Andrey Kochkin | Как живется киношникам в Лос-Анжелесе: куда уходят деньги?
Со стороны кажется, что кино должно стоить дешево. И действительно, казалось бы: на что тратятся огромные деньги - скажем, 1 млн долларов за эпизод телесирала по российским меркам явно перебор, в США это норма и, разумеется, не потолок. Итак, посмотрим, куда же уходят деньги?
Про то, как трудно арендовать места для съемок я уже писал. Но в целом, это довольно-таки существенная статья расходов. Если где-нибудь в Оклахоме вам еще доплатят за съемки фильма в придорожном кафе, то в Лос-Анжелесе люди привыкли делать на этом деньги. И весьма немалые. Мне приходилось слышать истории о том, что менеджеры по аренде (location managers) иногда получают комиссию с владельцев недвижимости (это, к примеру, рестораны, супермаркеты, офисы) за то, что приводят киношников. Это при том, что они получают деньги с самих киношников за поиски мест для съемок (ну и само собой, за заключение контрактов, переговоров и т. д.).
Главная статья расходов - это, конечно, люди. Все знают про сказочные гонорары актеров, но и другие профессии в общем-то не отстают. К примеру, режиссер эпизода телесериала, который транслируется в прайм-тайм по крупнейшим телеканалам, получает в районе 50 тыс. долларов. В неделю. Один эпизод - это чуть больше недели пре-продакшн, две с половиной недели съемок и полторы недели на пост-продакшн. И это не прихоть самих режиссеров или их агентов, а требования Гильдии режисеров США (DGA). 99% всех больших телесериалов производятся в соответствии с требованиями Гильдии. Вообще Гильдия - это очень влиятельная организация. Она следит за тем, чтобы у режиссера было право на режиссерский монтаж (director's cut), а также за тем, чтобы дистрибьюторы не забывали выписывать чеки за показ фильма в других странах (в Штатах это называется residuals). Она же, впрочем, налагает серьезные ограничения для режиссеров - в частности, член Гильдии не может работать режиссером в проекте, который не является проектом, согласованным Гильдией (DGA signatory). Решение о том, вступать или не вступать в Гильдию, человек принимает один раз в жизни, поскольку вступив однажды, вы уже не сможете участвовать во всем, что нравится. Да и платить ставку, определенную Гильдией независимые продюсеры вряд ли смогут.
Нужно ли говорить, что практически каждая профессия в киноиндустрии имеет свою ассоциацию. Конечно, большинство ассоциаций не столь влиятельны, как DGA. На память приходит только актерская гильдия (Screen Actors Guild). У меня был один проект, на который мне пришлось получать разрешение SAG. Поскольку это был дипломный фильм, то особых ограничений у меня не было. Они возникают, если вы снимаете "большое кино". Допустим, вы хотите взять на главную роль Тома Круза. Это фактически означает, что на все остальные роли (главные, второстепенные), вам придется нанимать только членов SAG. И, соответственно, платить им планку, определенную Гильдией. Единственное послабление касается статистов - и это всегда предмет торга (продолжение следует).