Voyager | “Чужой против Хищника”. Фильм, которого не было.
Что приходит в голову, когда слышишь магическое словосочетание “Alien vs Predator”? Некоторые могут вспомнить одноименный комикс, кто-то весьма неплохую серию компьютерных игр, а кто-то - два фильма, наградить которые подобным эпитетом не представляется возможным при всем желании.
Но сегодня речь пойдет совсем не о фильмах Пола Андерсона и братьев Страус, а о том, каким мог стать этот проект, прими 20 лет назад студия “20-й Век Фокс” решение экранизировать сценарий Питера Бриггса.
Из истории вопроса
В 1989 издательство “Dark horse comics” выпустило первый тираж комикса “Alien vs Predator”, который быстро завоевал популярность у публики. В это же время в полном разгаре находились съемки “Хищника 2”. Режиссеру фильма Стивену Хопкинсу пришла в голову идея выставить в комнате трофеев Хищника череп Чужого, чтобы показать многообразие видов, на которые охотились Хищники, ну и просто в качестве дани уважения комиксу.
Тот самый череп
Одна из особенностей человеческого восприятия - придавать мелким деталям больше смысла, чем было заложено в них создателями. Фанаты естественно заметили такую явную отсылку к “Чужому”, и в основной своей массе решили, что это начало маркетинговой компании студии по продвижению будущего фильма “Чужой против Хищника”.
Популярность комикса росла, слухи о грядущем кросс-овере не ослабевали, и в какой-то момент кто-то из продюсеров задумался над тем, почему бы и в самом деле не снять фильм, если столько людей хотят его увидеть.
Тут-то на сцене и появился Питер Бриггс со своим сценарием, который был основан на сюжете первого выпуска комикса. Бриггс был давний фанатом Чужого, и еще в 1986 году умудрился вступить в заочную полемику с Джеймсом Кэмероном на страницах журнала “Starlog”, критикую сценарий Чужих за неточности по отношению к фильму Скотта и нелогичности (в частности, ему не понравилось наличие в фильме королевы Чужих).
Как это часто бывает в Голливуде, сценарий Бриггса оказался в нужное время и нужном месте – продюсерам всегда намного проще купить готовый материал и уже потом по мере надобности редактировать его, чем нанимать сторонних авторов и ждать, пока они справятся со всей работой.
Сюжет сценария
В прологе мы знакомимся с группой Хищников, которые проводят свое свободное время, охотясь на Чужих. Сама охота выглядит следующим образом – на произвольно выбранную планету на которой есть жизнь, хищники сбрасывают капсулу с яйцами чужих (число яиц соответствует количеству Хищников участвующих в ритуале). Далее, Хищники высаживаются на планету, ждут пока чужие вылупятся из местных форм жизни и вырастут, после чего выслеживают и убивают их. После того, как все чужие убиты, корабль хищников летит к следующей планете и процесс повторяется.
После очередной охоты, в которой Хищники теряют одного своего соплеменника, а мы знакомимся с их вождем, который в сценарии носит прозвище Сломанный клык, действие переносится на почти полностью покрытую лесами планету Рьюши. Там находится земная ретрансляционная станция, которая станция представляет собой комплекс зданий и дорог, поднятых над болотами на платформах, похожими на усеченные нефтяные вышки.
Наша главная героиня – японка Хироко Ногучи, которая возглавляет данное предприятие. В сценарии она характеризуется как не очень общительная и что называется, слегка не от мира сего.
Хироко из комиксов
Как нетрудно догадаться, эта планета – следующая цель Хищников. Они сбрасывают капсулу с шестью яйцами чужих, а перед этим сбивают спутник поддерживающий связь между станцией и другими обитаемыми мирами, чтобы люди не могли вызвать подмогу. Капсула падает недалеко от охотничьего лагеря людей, которые ее находят, после чего один из охотников подвергается нападению лицехвата.
Остальные относят своего товарища в свой лагерь, а тем времени Хищников, которые решили понаблюдать за происходящим поближе, засекает охранная сигнализация. Один из охотников, не понимая в чем дело, стреляет по наводке своего самонаводящегося ружья, попадает в одного их хищников, после чего те ответным огнем убивают всех людей.
На следующее утро на поиски пропавших прилетает вертолет, который обнаруживает освежеванные трупы людей и зараженного эмбрионом чужих охотника, возле которого валяется дохлый лицехват. Спасатели забирают его с собой и приносят в лазарет, где из его грудной клетки вскоре вырывается чужой. Тут-то и выясняется, что Хищники допустили фатальную ошибку, и вместо обычного чужого на свет появилась королева, которая откормившись на местном продовольственном складе, скрывается в дренажной системе, проходящей под платформами.
