думаю что проблем бы с этим не возникло – но к данному моменту стоимость постановки уже превысила 200 миллионов долларов (у Снайдера было всего 65). Маловероятно, что студия, когда-то пожалевшая денег на “Хребты безумия” несмотря на то, что у проекта был культовый режиссер, культовый продюсер и звезда, рискнет оставить тут рейтинг R.
Некоторые сомнительные решения студии забудутся еще не скоро
Кроме того, а что на самом деле сейчас есть в активе у “47 Ронинов”? Из известных актеров тут только Киану Ривз, последний блокбастер которого вышел в 2008 году (два последующих фильма даже не попали в широкий прокат). Имя режиссера никому ничего не скажет. Красивая фэнтезийная картинка? А у кого ее сейчас нет. 3D? 4 года назад, когда писался сценарий, это было крайне актуально – сейчас уже не настолько. Надеяться на азиатские сборы? Япония может принести какие-то деньги, но в настоящее время второй кинорынок мира это Китай. И с учетом сложной истории взаимоотношений Японии и Китая, вряд ли фильм по японской легенде будет пользоваться там большой популярностью (если его вообще пустят в прокат).
Осенью 2012 года сообщалось о том, что режиссер Карл Ринш был отстранен от монтажа (по условиям контракта, студия не имеет права его уволить), и фильм подверся пересъемкам, призванным сконцентрировать повествование на герое Киану Ривза.
Ринш крайний справа
Дело в том, что начальный сценарий “47 Ронинов” представлял собой пример командного скрипта. У нас не было ярко выраженного центрального главного героя - у каждого основного персонажа была своя небольшая линия, ни одна из которых не доминировала. Применительно к сюжету это означало, что например, что во время финальной битвы в то время как остальные 46 Ронинов сражались у ворот замка с толпами врагов, персонаж Ривза спасал свою возлюбленную и дрался всего с одним противников. Поняв что запахло жаренным, студия судя по всему решила разыграть единственный актив, что сейчас есть у проекта, и сделать героя Ривза центральным действующим лицом.
Но дадут ли эти меры хоть какой-то эффект? В настоящий момент большинство аналитиков кажется уже списало фильм Ринша со счета, предрекая ему провал сопоставимый с “Джоном Картером”. Конечно, до поры до времени продюсеры всегда могут утешать себя тем, что специалисты тоже могут ошибаться и приводить в пример осень 1997 года, когда чуть ли не все киноэксперты в один голос пророчили “Титанику” оглушительный провал в прокате (уж не будем лишний раз упоминать, кто снимал “Титаник”, а кто “47 Ронинов”).
Но по большому счету, достоин ли фильм обещанного провала? Если исходить из сценария (а пока в сети не появятся хоть какие-то промоматериалы, доступные для широкой публики, мне исходить больше не из чего), то наверно нет. Это скрипт для заряженного порой достаточно изобретательным экшном фэнтази в красивых декорациях. Да, он не привносит в жанр абсолютно ничего нового, да сюжет в нем крайне упрощен, но все равно, существует огромное количество намного более невнятных блокбастеров, которые умудрялись собирать огромную кассу и обзаводиться сиквелами.
Но, с другой стороны у нас имеется наглядный пример Warner Brothers свернувшей эпичный “Затерянный рай” во многом ради “Джека, покорителя великанов”, который по мнению продюсеров был намного более безопасным вложением средств, чем история про гражданскую войну ангелов. В случае провала, “47 Ронинов”, ради которых студия пожертвовала “Хребтами безумия” (бюджет которых к слову сказать был в полтора раза меньше), это отлично дополнят ряд “безопасных” и “проверенных” блокбастеров, которые студийные чиновники считают более коммерчески привлекательными, чем те, что хоть немного выбивались из стандартного формата. Есть в этом, знаете ли, какая-то мрачная ирония…
Гравитация: Космический саспенс в 3D (если верить титульной странице сценария)
Экипаж шаттл Атлантис ведет ремонтные работы на космическом телескопе Хаббл. Астронавты Мэтт Ковальски и Райан Стоун как раз находятся в открытом космосе, когда узнают о произошедшем на орбите ЧП.
