С тем же Ван Даммом Скотт снимался уже четыре раза — получал от него по морде, разумеется. С его сыном Кристофером тоже попал в кадр — увы, на сей раз не повезло юному Вандаммышу. Дольф Лундгрен — уже кореш Скотта. Это Скотт Эдкинс люто дрался с Мэттом Дэймоном в «Ультиматуме Борна». Это он, на минуточку, Дэдпул в «Люди Икс: Начало. Росомаха», а не Райан Рейнольдс, о как: лицо звезды сняли крупным планом, а тело и эта страшная лысая башка были скоттовы — равно как и боевое искусство. Ну и, конечно, это Скотт Эдкинс — знаменитый русский боец Юрий Бойка из всех «Непобедимых». Пока что Эдкинс, словно Чак Норрис при Брюсе Ли, блистал на заднем плане, но за последнее время резко вырвался вперед. В «Неудержимых 2» сыграл довольно значимую роль, в «Универсальном солдате 4» вообще главную, а впереди у парня — работа с Кэтрин Бигелоу в «Убить Бин Ладена*» и своя семейная комедия с Дольфи. Добавьте к этому, что Скотту всего 36, он владеет длинным списком боевых искусств и выглядит, как молодой Бен Аффлек — и осознайте: если все сложится удачно, нас ждет новая экшн-звезда.
И вот эта новая звезда приехала в Петербург и Москву представить «Универсального солдата 4». Ход на самом деле разумный — Ван Дамм и Лундгрен там далеко не главные, пусть и звезды. Эдкинс, говорят, даже не попросил гонорара — работал от души и для души. Прилетел с невестой Лисой, оставив маленькую дочку дома, думал — по-тихому отделается, но не тут-то было. В Петербурге Скотта сразу же взяли в оборот на пресс-конференции и запытали про любимые удары, стили, фильмы и даже российский кинематограф. Фанаты набросились на сцене и десять минут не отпускали артиста. «Он пожал мне руку!» — крикнул один из них в зал, и тот взорвался одобрительным гулом. В Москве все было еще масштабнее: мастеру боевых искусств Эдкинсу выдали девять телохранителей и черный костюм, а в ТРК Vegas его ждала толпа поклонников. Были и сталкеры — наш уважаемый i_kea, например, нагнал товарища и дал в морду. Судя по разным фото, не он один до такого додумался.
Поскольку я в Москве не была, то за нее отвечать не могу и расскажу вам о питерской пресс-конференции. Народу было немного, из-за чего мероприятие получилось почти семейным. Переводчик Григорий был отловлен нами заранее и получил список фильмов, имен и техник, о которых мы будем спрашивать Скотта. В целом все немного переживали, так как не знали, чего ждать от гостя. Что за зверь? Как себя поведет? Как у него с головой — вдруг он в нее ест? Все страхи были напрасны. Скотт оказался очень тихим, милым и скромным британцем с чарующим голосом. Много говорить он не любит — или, может, еще стесняется, но честно отвечает на все вопросы. В его манере — повторить вопрос, давая себе время подумать, быстро усмехаться и не повышать тон.
— Скотт, у вас в этом году выходит больше всего проектов. Какой из них оказался самым сложным?
— «Универсальный солдат» из-за всех его экшн-сцен. У меня тогда была тяжелая травма колена – разорвано сухожилие.
— Травма зажила? Она была ведь в марте прошлого года?
— Да, в марте 2011, вы правы. Это случилось за шесть недель до начала съемок. В декабре была операция, теперь я чувствую себя лучше, спасибо, что спросили. Но полная реабилитация занимает 9 месяцев.
— В «Унисоле» ваш герой — антагонист. Но он действует из хороших побуждений — хочет отомстить за семью. Вы его рассматривали как хорошего или как плохого человека, когда играли?
— Хороший вопрос. Когда люди смотрят трейлер, то удивляются, что злодей — Жан-Клод. Но когда вы посмотрите фильм, то увидите,
Но, наверное, вам не стоит этого сейчас писать, чтобы не испортить всем просмотр.
Жаль, я не додумалась сразу ему сказать: Скотт! Никто в мире НИКОГДА не подумает, что Жан-Клод — плохой парень! Это ясно даже в трейлере — это даже не спойлер!
