Andrey Kochkin | Кризис жанра
В прокат недавно вышел очередной шедевр паранормального фейка. Сорвать кассу так же, как в 2007-м, конечно, не удалось, но финансовые результаты все равно неплохие - почти 30 млн. долларов в первый уикенд при бюджете в 5 млн. долларов. Что происходит с кино, когда плохо снятый, откровенный фейк оказывается успешным студийным проектом?
Судя по всему, искусство кино выходит на новый уровень: это как "Черный квадрат" Малевича - нарисовать может любой, но картина мастера висит в Русском музее и стоит кучу денег.
Мне не очень понятно, почему люди до сих пор смотрят эти фильмы - в том смысле, что я еще могу понять тех, кто в 1993-м смотрел "Ведьмы из Блэр" и думал, что кто-то нашел "паранормальную" пленку и показал ее на весь мир. Никто, правда, не поинтересовался жанром фильма, а зря: фильм-то художественный, а не документальный. В общем, это еще можно было понять - в конце концов в 1960-х, когды вышел "Психоз" Хичкока, люди тоже в ужасе (!!!) выбегали из кинотеатров.
История успеха "Паранормального явления" - это история стечения обстоятельств и хорошего маркетинга. Я слышал (за правдивость истории не ручаюсь - вполне возможно, что это очередная легенда), что в продвижение фильма Paramount решила вложиться, потому что был другой фильм, который нужно было выпускать в это время, но он дико не нравился руководству. Поэтому вместо одной большой премьеры случилась другая. Второй фактор - это, конечно, грамотный маркетинг.
В общем, теоретически можно понять, почему "выстрелило" первое явление. Но вот последующие фильмы - как быть с ними? Более того, появился новый жанр - "найденная пленка" (found footage films). Я иногда натыкаюсь на фейки, которые сделаны еще хуже, чем "Паранормальное явление". К примеру, вспоминается фильм про то, как из немецких (ха-ха) архивов (ха-ха) достали (ха-ха) пленку (ха-ха) экзорцизма (ха-ха), проводившегося в Баварии. Создатели фильма, правда, забыли, что в немецком языке все существительные пишутся с большой буквы. В общем, сразу же после фейково-пафосного "предисловия" фильм можно выключать, что я и сделал)))
Как бы то ни было, тренд набирает силу. Правда, и бюджеты "найденных пленок" далеки от 15 тыс. долларов, которые потратили создатели первого явления - на четвертую часть ассигновали уже 5 млн. За такие деньги можно снять приличное кино, а не очередной гениальный наколенник, но... Голливуд достаточно инертен. Так что судя по всему еще пару лет можно будет наслаждаться шедеврами мирового кинематографа, снятыми на айфон. Кстати, критики тоже не дремлют - вот, например, "честный трейлер" (Honest Trailer) явления - http://www.youtube.com/watch?v=HdZW2b0FzPc