"Тёмные времена" (Darkest Hour), Великобритания, реж. Джо Райт, в ролях: Гари Олдман, Бен Мендельсон, Стивен Диллэйн, Рональд Пикап, Лили Джеймс, Кристин Скотт Томас.
В мае 1940-го года британский король вынужден утвердить Уинстона Черчилля на посту премьер-министра: он единственный член правящей партии, которого поддерживает оппозиция, тогда как его предшественник Чемберлен в условиях войны проявил губительную неподготовленность перед лицом нацистской угрозы.
В эти отнюдь не светлые времена Черчиллю уготована тяжелейшая работа: Германия всё успешнее подминает под себя Европу, велик риск потерять в дюнкеркском капкане всю британскую армию - и многим кажется, что единственный здравый выход из сложившейся ситуации - пойти с Гитлером на мирные переговоры ("Нам мир нужен как воздух"). Однако новый премьер-министр не готов уступать: даже самая страшная война лучше дружбы с фашистами, "наш политический путь - победа", "безнадёжное дело - единственное, за которое стоит биться".
Трейлер фильма "Тёмные времена"
"Тёмные времена" - добротная политическая драма о принятии крайне трудного решения. Пусть сам Черчилль испытывает к фюреру давнюю личную неприязнь, обстоятельства и недруги диктуют ему противную сердцу повестку - к которой поневоле приходится прислушаться, учитывая, что в этот момент на другом берегу пролива гибнут триста тысяч солдат-соотечественников.
Говоря проще, перед нами оборотная сторона "Дюнкерка" - что тем более символично, если вспомнить, что режиссёр Джо Райт воспел ту историю много раньше Кристофера Нолана. (Вообще, если пересматривать "Искупление", то предельно очевидно, что Райт с Ноланом на первых порах вполне могли сойти за родных братьев, столько общего было у них и в темах, и в манере повествования.)
И ровно с тем же финалом - с черчиллевской речью про то, что Новый Свет должен броситься на помощь Старому. Только если для Нолана вырванная цитата была своеобразной вишенкой на торте, объясняющей, зачем американцам кино про британские победы, то Райт вслед за своим сценаристом Энтони МакКартеном фиксирует как эту речь Черчилля, так и другие в попытке объяснить всенародный успех политика, своей хамоватостью в быту не вызывающего порой ничего, кроме неприязни.
Ролик фильма "Тёмные времена"
Герой "Тёмных времён" - в первую очередь оратор, мучающийся оттого, что его пылкие слова расходятся с пугающей действительностью, но заметно приободряющийся, находя поддержку в глазах целевой аудитории. Его моральным страданиям - как примирить рвущийся из груди пафос с бедственным положением на фронте - отведено в картине немало времени, и это, пожалуй, единственное, что заслуживает здесь действительно высокой оценки.
В остальном приходится констатировать, что в свои 45 Джо Райт уже точно ни на секунду не Нолан. Прекрасные амбиции десятилетней давности отложены в сторону, и от прежнего Райта в его новом (и далеко не впечатляющем) фильме остались ошмётки, единичные всплески вроде мальчика, смотрящего на пролетающий в небе самолёт в "подзорную трубу", сложенную из ладошки.
Нынешняя задача некогда передового режиссёра не то что банальна, но невероятно скучна: соблюсти исторический фон, нагнать психологизма, всё такое. Не до экспериментов, не до былой лёгкости. Даже на роль, которую раньше сыграла бы у него Кира Найтли, он берёт теперь не оригинал, а её вылитую (особенно здесь) копию Лили Джеймс, словно подчёркивая: страсть прошла, пришёл черёд сублимации.
Ролик фильма "Тёмные времена"
Впрочем, в данном случае Райта можно понять: по задумке, он изначально не был здесь самым сильным звеном. "Тёмные времена" выезжают на единственном фокусе: Гэри Олдман в роли Черчилля - именно эти пять слов уже на этапе заявки должны были обеспечить ленте "Оскар" за главную мужскую роль. Судя по результатам первых этапов наградного сезона, клюнули на эту "замануху" очень многие.
Безусловно, Гэри Олдман уже очень давно заслужил высочайшее поощрение. Известно, что он входит в число тех звёзд, про которых ошибочно думают, что "у него-то "Оскар" уж точно есть, не может не быть" - тогда как до сих пор Американская киноакадемия лишь единожды почтила его своим вниманием (номинация за "Шпион, выйди вон!"). В совокупности, всеми своими остальными ролями, актёр, естественно, наработал на массу золотых статуэток - и призыв "Когда, как не сейчас?!" наверняка станет основным в ходе грядущей волны пиар-кампании...
Но беда в том, что фильм сам по себе в итоге сильно уступает столь яркой заявочной идее, не производя необходимого должного впечатления. Всё-таки в первую очередь он рассчитан не на широкий зрительский круг, а на любителей жанра (да и те могут остаться неудовлетворёнными), и это в конечном счёте наверняка оставит Олдмана - как бы он ни старался! - лишь со второстепенными наградами.
Ролик фильма "Тёмные времена"
Конечно, Черчилль представлен тут довольно жирными мазками: он завтракает и работает в постели, диктует секретарше из ванной ("Мисс, я выхожу - в обнажённом состоянии"); в печатном тексте ненавидит одинарный интервал, требуя только двойного; много пьёт и курит ("Как вы можете постоянно пить?" - спрашивает его король, получая честный ответ: "Закалка"), обладает коллекцией шляп, часто цитирует Шекспира и признаётся, что никогда не стоял в очереди за хлебом, не ездил в автобусе и лишь однажды спускался в метро, да и то заблудился...
Но в ситуации, когда Черчиллей в кино стало очевидным образом много (только за последнее время легендарного британского премьер-министра сыграли Брайан Кокс и Джон Литгоу), трюк с Гэри Олдманом выглядит именно что трюком. Будучи отличным артистом, он с честью справился с брошенным вызовом - но нельзя сказать, что как-то выделился при этом на общем фоне. Сравнения в такого рода делах - взрывоопасная штука, и Олдман в своей роли, к сожалению, не предложил ничего, что заставило бы рукоплескать именно ему, а не стараниям гримёров (которые как раз своего «Оскара», вероятно, получат).
Ролик фильма "Тёмные времена"
Хотя... Киноакадемики любят, когда им показывают политиков: Линкольна, например, или Маргарет Тэтчер, или Елизавету II, или Георга VI. Так что шансы у этого Черчилля в любом случае велики - особенно в сочетании с заслугами многими любимого артиста. Жаль лишь, что порой награда находит героя с таким вот прискорбным опозданием - привечая не лучшую его работу, а только самую выпуклую.
Так и во всём остальном: "Тёмные времена" - не столько хороший фильм, сколько памятник своим создателям, знающим, что такое настоящее кино, но уже забывающим, как его делать.