21.01.2013 18:59
Министерства культуры составило всем миром список фильмов для просмотра в школе. Сто советских фильмов самых разных жанров: «Бриллиантовая рука», «А зори здесь тихие», «Волга-волга», «Броненосец «Потемкин»… И вроде бы все хорошо. Школяры наконец -то посмотрят отечественное кино, будут знать не только нашу классику литературную, но и кинематографическую. Все довольны.
Вот только возникает вопрос (точнее вопросы), как и всегда бывает с любой отечественной реформой. Авторы идеи (не Михалков, он её только предложил) предупреждают, это - всего лишь проект, всё ещё впереди, спорные моменты будут решены.
Но всё-таки...
Вопрос первый. Да, составили список, на сайтах министерства культуры и Образования все желающие могли выбрать по три отечественных фильма. Из отобранных голосованием 300 фильмов киноэксперты выбрали итоговую сотню. Но в нём нет ни одного фильма, снятого за последние 20 лет. И почему же только отечественные? Неужели нет зарубежных классических фильмов, которые надо смотреть школьнику?! Или мы, русские - великий народ, у нас лучшая литература и другие искусства, все остальные нам завидуют, и имена Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока , Сидни Люмета и Френсиса Форд Кополы для нас не авторитет? Поясняют, что будет составлен и список 100 лучших зарубежных фильмов. Тогда почему же проект называют «100 лучших фильмов», раз их будет двести?
Вопрос второй. С 1 сентября 2012 действует «закон о защите детей от вредоносной информации». И многие фильмы из списка попадают под ценз «16+» и «18+». Есть в списке «Холодное лето пятьдесят третьего», « Белое солнце пустыни» и шокирующей и современного зрителя «Иди и смотри». Получается, такие фильмы смотреть детям нельзя, но в школьной программе они присутствуют.
Вопрос третий. Некоторые фильмы далеко не детские, не только по цензу, но и по смыслу. Тонкие планы фильмов Тарковского кинокритики до сих пор разбирают и объясняют, что же тогда поймёт четырнадцати летний школьник в шумном классе? Такое кино надо смотреть, когда поумнел немного, а не для галочки: видел и ладно.
Вопрос четвёртый. Кто будет вести такой предмет, даже если он факультативный? Любой желающей учитель, кому это интересно, как предложило министерство. Значит, должны доплачивать. А надо этому учителю работать в школе лишние часы за копейки?
Вопрос пятый. Средний хронометраж фильма - 90 минут, но многие фильмы из списка идут дольше 120 минут, а некоторые 3 и более часа («Андрей Рублёв», «Война и мир») . В один урок не вместить. Да и школьнику легче дома перед телевизором посмотреть фильм в спокойной обстановке.
Вопрос шестой. Во многих школах просто нет оборудования для просмотра фильмов. И кто будет предоставлять школам лицензионные диски с фильмами? Не нарушать же закон, скачивая с торрент-трекера. Пиратство, плохой пример детям.
Вопрос седьмой. Обычный человек смотрит меньше ста новых для себя фильмов за год. А список представляет именно «100 лучших отечественных фильмов», а вместе с зарубежным списком, так все 200. Когда это всё смотреть? Получается, программу растянут на несколько лет. С какого класса начинать программу? Не будет же одиннадцатиклассник смотреть сказки «Морозко» и «Королевство кривых зеркал».
Сама по себе идея хорошая - показывать хорошее кино школьникам. Вот только есть риск, что закончится всё хищением средств и ленью организаторов. А свалят - то всё на «потерянное поколение».
(Первоначально материал должен был выйти в одной региональной молодёжной газете. Но к следующему номеру тема будет не актуальна. Озвучу здесь тогда)