Voyager | Обзор начального сценария “Рэмбо: Первая кровь 2” Джеймса Кэмерона
Если услышать в разговоре слова “Джеймс Кэмерон” и “сиквел”, то вероятно первое что придет в голову, это два легендарных фильма – “Чужие” и “Терминатор 2: Судный день”. Но помимо них, Кэмерон оставил свое творческий след в еще одной весьма известной франшизе. Речь конечно же идет о второй части похождений Рэмбо, вышедшей на экраны в далеком 1985 году.
Мне кстати всегда было интересно, почему он на этом постере не с пулеметом, а с гранатометом. И вообще - почему он держит его под мышкой?
Когда Кэмерон получил предложение написать сценарий для сиквела Рэмбо, у него в разработке находились также сценарии “Терминатора” и ” Чужих”. Дальнейшая история стала хрестоматийной – Кэмерон принял предложение, и в результате создавал три сценария одновременно, составив четкий график, сколько страниц в день он должен писать, чтобы закончить всю работу в трехмесячный срок.
В конечном счете, если “Чужие” и “Терминатор” принесли Кэмерону мировую славу, то с Рэмбо 2 ситуация иная. Фильм стал огромным хитом, собрав 300 миллионов долларов в прокате (с учетом инфляции, сейчас это было бы примерно в два раза больше). Однако была и другая сторона - критика просто разнесла фильм в пух и прах, практически все участники съемочного процесса получили номинации на Золотую малину (в том числе и Кэмерон). По результатам одного из опросов среди американских зрителей, второй Рэмбо даже удостоился сомнительного титула “Самый любимый из плохих фильмов” .
Думается, тот факт, что Кэмерон написал лишь первую версию сценария Рэмбо, а затем Сильвестр Сталонне начал активно переделывать его под себя, выкинув значительную часть материала, ныне также весьма широко известен. Но насколько отличалось видение Кэмерона от того, что снял Сталонне? Да, формально Слай не был режиссером, но в реальности именно он а не Джордж Пан Косматос отснял большую часть сцен.
Итак, рассмотрим оригинальный сценарий Кэмерона, озаглавленный “Первая кровь II: Задание” (First Blood II: The Mission) и его основные отличия от фильма Сталонне.
Объем и структура
Формально, фильм придерживается основного костяка сценария Кэмерона – Рэмбо отправляется во Вьетнам чтобы сделать фотографии вьетнамского лагеря, спасает военнопленного, ЦРУ узнав об этом прекращают операцию. Героя хватают, пытают, он бежит, а затем разносит лагерь на мелкие кусочки и всех спасает... Ну, почти всех, если не считать Ко. Хэппи энд.
Кстати, наверно единственный случай в карьере Кэмерона, когда он пожертвовал главной героиней, а герой остался цел
Но это формально. Самое первое, что бросается в глаза при знакомстве со сценарием Кэмерона , это его объем. Сценарий второго Рэмбо насчитывает 131 страницу. Для сравнения: съемочный сценарий второго Терминатора насчитывал 130 страниц, сценарий Чужих - 121 страницу. Cнимайся кино по начальному скрипту, оно бы длилось порядка двух с половиной часов. Лента же Сталонне идет 98 минут, и уже одно это позволяет оценить, сколько материала было выкинуто. Фильм лишился значительного количества подсюжетов, сцен лучше раскрывающих персонажей, значительно упростились диалоги и экшн.
Но пожалуй самое главное отличие заключается в том, что Сталонне полностью убрал линию с напарником Рэмбо по имени Брюэр. Изначально предполагалось что роль достанется Джону Траволте, но в конечном счете Слай перетянул одеяло на себя, решив стать единственной звездой фильма и не делить ни с кем экранное время.
В наши дни фильмом про двух непохожих друг на друга напарников, которые вынуждены работать вместе и в итоге становятся друзьями, разумеется никого не удивишь. Но в 1982, когда писался сценарий, этот поджанр только приобретал нынешний вид. В том же году на экраны вышли “48 часов”, ставший одним из первых экшнов, успешно использовавшим этот киноприем. Культовое “Смертельное оружие”, ставшее иконой жанра, вышло намного позже, в 1987 году. Останься эта линия в фильме – и вторая часть Рэмбо вероятно сейчас считалась бы одним из первых представителей подобного жанра.
Только взгляните на этого парня. Зачем ему напарник?
Стоит отметить, что существует новеллизация второго Рэмбо за авторством Дэвида Морелла (автора оригинального романа), которая весьма сильно отличается от фильма. Читая сценарий, понимаешь причину этих отличий : Морелл взял много элементов из работы Кэмерона . Ряд ситуаций и диалогов практически слово в слово перекочевали из скрипта в книгу.