Тем временем, не подозревающие об этом повороте событий Хищники убивают пятерых чужих, после чего прибывают в окрестности базы людей, чтобы завершить охоту и убить последнего. Люди тоже не теряют даром времени, вооружаются и разделяются на группы, прочесывая местность. Через некоторое время они сталкиваются с чужими (поскольку они вылупились из местной фауны, то не очень похожи на классических), которые начинают атаковать их станцию, буквально лезя изо всех щелей. Люди отбиваются как могут, но счет чужих идет уже на сотни.
Осознав, какую ошибку они допустили и к каким последствиям это может привести, шестерка Хищников тоже вступает в бой с Чужими. Но силы слишком неравны – на место каждого убитого чужого приходят два новых, и в результате уцелевшие люди баррикадируются в нескольких зданиях, а из всей группы Хищников в живых остается лишь Сломанный клык.
Выжившие, понимая что долго не продержатся, планируют с помощью специального крана погрузить командный модуль на гигантский вездеход Большая Берта и на нем покинуть станцию. Для этого естественно нужен доброволец, который выйдет наружу и активирует кран – им и становится Хироко. Тем временем, Сломанный клык, чей механизм самоуничтожения поврежден в бою, пытается найти способ как уничтожить гнездо Чужих, пока они не заполонили всю планету.
Как нетрудно догадаться, эти два персонажа вскоре сталкиваются и им приходится объединить свои усилия, чтобы выжить и достичь поставленных целей. В конце концов, план людей осуществляется, и они спасаются. Сломанный клык спускается в гнездо чужих где активирует механизм самоуничтожения на найденном там трупе Хищнике, после чего он и Хироко улетаю на реактивном вертолете, за который цепляется несколько чужих. Вв сценарии кстати присутствует забавная сцена, где оставшемуся без оружия Сломанному клыку не остается ничего другого кроме как использовать в качестве оружия импульсную винтовку людей..
Взрывная волна от ядерного взрыва повреждает вертолет, а после его падения следует короткая схватка в которой Клык убивает последнего чужого, но при этом сам получает смертельное ранение. Сценарий заканчивается сценой, где к месту падения вертолета прилетает корабль Хищников, которые заносят тело Сломанного клыка в корабль, а затем предлагают Хироко присоединиться к ним. Недолго поколебавшись, она соглашается
Мнение
Как не трудно понять из описания, сценарий имеет весьма четкую экшн-направленность – в нем много боевых сцен (после середины экшн идет практически безостановочно), но при этом весьма радует его разнообразность и изобретательность - есть перестрелки, есть погони, есть рукопашные бои. Уверен, снимай фильм по этому сценарию, и попади он в то время в руки хорошего режиссера (например того же Джона Мактирнана), по зрелищности местный экшн смог бы достаточно достойно смотреться, на фоне своих именитых старших братьев. Что интересно, за свой экшн, сценарий Бриггса удостоился почетного упоминания в вышедшей в 1999 году книге Криса Гора “50 величайших неснятых фильмов”
А вот что касается персонажей, то тут ситуация обратная - лишь двум из них уделяется хоть какое-то внимание, остальные скорее играют роль вооруженной массовки. Правда в отличии от массовки их фильмов Андерсона и братьев Страус, эта радует тем что отказывается умирать просто так и сражается до последнего, даря нам много брутальных сцен.
В принципе, понять позицию Бриггса можно – в конце концов название как бы обязывает его делать акцент на сражениях Чужих и Хищников, да и какой смысл тратить полфильма на раскрытие второплановых персонажей, которые все равно в большинстве своем помрут? Потому особых диалогов о жизни и рассказов о прошлом персонажей тут практически не встретишь. Собственно, сами диалоги в принципе достаточно удобоваримы, но им бы не мешала полировка, хотя бы в части добавления хоть каких-то запоминающихся фраз и юмора, которым не были обделены ни "Хищник", ни "Чужие".
Достаточно удивляет то, что в скрипте Бриггса нет никаких коронных фраз и каких-то явных отсылок к предыдущим фильмам. Да, по традиции главная героиня снова женщина, но ее типаж не очень похож на Рипли. По иронии судьбы, хоть Бриггс в свое время и критиковал сценарий "Чужих", но действие его сценария разворачивается в ту же временную эпоху, что и фильм Кэмерона (то же оружие, те же технологии), а ксеноморфы тут также предпочитают атаковать толпами и в скрипте есть королева Чужих.
