Существо | Чарльз Бэнд: Повелитель кукол
За ширмой дорогих голливудских блокбастеров, как известно, есть и другой кино-мир. Нет, это не мир европейского арт-хауса и фестивальных фильмов. Это мир относительно дешевого жанрового кино, которое отлично себя чувствует на полках магазинов. То самое кино, про которое говорят "второсортное". Кто и ради чего делает такое кино? Есть дельцы наподобие нашумевшей студии Asylum, умело играющие, порой, исключительно на невнимательности отдельно взятых кинолюбителей. Есть, в конце концов, мастера, снимающие кино на свои деньги со своими друзьями в главных ролях. А есть особая прослойка подобных фильмов, создатели которых смотрят на нас далеко из прошлого. Среди производителей такого рода кино есть несколько весьма громких имен, так или иначе повлиявших на становление если не всего кинематографа (как бы это ни громко было сказано), то на отдельные его сегменты уж точно. Одно из таких имен - Чарльз Бэнд.
Так или иначе, имя Бэнда знакомо многих поклонникам жанра. Многие считают его весьма и весьма опытным бизнесменом, другие - кем-то вроде недопонятого художника с несколько радикальным видением снимаемых им фильмов, но кем бы он ни был, тот факт, что впереди него идет его имя - уже определенный знак.
Бэнд родился 27 декабря 1951-го года. Его отцом был Альберт Бэнд - тоже известный кинематографист, продюссировавший такие фильмы, как "Дорогая, я увеличил ребенка", "Я хороню живого", "Гоблины" и многие другие. Бэнд-старший не брезговал хоррорами категории "Б", особенно, конечно, в последние годы творческой деятельности. Поэтому не удивительно, что сын пошел по его стопам. Бэнд-старший умер в 2002-м году, а творческую деятельность прекратил в 1998-м, успев выпустить немалое количество картин совместно с сыном. В их числе, например, франшиза "Трансеры", а также хорроры "Тролль", "Доктор Мордрид" (эту ленту они поставили вместе), "Обливион", "Доистерия" и многие другие. Но обо всем по порядку.
В далеком 1975-м году Бэнд спродюссировал свое первое "большое кино" - хоррор "Обреченное поместье" с Лэнсон Хэнриксеном, после чего о нем начали говорить как о подающем надежды голливудском кинематографисте. В последующие годы он сделал несколько фантастических лент, в числе которых "Авария!", "Конец света", "Лазерный взрыв" и экранизация "Золушки". Также тремя годами позже своего дебюта, в 1978-м году Бэнд организует компанию MEDA Home Entertainment, занимающуюся не столько производством картин, сколько их "домашней" дистрибуцией. В 82-м году Бэнд снимает в каком-то смысле поворотный для его карьеры хоррор "Паразит" с Дэми Мур в главной роли. Лента была тепло принята зрителями, возможно, отчасти из-за 3D формата, в котором она демонстрировалась.
А уже следующий, 1983-й год становится особенным в карьере кинематографиста - свет увидела его первая самостоятельная кино-компания Empire Entertainment, чью заставку вы много раз наблюдали перед ужастиками на видеокассетах, просто не помните об этом. Компания базировалась в Лос-Анджелесе и практически сразу же поставила на рельсы производство многих хорроров того времени. Что интересно, уже тогда ближайшее окружение Бэнда составляли несколько приближенных к нему людей, которые менялись должностями от картины к картине. Так, например, замечательный SX-постановщик Джон Карл Бюхлер, и по сей день изготавливающий монстров для фильмов Бэнда, снимал несколько картин, которые тот в то время продюссировал - "Тролль" и "Гули-3", например. Монтажер Тед Николау срежиссировал под присмотром Бэнда ленты "Подвиды" и "Телетеррор", а актер Лука Берковичи из того же вышеупомянутого "Паразита" впоследствии сам снимет отличного "Искусителя". Empire Entertainment известна лентами "Тролль", "Гули", "Реаниматор", "Робот Джокс", "Извне" и многими другими.