Персонажи
Практически все действующие лица в фильме сильно упростились. Были вырезаны сцены, где Траутман навещает Рэмбо в психушке для ветеранов (и снова можно отметить популярный в творчестве Кэмерона мотив карательной психиатрии), где Рэмбо спускает в унитаз все свои награды, где Ко объясняет почему она работает на американцев (она заключила сделку с ЦРУ для того чтобы ее сына и брата переправили в Штаты), хорошие диалоги где Рэмбо объясняет что он никогда не хотел славы, а просто чтобы кто-то поблагодарил его за проделанную работу.
Не попавший в фильм персонаж Брюэра чем-то напоминает рядового Хадсона – он так же любит пошутить, полагается на суперсовременное оружие и не до конца отдает отчет, во что именно он вляпался. Убрав его, Слай ликвидировал практически весь юмор и возможности для разрядки, сделав фильм предельно серьезным.
Любим. Помним. Цитируем.
Линия Ко и Рэмбо в скрипте Кэмерон получилась достаточно трогательной. Но одно дело написать, а другое снять – а с режиссурой в фильме как раз возникли проблемы. Простой пример – известно, что Сталонне снял эпизод, где Рэмбо он оплакивал гибель Ко – но на тестпросмотрах зрители не могли сдержать смех при виде этой сцены и потому ее вырезали
Еще одним минусом фильма по сравнению со сценарием является то, что из-за основательной переделки под Сталонне получилось так, что большинство остальных персонажей в ленте просто ничего не делают и никак не влияют на сюжет. Мердок (в сценарии его зовут Киркхилл) просто сидит в командном центре и ждет, когда Рэмбо прилетит и надает ему по заднице – а между тем в сценарии есть линия, где он отдает приказ сбить вертолет с Рэмбо и спасенными пленными. Траутман аналогично сидит на базе и слушает радио. И опять же, в сценарии есть ряд сцен где он всячески пытается отстранить Киркхилла от командования операцией, а в конце спасает Рэмбо, не давая наемникам сбить его. Даже тот безымянный пленный (в сценарии он назван Де Фравио) в скрипте не является пассивным спасаемым, а участвует в развитии событий, сражаясб вместе с Рэмбо.
Экшн
Сцены боев также претерпели значительные изменения. Экшн у Кэмерона прописан значительно сочнее и правдоподобнее чем в фильме. Нет лука с невероятно мощно взрывающимися стрелами, нет сцен, где Рэмбо стоит в полный рост и стреляет из пулемета, намного меньше сцен где враги стреляют в Рэмбо и промахиваются. Есть хороший эпизод, где Рэмбо устраивает засаду, сбивая из гранатомета вертолет и расстреливая ракетами вражескую технику. Есть примечательная сцена, где после взрыва баллона с газом, Рэмбо стремительно перемещается по покрытому высокой травой полю и закидывает врагов гранатами, а те стреляют наугад во все стороны, пытаясь в него попасть. Есть крайне зрелищный момент, где вертолет преследователей с установленным на нем миниганом (в скрипте он назван “Дракон”) буквально выкашивает джунгли (Хищник, напомню, вышел лишь в 1987 году) и уничтожает древние руины в попытке накрыть Рэмбо.
Луки и легендарные стрелы пробивающие вертолетные стекла появятся у Кэмерона лишь в Аватаре
Финальная погоня на вертолетах в скрипте выглядит намного лучше – в конце Рэмбо разворачивает машину и вертолеты стремительно несутся навстречу друг другу ведя яростный огонь. В фильме это заменили на, не побоюсь этого слова, идиотскую сцену, где Рэмбо прикидывается мертвым, чтобы затем выстрелить из гранатомета изнутри вертолета. Комедийную версию того, что случиться, если находясь в транспортном средстве выстрелить из реактивного оружия, можно увидеть у того же Кэмерона в Правдивой лжи.
Юный пионер всегда должен помнить про тщательное соблюдение правил техники безопасности при стрельбе из гранатомета
Сам экшн в разы брутальнее и в своей кровавости сопоставима с четвертой частью серии. Например, в одной из сцен Рэмбо в упор расстреливает человека из пулемета внутри летящего вертолета. В другой сцене, Рэмбо расстреливает вьетнамский лагерь из “Дракона”, и люди, которые задевает струя трассирующих пуль из минигана, в буквальном смысле лопаются как воздушные шарики с кровью.
Но при всем при этом, как бы абсурдно это не звучало, в чем-то работа Кэмерона гуманнее фильма: Рэмбо не убивает всех подряд - он оставляет в живых некоторых вьетнамских солдат, а в конце он сохраняет жизнь Вину и Таю (двум надзирателям из лагеря).
Два советских военных советника в сценарии хоть и пытают Рэмбо, но в отличии от фильма хотя бы не выглядят как полные отморозки. Хотя лучше от этого они не становятся. Забавно конечно, что спустя всего десять лет русские у Кэмерона станут помогать спасать мир в сценарии Bright Angel Falling.