Что хорошего в этом фильме — когда вы будете смотреть его в первый раз, вас захватит история, вы будете открывать новые идеи, получать новые впечатления, а когда вы будете смотреть его во второй раз и уже знать, что случится в конце, то сможете увидеть какие-то дополнительные вещи и перспективы.
— Скотт, что вы слышали о России и какие достопримечательности успели посмотреть в Питере?
— Я первый раз в России, и у меня еще не было времени посмотреть Петербург — я займусь в Москве осмотром достопримечательностей, Кремль пойду посмотрю и все в этом роде. Но у меня такое чувство, что я знаю Россию, потому что мой самый известный персонаж — русский боец Юрий Бойка, и за пределами России в той же Америке многие думают, что я русский.
— Вот как раз про Бойку: вы как-то готовились к этой роли — изучали русских людей, читали что-то о России, учили русские фразы?
— Я читал книги о русских тюрьмах, и уже это дало мне много информации о персонаже, потому что Юрий много лет провел в тюрьме. Еще мы изучили истории о русских тюремных татуировках и их значении. Но вообще мне там надо было не столько разговаривать, сколько бить людей ногами в лицо — так что этой информации оказалось достаточно.
— Какой удар из какого стиля вам нравится больше всего — и какой удар вы считаете самым сложным для кино?
— Их так много — сложных ударов и трюков для экшен-фильма. Я даже выбрать сейчас не могу… Хм, если из того, что лично мне доводилось играть — это прыжок, двойной переворот вокруг себя, удар ногой и приземление. А вообще самая сложная техника — та, которую твой партнер не должен видеть. То есть он не должен видеть, что ты хочешь его ударить, не должен быть готов к удару. Это даже больше не техническая, а психологическая сложность. Здесь важно правильно подойти, заговорить, чтобы человек не знал, когда ты его ударишь. Это больше логика самозащиты, а не нападения. Насчет моего любимого удара — он довольно простой: ногой, но я вам тут его не покажу, конечно.
— Милла Йовович рассказывала, что когда «Обитель зла» снималась в 3D, драться стало сложнее. Вы на себе почувствовали влияние 3D?
— Да. В 3D все завязано на глубине картинки, и драться действительно сложнее, особенно в сценах, когда хорошо видно, какие предметы находятся ближе или дальше. В обычном кино в боевых сценах я приближаюсь к лицу партнера не так близко (показывает на переводчике), а в 3D — вот так, совсем вплотную. В это и заключается сложность и опасность. А уж когда ты делаешь это с Андреем Арловски, это вообще отдельная страшная история!
— С приходом 3D, компьютерной графики и спецэффектов, не чувствуете ли вы угрозы для экшн-актеров? Можно ведь все за вас нарисовать — совершенно безумные драки, для которых и актеры не понадобятся.
— Нет, я так не думаю. Ну, ок, экшн-герои 80-х ушли в прошлое. Сейчас у нас совсем другое экшн-кино из-за комиксов и CGI. Но суть в том, что на экране нельзя врать — фальшь сразу видна. Когда мы используем бутафорскую кровь — то проще видеть ее на лице врага и играть, чем потом дорисовывать. Зритель тоже видит на экране все эти настоящие брызги. Компьютерная кровь выглядит иначе. Нельзя подделать удар. Я верю, что зрители ценят то впечатление, которое дает живая, а не нарисованная драка, и ценят, что именно этот живой актер нанес тот или иной удар. Именно поэтому мне очень нравилось работать с режиссером «Унисола» Джоном Хаймсом: он любит взять крупный план, затем отвести камеру и показать одной сценой, как герой сражается, что это действительно он делает все эти трюки и боевую хореографию. Вот почему меня и взяли на эту роль — нужен был актер, который сам может драться.
— А вы применяли свои навыки владения единоборствами в повседневной жизни?
— (смущенно) Да, была у меня парочка драк, но я не очень хочу об этом говорить. Но я не начинал их — только заканчивал.
— Вы никогда не принимали участия в соревнованиях. Почему?
— Потому что я актер, а не боец (улыбается). Ты хорош в том, к чему учился. Если бы я тренировался как профессиональный боец — уверен, достиг бы больших успехов. Но я учился быть актером, снимающимся в экшн-фильмах — это совершенно другое. Так что я делаю то, что умею лучше всего.