Век ее, однако, оказался не так долог, как хотелось бы - уже почти десятилетие спустя, в 1989-м, Бэнд, кажется, все более укрепляется на рынке "direct-to-video" фильмов под эгидой своей новой компании Full Moon Entertainment, самым успешным проектом которой на сегодняшний день является, пожалуй, франшиза "Повелитель кукол", разросшаяся чуть ли не до спин-оффоф. Определенный доход его компания получала также от сотрудничества с Paramount Pictures и Pioneer Home Entertainment на рынке носителей. За последующие годы имя Бэнда уже прочно укрепилось как режиссера низкобюджетного хоррора, фэнтези и сай-фая. В это время вышли фильмы "Зона тьмы", "Меридиан", "Кукольный человек" Альберта Пьюна, "Инквизитор: Колодец и маятник" Стюарта Гордона и многие другие. Особенного внимания заслуживают ленты Бэнда про гигантских монстров "Вторжение Заркорра" и "Краа: Морской монстр!", которые он сделал с режиссером Аароном Осборном. Как и многие американские "видеорежиссеры", Бэнд часто работал под псевдонимами.
Full Moon Entertainment позднее была реорганизована в Full Moon Features, которая, впрочем была прямым продолжателем наследия предыдущего брэнда. Так, компания поставила на рельсы производство франшиз "Повелитель кукол", "Трансеры", "Подвиды" - некоторые из частей Бэнд поставил сам, но, в основном, разрабатывал их как продюсер. Первая часть "Трансеров", к слову, была вполне успешным хоррором с Хелен Хант и Тимом Томерсоном в главных ролях. В разное время Бэнд работал с такими звездами, как Сет Грин, Джекии Ирли Хэйли и даже Дэвид С. Гойер, которые, правда, тогда были еще молодыми и никому особо не известными.
К началу двухтысячных в собственной "вселенной" Бэнда накопилось приличное количество культовых для ценителей жанра картин, благодаря чему им начал активно выпускаться разного рода мерчендайз, начиная от футболок, заканчивая фигурками, кружками, подарочными сувенирами и много чем еще. Также Бэнд организовал собственный стрим-сервис под названием "Full Moon Streaming" - его особенность заключается в том, что любой желающий может совершенно легально посмотреть тот или иной фильм, созданный под эгидой Full Moon или Empire в интернете на специальном канале, способствуя, те самым, популяризации продуктов компании.
Последними на сегодняшний день работами Бэнда в кино являются поистине неисчислимые продолжения "Повелителя кукол", ленты "Уга Буга", "Киллджой отправляется в ад", "Мертвецы хотят женщин", "Зомби против стриптизерш" и продолжение эротического хоррора 1992-го года "Глаз-убийца". Но основного внимания заслуживают две франшизы, глубоко почитаемые фанатами подобных лент, о каждой из них стоит рассказать поподробнее. Это серии "Спекшийся" (в России одно время издававшаяся как "Пряничный злодей") и "Зловещий Бонг". По сюжету "Спекшегося", дух маньяка-убийцы, казненного на электрическом стуле, вселяется в обычного пряничного человечка и начинает убивать всех, кто попадается ему на пути. Весьма фактурного главного антагониста серии сделали в мастерской Джона Карла Бюхлера, а озвучил персонажа Гэри Бьюзи, давно уже перекочевавший в "бэшные" проекты. Первая часть вышла в 2005 году и очень скоро обзавелась продолжением с подзаголовком "Passion of the Crust" и, как следует из него, содержала подавляющее количество черного юмора, тогда как в первом фильме этот самый юмор был, в большинстве случаев, лишь приятным дополнением ко всему остальному. "Страсти Хрустовы" вышли в 2008-м году, а третья часть серии - "Saturday Night Cleaver" - в 2011-м. Снимали их уже другие режиссеры, тогда как Бэнд ограничился продюсерскими функциями. Годом позже после релиза первого "Спекшегося" свет увидел "Зловещий Бонг" - тоже комедийный хоррор про злой дух, живущий в... кальяне. В 2009-м вышел сиквел под названием "Король Бонг", а в 2011-м триквел, "Гнев Бонга", выпущенный в 3D. После франшиз о двух таких неимоверно трэшовых персонажах Бэнд решил объединить их в один фильм, да не просто объединить, а столкнуть друг с другом. Так, в 2013-м году он выпустил картину "Спёкшийся против зловещего Бонга".
Как бы то ни было, отнюдь не всякий кинодеятель может похвастаться целой вселенной, созданной вокруг его имени - в данном случае, это мир, где уже давным давно переплелись зомби, пришельцы, клоуны-убийцы, пряничные маньяки, сказочные тролли, байкеры из космоса, сумасшедшие доктора, ожившие скелеты, демоны и много кто еще. Ведь считать фильмы Чарльза Бэнда все-равно, что считать овец, пытаясь заснуть - как и этим самым овцам, фильмам Бэнда, кажется, нету конца. И это ли, черт возьми, не замечательно?!