In Soviet Russia electricity get you
Технологии
Кэмерон любит технологии и потому все его фильмы так или иначе вертятся вокруг самых совершенных достижений своего времени. Скрипт Рэмбо не исключение – в нем много совершенного электронного оборудования: спутниковые системы связи, сверхчувствительные камеры и микрофоны, командный пункт Киркхилла вызывает стойкие ассоциации с центром управления внутри броневика из “Чужих”.
С особой любовью описан “Дракон” и эффект от его применения, весьма внушительно показан советский Ми-24. Но при этом в сценарии не раз противопоставляются последние достижения техники и более проверенные технологии и человеческую смекалку. Так в одной из самых забавных сцен, Брюэр хвастается своей продвинутой М-16 с подствольным гранатометом, встроенной камерой, лазерным прицелом и еще кучей разных устройств, в то время как Рэмбо предпочитает взять на миссию старый-добрый АК-47
Сколько бы еще "патриотических" демотиваторов мы увидели, попади эта сцена в фильм?
В сцене вертолетной погони опять же производится противопоставление супернавороченного Ми-24 и более старого Хьюи, который благодаря мастерству пилота одерживает победу.
Связи с другими произведениями Кэмерона
При чтении сценария сразу подмечаешь его связи с другими скриптами Кэмерона. Наиболее очевидные параллели можно провести с “Чужими” – известно, что вьетнамская тематика сильно повлияла на персонажей колониальных морпехов, и их технику. Некоторые фразы из сценария Рэмбо один в один повторяются в сценарии “Чужих”, да и сама структура сюжета, где герой во второй части возвращается в место, являющееся источником его кошмаров, в чем-то схожа с историей Рипли.
Среди других схожих моментов:
*Начальная сцена, где Рэмбо, после пережитых им событий, находится в психиатрической лечебнице, перекликается с судьбой Сары Коннор в начале второго Терминатора.
*Описание сцены, где Рэмбо ныряет под воду прячась от напалма, очень напоминает момент из Правдивой лжи, где то же проделывал Гарри Таскер.
*После одной из переделок Брюэр говорт “Мне нужен отпуск”. Точно такую же реплику отпускает Т800 в концовке второго Терминатора.
*Сцена, где Рэмбо карабкается по внешнему корпусу вертолета и ошалевший пилот наблюдает за этим напоминает сами знаете какую сцену из второго Терминатора.
*В лагере для военнопленных Рэмбо обещает что “ We`ll be back”.
*В одной из сцен, Брюэр описывает обстановку помещения репликой “Напоминает мою комнату в колледже. Эту же фразу произносил Каттер Берк при первом осмотре колонии в “Чужих”. Фразу вырезали из фильма, но ее можно увидеть в допах на Blu-ray издании.
Звучит на 12-й секунде
Послесловие
Кэмерон написал хороший сценарий для хорошего развлекательного боевика. Он был зрелищным, технологичным, предлагал ряд неожиданных для зрителя тех лет решений и, конечно же, содержал ряд крайне изобретательных экшн-сцен. Разумеется, данный сценарий в значительной степени является продуктом Холодной войны, но разница в подходах между Кэмероном и Сталонне заключается в том, что первый использовал идеологические штампы той эпохи для того, чтобы развернуть экшн, а второй для политических заявлений. Это видно даже по концовке – если в последней сцене Сталонне использует свой чуть ли не единственный за фильм длинный монолог для обличения военщины, то в сценарии один из пленных просто благодарит Рэмбо за то, что он сделал, закрывая тем самым сюжетную арку персонажа.
В одном из диалогов скрипта, полковник Траутман говорит Рэмбо что он был героем не на той войне. Про работу Кэмерона можно сказать то же самое – он написал излишне хороший и проработанный сценарий не для того фильма. Если бы Кэмерон изначально снимал кино, ситуация могла бы измениться, но поскольку на площадке правил бал Сталонне, а Кэмерон был лишь привлеченным автором, то вышло то что вышло – Сталонне взял те части, что ему были нужны, а от остального избавились как от ненужного.
Бюджет сиквела составил огромные по тем временам 45 миллионов долларов, это больше чем бюджет “Чужих”, “Хищника” и первого “Терминатора” вместе взятых, и честно говоря, смотря фильм сейчас, трудно понять, на что именно ушли все эти деньги. Будь у руля толковый режиссер, который смог бы урезонить Сталонне, и не трогай создатели сценарий Кэмерона, уверен фильм бы и сейчас являлся одним из лучших представителей своего жанра, а не являлся ностальгическим напоминанием из безвозратно ушедшей эпохи. Но история не знает сослагательного наклонения.
Как бы то ни было, но даже та часть концепции Кэмерона что попала на экран, фактически создала именно тот иконический образ бесстрашного воина и поборника справедливости, который ассоциируется ныне с именем Рэмбо. До Кэмерона, он был лишь слетевшим с катушек ветераном, а после стал неотъемлемой частью поп-культуры и одним из символов 80-х. Не знаю, можно ли назвать это великим достижением, но вряд ли кто-то оспорит сам факт такой метаморфозы.