— У вас есть черный пояс по тэквондо и кикбоксингу, вы сдали нормативы по ушу, джиу-джитсу и дзюдо. Также вы владеете приемами ниндзюцу, муай тай и карате (брови Скотта ползут вверх, ибо вопрос задает девушка). А какой все-таки стиль вам наиболее близок — по духу, по физической подготовке?
«Ну, сейчас вы замучаетесь переводить!» — улыбается Скотт нашему Григорию. «Ничего, — отвечает тот и разворачивает экран ноутбука. — У меня тут заранее составлен список!» Все эти дзю прошли как по маслу, слава богу.
— Я изучил так много боевых искусств потому, что всегда хотел знать еще больше. При этом я не мог изучать один вид боевого искусства до тех пор, пока не получу черный пояс или пятый дан — я решил изучить один стиль достаточно хорошо и затем переходить к другому, чтобы как можно больше стилей и приемов. Но если выбирать, то мне больше всего подходит тэквондо, в нем используются удары ногами — а я от природы хорошо работаю ногами.
— Вы сыграли со многими экшн-актерами — а с кем еще хотели бы сыграть? — и здесь идет длинный список сложных имен, которые мы заранее отдали Григорию, хо-хо!
«Я тут подготовился, — Гриша снова разворачивает экран к Скотту, пока тот ухмыляется. — Тут у меня есть список артистов, про которых спрашивают — выберите, с кем из них вы бы хотели сыграть». Под всеобщее хихиканье Скот, изогнув бровь, начинает выбирать.
— Так… с Марко Зарором я уже играл — он был великолепен… С Джетом Ли тоже играл — и он тоже был великолепен. Тонни Джа и Донни Йен — для меня они сейчас самые крутые и лучшие в боевых искусствах. Вот еще с Марком Дакаскасом я никогда не работал — очень бы хотелось, я его большой фанат.
— А что же женщины — с ними не хотите поработать? Синтия Ротрок?
— Синтия… (смущенно) ну, я ее видел в кино, но вообще предпочитаю смотреть на мужчин (смеется).
— Боитесь, что женщины побьют вас?
— (смеется) Да, точно, боюсь, тогда я буду плохо выглядеть на экране!
— Вы переиграли практически со всеми кумирами нашего общего детства. Какие вообще ощущения испытываешь, когда приходишь на площадку — а перед тобой стоит кумир детства из фильмов, которые все смотрели? Страшно — или, наоборот, только профессиональное отношение?
— Чувствуешь снова ребенком (усмехается). Говоря об экшн-актерах — ощущение, что они гораздо больше, чем простые люди. Знаете, как герои древнегреческих мифов или, если из современности — герои комиксов. Но когда встречаешься с ними лицом к лицу — видишь, что они тоже люди, и это очень волнующе, снова чувствуешь себя маленьким. Ну и не забываем — это люди, которые вдохновили меня заниматься этой работой, которые повлияли на меня в детстве. Испытываешь детский восторг — но необходимо оставаться профессионалом. В общем… ну да, профессионалом (смущается). Ты же знаешь, что они все равно — просто люди из плоти и крови, но ты столько раз видел их в детстве в кино и по телевизору, что все равно рисуешь себе их в голове как героев.
— А не было у вас разочарования? Ведь говорят же: нельзя близко подходить к кумирам — ты начинаешь видеть в них людей и в чем-то разочаровываться?
— Ну да, конечно — мы все ведь просто люди. Представляешь себе экшн-актера каким-то героем, но надо понимать, что он — живой человек. Мы все делаем ошибки, говорим не то, что нужно, делаем не то, что следует. Вот поэтому для меня сейчас очень важно быть примером для мальчишек, которые могут захотеть мне подражать, и важно не разочаровать их, подать правильный пример. Но никто из нас не идеален и вы правы: нельзя творить себе кумиров, потому что вы можете разочароваться. Правда, как этого избежать? Невозможно же!
— Расскажите о ваших следующих фильмах — «Убить Бин Ладена» и «Легендарный: Гробница дракона».
