Александр Фельдман | Закон подкрался незаметно...
Уже через неделю вступает в силу закон о противодействии пиратству в интернете. Параллельно под ковром, скрытым от глаз обычных зрителей, происходят какие-то схватки, отголоски которых попадают в деловые новости киношного мира.
То самые крупные правообладатели создают некую базу то ли легального, то ли нелегального контента с привязкой ее к сайту госуслуг, то руководители Вконтакте предлагают наделить правообладателей возможностью самим удалять нелегальный контент со своего сервиса, то депутат Митрофанов предлагает создать интернет-сервис, сосредоточенный на отечественных лентах, то ходят упорные слухи, что по новому закону закроют самые посещаемые интернет-площадки.
Будут ли достигнуты какие-либо соглашения, и найдется ли оптимальное решение, устраивающее все стороны, покажет уже ближайшее время. Однако мне интересно следующее – что будут делать те, кто активно смотрит кино в сети, не задумываясь о его легальности. Ведь об их интересах как-то никто в этой связи не задумывается.
Недавно, кстати, я видел опрос, который выявил, что лишь 25% людей, смотрящих кино в интернете, могут отличить лицензию от пиратки. И это похоже на правду. Помнится, когда у каждого метро стояли столики с пиратскими дисками вперемежку с лицензией, вероятно мало кто задумывался, что диск с тем или иным фильмом не может выйти по определению. Хотя бы потому, что он еще не стартовал в прокате или потому что он принадлежит студии-мейджеру, а значит его dvd-дистрибуция привязана к определенной мировой дате, отстоящей от премьеры на срок от нескольких месяцев до полугода. В интернете ситуация точно такая же. Все эти подробности вообще не интересуют обычных зрителей. Рядовому пользователю по большому счету по барабану, есть ли у его любимого сериала или фильма, который он хочет посмотреть, реальный хозяин на территории России или нет. Ему просто необходимо, чтобы у него был доступ к просмотру и всё. А все эти ритуальные танцы вокруг костра инквизиции интересны лишь профессионалам, зарабатывающим деньги на контенте.
Но что самое интересное при, допустим, идеальной ситуации в условиях работающего закона от а до я. Готовы ли правообладатели закрыть гигантскую нишу контрафактного контента легальным? Я уверен, что в легальном сегменте российского VOD сегодня есть не более 30% того, что можно найти на торрентах или посмотреть онлайн. Поскольку большая часть зарубежных библиотек по сути не закуплена на Россию. И на это надо обратить пристальное внимание.
Нет, я совсем не против закона, что было бы поменьше мере странно, учитывая то, чем я занимаюсь. Скорее я осторожно к нему отношусь и стараюсь смотреть объективно: запретить и наказывать проще всего. И в итоге непродуманная реализация этого закона может привести к тому, что интернет-рынок будет ровно таким же, как рынок кинотеатральный с 99% преобладанием мейджеровского и крупнобюджетного отечественного кино и наличием пары нишевых онлайн-кинотеатров от прокатчиков неформатного кино с контентом, содержащим лишь их собственные библиотеки.
В общем, я призываю к взвешенности и к тому, что необходимо смотреть на будущую ситуацию в первую очередь глазами обычного потребителя – зрителя фильмов и сериалов, и делать так, чтобы ему было удобно и не приходилось ломать голову над тем, где теперь искать любимое кино.