В целом, лично мне работа Бриггса понравилась – с нормальной режиссурой и бюджетом, думаю фильм был бы воспринят достаточно позитивно, ну а если сравнивать его с тем, что в итоге подарили нам Андерсон и братья Страус, то это просто земля и небо.
Почему же сценарий так и не был экранизирован?
Можно выделить три основные причины:
1) Традиционная для Голливуда тягомотина c авторскими правами, из-за которой скрипт долгие годы переходил от одного продюсера к другому, каждый из которых требовал переделать его по своему вкусу.
К тому же, ситуация была усугублена последовавшими обвинением Бриггса в плагиате со стороны авторов комиксов, из-за чего даже дошло до суда. После того, как все изначально заинтересованные лица вышли из сделки, проект был заморожен до 2002 года, когда Джеймс ДеМонако и Кевин Фокс написали новую версию сценария, действие которой тоже происходило в будущем (увы, пока что не довелось найти ее).
После того, как Дэвид Туи отказался от поста режиссера, предпочтя взяться за “Хроники Риддика”, объявилась кандидатура Пола Андерсона, который вместе с Шейном Салерно написали абсолютно другой сценарий, действие которого происходило на Земле (хотя, пара элементов из сценария Бриггса все же попало в их работу).
К сожалению, не все киноманы разделили радость Андерсона от его фильма
2) Позиция Сигурни Уивер, которой по ее словам считала идею кроссовера “возмутительной спекуляцией и доведением наработок Скотта и Кэмерона до абсурда” и которая пригрозила больше никогда не сниматься в фильмах про Чужого если проект будет запущен. Впрочем, ее забота о творческом наследии Скотта и Кэмерона ничуть не помешала ей позже сняться в “Чужом: Воскрешении”.
Очевидно 11 миллионного гонорара вполне достаточно, чтобы самая абсурдная идея перестала считаться таковой
3) И пожалуй главная причина – деньги, много денег, которые требовались на реализацию проекта. Сценарий Бриггса был весьма масштабен – ведь действие происходило в будущем на другой планете, в нем было много разнообразных и дорогостоящих экшн-сцен. “Чужой 3” и “Чужой 4” окупились лишь за счет международного проката, сборы “Хищника 2” тоже не было удовлетворительными – вероятно в какой-то момент коллективное бессознательное студии и пришло к выводу выбрать вариант подешевле, а позднее, как всем известно, к этому добавилось и решение дать фильму рейтинг PG-13.
Вместо послесловия
По большому счету, сценарий Бриггса никуда не делся – после некоторой правки, его смело можно было бы называть “Чужой против Хищника 3” или “Чужой против Хищника: Перезагрузка” и снимать фильм. Другое дело, что после того, как словосочетание “Чужой против Хищника” было окончательно дискредитировано стараниями решившей сэкономить студии, подрядившей умелых режиссеров и сценаристов, понятно что этому уже не суждено случиться.
Большое спасибо щедрым продюсерам, что дали нам возможность лицезреть вот это
В начале нулевых приключилась еще одна хрестоматийная история. После переговоров с Ридли Скоттом, Джеймс Кэмерон начал работать над сюжетом "Чужого 5" и даже успел написать примерно половину сценария. Но, узнав о том, что студия дала зеленый свет Андерсону, Кэмерон отказался от продолжения работы, посчитав что кроссовер на корню “убьет всю солидность франшизы”.
С тех пор прошло 10 лет. В 2009 году вышли не снискавшие особой славы, но по крайней финансово отбившиеся “Хищники”. Деньги, принесенные “Аватаром”, наконец сподвигли студию вместо выпуска еще одного кроссовера сомнительного качества вложиться в прямое развитие франшизы про Чужого - и в прошлом году на экраны вышел “Прометей”, за которым видимо рано или поздно последует еще пара сиквелов.
Конечно, выбирай я между фильмом Скотта по сценарию Линдендолфа и фильмом Скотта по сценарию Кэмерона из параллельной реальности, мое предпочтение было бы вполне очевидно. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Разве что, на сборы от сиквелов Аватара, Кэмерон построит аппарат, позволяющий совершать путешествия в параллельную реальность. Кто знает, что могло бы получиться?
P.S.
На мой взгляд самый вменяемый фильм из тех, где наши герои появляются вместе
Ссылка на статью в блоге автора