— «Убить Бин Ладена» — фильм Кэтрин Бигелоу, которая сняла «Повелитель бурь». Там огромный и замечательный актерский ансамбль, и мне повезло быть его частью. Что важнее, это не просто экшн — это политическое кино о поимке Бин Ладена. Но, к сожалению, мне не позволено вообще ничего о нем рассказывать. «Легендарный: Гробница дракона» — совершенно другое кино: это смешной приключенческий фильм для всей семьи, я там снова работаю с Дольфом Лундгреном, моим хорошим другом. Я здесь играю криптозоолога — удачи с переводом, да. Это ученый, который исследует мифических животных или тех, которые вымерли. Всяких там йети, лох-несских чудовищ. Такие ученые реально существуют! Мы снимали в Китае в копродакшене с пекинской киностудией –—она огромная и просто невероятная. Это первый совместный британо-китайский проект. Вот так.
— Могли бы вы рассказать нам о работе с Жан-Клодом Ван Даммом? Он в России — культовый персонаж, часто сюда приезжает и дружит с нашим бойцом Федором Емельяненко. Как вам было с ним работать, что он за человек?
Это типичный вопрос, который задают Скотту — ответ у него отлетает от зубов, как дважды два. Его можно найти в Википедии, если что — правда, без Емельяненко.
— Когда мне было 12, я посмотрел «Кровавый спорт», он оказал огромное влияние на мою жизнь. Мне невероятно повезло сделать с Ван Даммом четыре фильма. В детстве я и многие другие дети вдохновлялись его персонажами в 80е-90е годы. Когда мне было 16, я посмотрел «Унисола»: прокрался в кинотеатр, потому что там было ограничение по возрасту 18+. И вот теперь я вырос и снялся в «Универсальном солдате 4» с ним и Дольфом. Но я до сих пор помню свои детские впечатления от тех парней. А с Федором Емельяненко я бы тоже с удовольствием познакомился — в Лондоне он легенда.
— Так а что Ван Дамм как человек? Помогал ил он вам в жизни, какие у вас от него впечатления?
— Ну, он помог мне в том, как быть профессионалом и актером. Он мастер в том, как быть кинозвездой, знает, как работать на камеру, как передать через нее всю харизму. У нас с ним сложились профессиональные рабочие отношения, и только.
— Завершая эту тему — Ван Дамм снялся в российской комедии. Нет ли у вас желания тоже попробовать себя в комедии или в каком-нибудь российском кино?
— Конечно, я бы подумал на эту тему — все зависит от сценария, от роли, от режиссера и истории. Но, в целом, почему бы и нет. Что касается комедии — мне бы хотелось все попробовать в жизни, но я думаю, играть комедию сложнее всего. Ты не получаешь немедленной реакции зрителя и не знаешь, получился фильм или нет, пока он не выйдет в прокат.
— Что вы знает о российском кино — может быть, современном нашем кино? И как по-вашему, куда должен двигаться российский кинематограф? У нас сейчас два пути — блокбастеры с уклоном в Голливуд и развитие национального кино.
— Я не очень хорошо знаком с российским кино — знаю лишь вашего режиссера Тимура Бекмамбетова. Он просто невероятно талантлив, фантастически умеет делать спецэффекты и экшн-фильмы. Он очень интересно использует камеру — в невероятно динамичной технике. Что касается российского кино — мне кажется, неважно, какой фильм вы выберете: исторический, блокбастер, про вампиров — важна история, которую рассказываешь, и талантливый режиссер за камерой.
— Вообще Россия для вас какая страна — некий монстр или загадка?
— Загадка, конечно. Что меня поразило больше всего — насколько близко находятся наши страны. Всего-то три часа на самолете! Но у нас представление о России как о далекой восточной стране где-то на конце света. Мы представляем себе русских людей как очень жестких и очень гордых — но, наверное, это все благодаря американским фильмам (смеется).
— Я знаю, что вы любите Oasis — а какую музыку еще слушаете?
— Ох, вот когда я начал чувствовать себя старым — мне не нравится современная музыка! Когда я был моложе, всегда думал: почему мои родители больше не слушают поп-музыку? Я таким никогда не буду — всегда буду слушать все новое. И теперь что? Мне все это неинтересно, я рад, что Oasis вернулся! Еще я слушаю Third Eye Blind, Goo Goo Dolls — группы такого рода.
— Кто-то обожает Венецию, кто-то не может жить без Парижа — какой исторический город привлекает вас?
— Хм… Боже, я вообще очень домашний человек. Я родом из Бирмингема и до сих пор живут там, потому что хочу быть ближе к семье, родителям и друзьям. Я привык к месту, в котором родился и вырос. Даже Лондон выбивает меня из колеи, мне не нравится его блеск и суета.