Итак, русские зачем-то сбили ракетой свой вышедший из строя телекоммуникационный спутник (в сценарии кстати есть замечательная ремарка о том, что они так делают “постоянно”). Разлетевшиеся обломки попали в другие спутники и вызвали тем самым цепную реакцию орбитального разрушения.
In Soviet Russia rocket detonates you!
В итоге, земная орбита оказалась заполонена облаком мчащихся со скоростью 8 километров в секунду обломков. Астронавты получают экстренный приказ прервать миссию и возвращаться на Землю но уже слишком поздно – обломки дырявят насквозь шаттл и Хаббл, убивая всех, кроме Райан и Мэтта. К счастью, у Мэтта есть персональная двигательная установка, позволяющая им отправиться в путешествие к МКС, где они намереваются воспользоваться кораблем Союз в качестве спасательной шлюпки. И у героев остается всего 40 минут, прежде чем облако обломков вернется, и прикончит их.
Если вкратце, то сценарий Куарона представляет собой рецепт для весьма зрелищного фильма-аттракциона. Шаттл, Хаббл, МКС, корабль Союз, китайская орбитальная станция – мы увидим, как все это будет уничтожено, причем в 3D и от первого лица (по крайней мере, такова изначальная задумка). В таких фильмах, сюжет как правило не играет особой роли, и данный случай не исключение. У нас есть всего два героя, которые весь сценарий движутся от точки А к точке Б. После 45-й странице, в скрипте есть всего один диалог (и то диалогом его можно назвать с большой натяжкой) – в остальном односложные реплики и попытки выйти на связь с ЦУПом, потому о каком-то развитии персонажей говорить разумеется не приходится. Вероятно, чтобы отчасти решить проблему сопереживания людям, про которых мы ничего не знаем (ведь действие начинается практически сразу же), на главные роли и были взяты именитые Сандра Булок и Джордж Клуни, чьи лица и так являются для многих зрителей практически родными.
Фото со съемок
В чем же заключается возможный подвох “Гравитации”? Если в случае в “47 Ронинами” все уперлось в непомерно разросшийся бюджет и режиссера-новичка, то тут основные вопросы вызывает непосредственно сама сложность съемки. С технической точки зрения, проект крайне амбициозен - Куарон намекал на возможность сделать большую часть фильма в режиме чуть ли не от первого лица, и сценарий написан с расчетом именно на такой формат.
С одной стороны, Куарон уже подарил нам “Дитя человеческое” и сомневаться в его талантах постановщиках не приходится. С другой, у фильма не настолько уж большой по меркам нынешних блокбастеров 80 миллионный бюджет, немалая часть которого вероятно ушла на гонорары дуэту Буллок-Клуни. Хотя конечно нельзя списывать со счетов возможность, что к моменту премьеры бюджет будет скорректирован в большую сторону.
Также не могу не отметить, что с момента написания сценария (он датирован 2 ноября 2009 года) программа Спейс шаттл была закрыта. Конечно, несовпадение реальности с фильмами никогда не останавливало Голливуд, но все же интересно, останутся ли в сценарии шаттлы или их заменят на что-то выдуманное? При всей фантастичности сюжета, надо отметить, что в сценарии Куарона присутствовала только реально существующая космическая техника.
Как бы то ни было, но на мой взгяд шансы на успех “Гравитации” выглядят получше чем у “47 Ронинов”. Основной вопрос заключается в том, смог ли Куарон справится с техническими сложностями. Если ему удалось выполнить поставленную самому себе задачу, то на выходе должен получиться крайне зрелищный фильм из разряда тех, которые нужно смотреть исключительно в кинотеатрах.
Конечно, с сюжетной точки зрения этот сценарий не идет ни в какое сравнение с тем же “Дитем” – но ведь и просто снять фильм, который бы удивлял визуальными решениями, сейчас стало даже еще сложнее, чем в докомпьютерную эпоху. Каждый год на экраны выходит с десяток-другой напичканных CGI блокбастеров, трейлер к каждому из которых обещает поразить наше воображение - а в реальности это удается сделать лишь единицам.
Да и к тому же – сколько раз в Голливуде взрывали несчастную орбитальную станцию Мир? Пора уже и другим космическим сооружениям перенять эстафету разрушения.
Статья в блоге автора