— Вы увлекаетесь компьютерными играми. В какую игру играете сейчас, чем она вам нравится?
— Ну, даже не знаю, откуда вы это знаете! Мне вообще невеста больше не разрешает играть в компьютерные игры. Она просто не понимает, зачем мне сидеть и играть в playstation. (оправдываясь) Это так расслабляет — сидеть перед компьютером, играть в Call of duty, стрелять в людей. Но у меня родилась дочка, так что я чувствую себя виноватым, когда сижу за компьютером вместо того, чтобы проводить время с ней. Поэтому-то я и работаю сейчас не так далеко от дома — я хочу больше времени проводить с дочкой. И с собой на работу компьютер не беру — это меня слишком отвлекает.
— А вы сами что не разрешаете своей невесте? И можете ли рассказать немного о свое семье — родителях, дочке. Как мы поняли, вы очень семейный человек, для вас важны корни.
— Ой, я ничего ей не запрещаю — она может делать все, что хочет, и уже поняла это. Семья для меня очень важна, вы правы, именно поэтому я и продолжаю жить в Бирмингеме, чтобы быть ближе к отцу, матери и брату. Еще мне важно обеспечить хорошую жизнь моей дочке, стать ей хорошим отцом. Так что буду продолжать работать много и тяжело ради своего ребенка.
— Вы сказали, что комедия для вас — самый сложный жанр. А какие комедии вам нравятся и есть ли у вас любимый комедийный актер?
— Я всегда любил Джима Кэрри, он очень смешной. И еще Уилла Феррелла. Если бы они сейчас были здесь, уверен, мы бы все смеялись. На них, по-моему, достаточно направить камеру — и уже смешно. Но вот, например, Алек Болдуин сейчас делает отличные комедии — неожиданно, да? Восторг, по-моему. И еще Томми Ли Джонс — то, как он играет в «Людях в черном» с этим бесстрастным лицом, невероятно смешно!
— А как насчет актрис?
— Ох, это всегда сложнее… — Скотт задумывается надолго, и мы подкалываем его: «Опять проблемы с женщинами?»
— Кэмерон Диаз в «Очень плохой училке» — вот что было отлично! Еще мне нравится эта актриса из «Немножко беременна» Джудда Апатоу, она еще его жена… Лесли Манн, да! Она очень смешная.
— Раз уж мы заговорили о смешном — стандартный вопрос: расскажите смешную историю на съемках «Унисола».
— Боже — нет, это был не смешной, а очень тяжелый фильм. Я там работал с травмой, и экшн-сцены из-за моего колена были не смешные, а очень тяжелые. Честно, не могу припомнить ничего веселого – тяжелая физическая работа. Но так вообще с любым экшн-фильмом: сниматься в нем — это прожить целую жизнь! Хотя вот у нас самым смешным в фильме был Андрей Арловски: у него был питбуль, очень хорошо выдрессированный, и он с ним выделывал всякие смешные штуки. Еще люди играли с Андреем в гляделки: знаете, когда надо таращиться друг на друга до тех пор, пока кто-то не моргнет. Наблюдать за этим со стороны было очень смешно. А так нам было не до смеха — ведь мы в драках использовали не только кулак, но еще и секиры, и бейсбольные биты, и все это в 3D, Сейчас-то это забавно — но не знаю, о чем я вообще думал в тот момент!
На прощание Скотт как всякий профессионал произносит целую тираду об «Универсальном солдате»: «Я очень горжусь этим фильмом. Это экшн, поэтому в нем есть отличные сцены боев, погони на машинах, перестрелки — все, чего ждут фанаты экшна. Но я горд фильмом еще и потому, что он больше, чем просто экшн, в нем часто меняются жанры. Есть хоррор, научная фантастика, нуар, мистика — нет, правда, мне очень приятно быть его частью. И отдельное спасибо режиссеру Джону Хаймсу — для меня он вывел франшизу на новый уровень. Первый фильм прекрасен потому, что он первый — но Джон Хаймс для меня отлично развил идею».
«Универсальный солдат 4» в прокате с 4 октября. У каждого будет свое мнение о фильме, но вот Скотта отныне я люблю и уважаю, желаю ему удачи и буду пристально за ним следить!
Фото: Марина Питерская, Фейсбук Скотта Эдкинса