В Тампере международная премьера проходила потому, что именно здесь находится студия Energia Самули Торссонена, отвечающая за визуальные эффекты в картине. Вместе с Самули режиссер «Железного неба» Тимо Вуоренсола когда-то снял фанатскую пародию «Star Wreck», вместе с ним несколько лет бился над фильмом про лунных нацистов не без поддержки города — в общем, как говорит сам Тимо, без Тампере не было бы фильма. Так что когда встал вопрос премьеры, выбор Хельсинки или Тампере был очевиден.
К вечеру первого дня пресс-тура мы все собрались в отеле — журналисты из Англии, Швеции, Дании, Норвегии, Хорватии, Польши, Японии, Германии, Швейцарии и России. В программе значилась экскурсия и сауна с режиссером. В последнее верилось слабо и думалось, что это какая-то ошибка. Так и представляю себе премьеру, скажем, «Сталинграда» в бане с Федором Бондарчуком — а что, тоже самый амбициозный российский проект на сегодня! «Железное небо» для финнов — самый дорогой, самый крупный и вообще самый-самый фильм: бюджет 7,5 млн евро, миллион двести собрали с фанатов, иностранные звезды в главных ролях, культовая группа записала музыку — неудивительно, что ради раскрутки проекта создатели готовы хоть в сауну, хоть к черту на рога!
В общем, пресса понаехала из любопытства, собралась у выхода из отеля и отправилась в сауну. Перед этим нас провезли по Тампере, устроив небольшую экскурсию. Город небольшой, при этом второй по значимости в Финляндии, промышленный и в то же время красивый и зеленый, так как расположен между двух озер, и это сильно сказывается на ландшафте. Например, вы можете попасть в оазис природы и коттеджных уникальных домиков прямо в центре города. Домики старинные, охраняются государством, несмотря на частных владельцев — если те захотят перекрасить жилище, им придется согласовывать цвет краски! Поглазев на местные красоты, мы прибыли на берег озера в деревянный домик, где нас поджидали ужин, вино и — действительно! — режиссер и его команда. Из всей прессы только Россия видела фильм, так что видеть перед собой артистов в домашней обстановке было несколько волнительно.
Тимо Вуоренсола как человек двухметрового роста и вообще главный на этом празднике жизни заставил всех представиться, затем всех поблагодарил и открыл банкет. Сразу скажу, ничего неприличного на этом вечере не было. Половина журналистов и киношников смешалась в парилке, а особые смельчаки ныряли в специально пробитую в озере прорубь — март был все-таки. Я ныряла, да! Опыт, скажу, вам, незабываемый.
После такого было не страшно подойти к Тимо и сказать, какой клевый фильм он снял, и посмеяться с Юлией Дитце, сыгравшей наивную Ренату Рихтер — Юлия в жизни очень милая и хорошенькая, а вот на фото получается не всегда, жаль.
Австралийку Стефани Пол, сыгравшую президента США, мы поначалу не узнали: в фильме она с длинной копной волос, а в жизни — с короткой стрижкой и неуловимо другая. Не узнать же Гёца Отто было сложно: у артиста рост тоже два метра, и соревноваться с ним мог только режиссер. Гёц сыграл главного злодея картины Клауса Адлера, мечтающего стать фюрером — и мы еще в Берлине подозревали, что в жизни он, небось, милый и переводит бабушек через дорогу. Так и оказалось: Гёц — милейший, интеллигентнейший мужчина со скромной улыбкой и тихим бархатным голосом. Он один из всей команды (не считая Удо Кира, пропустившего всю эту свистопляску в Тампере) более менее известен миру: играл в бондиане злодея («Завтра не умрет никогда»), нациста в «Списке Шиндлера», был в сериале «Столпы земли», а один из его последних проектов — «Облачный атлас» режиссеров Вачовски. А как мило Гётц говорит: «Леди — с вами было приятно пообщаться, спокойной ночи!» Ах, вы бы слышали! Мы млели!
Наутро после сауны все, как младенцы, поспешили на студию Energia к Самули Торссонену, где он рассказал, как создавались эффекты для «Железного неба». Студия занимается компьютерной графикой для сериалов, рекламы и любой другой кинопродукции, но видно, что ее главное детище — «Железное небо»: повсюду висят плакаты из фильма, любовно разложены немецкие касочки и прочий реквизит.
Самули пояснил, что они с Тимо придумали и сняли «Star Wreck», где все было на уровне самодеятельности, в ролях засветились все друзья, да и со сценарием были проблемы. Поэтому когда возникла идея «Железного неба» (в сауне, где же еще), парни решили, что нужны нормальные актеры, нормальный сценарий и бюджет. Деньги, мы знаем, собирали изо всех карманов, нашли помимо финской стороны немецкую (27 Films Production) и австралийскую (New Holland Pictures), а также много-много маленьких независимых компаний. Фильм снимали во Франкфурте, в Австралии и на фоне зеленого экрана — вся Луна была отснята именно так.
Затем нас ждала пресс-конференция со съемочной группой. После сауны было, конечно, странновато общаться со всеми официально, но работа есть работа. Педантичные финны собрали практически всех, кто участвовал в фильме: за столом помимо режиссера и актеров сидели продюсеры Теро Каукомаа (Blind Spot Pictures), Самули, продюсер немецкой студии 27 Films Production Оливер Дамиан, сценарист фильма и номинант на премию «Небьюла» Йоханна Синисало, иделог Laibach Иван Новак и много-много других людей. Тимо волновался и от этого снова взял бразды правления в свои руки: всех приветствовал, признался в любви к Тампере и призвал задавать вопросы.
Народ интересовал, конечно, пресловутый краудсорсинг и краудфандинг: как авторы фильма собирали деньги и идеи с фанатов. Выяснилось, что желающие должны были вступить в интернет-сообщество «Железного неба» и перед авторизацией подписать соглашение о том, что его идеи будут использоваться для фильма. «Это был законный текст, смысл которого был таков: что бы вы ни делали – вы это делаете, чтобы помочь нам, и потому, что вы сами этого захотели», — пояснил Вуоренсола. Фанаты принимали участие во всех этапах создания сценария. «Мы чувствовали большую ответственность перед сообществом и пользовались его консультациями по разным вопросам, — уточнил Тимо. — Например, космический корабль – каким он должен быть? Мы сказали: ребята, у нас нет времени на тщательное исследование — скажите, каким должен быть корабль? Начали краудсорсинг — сбор идеи. Так же и с музыкой: мы примерно представляли, какой она должна быть, но проконсультировались с сообществом. Так совместно мы пришли к Laibch. Стихи некоторых песен пришли из сообщества, а вот музыку написали Laibach».
Номинантка «Небьюлы», конечно, не просто так сидела и сводила фанатские идеи в единое целое: изначально была некая идея, основа и стержень сценария, и в задачу Йоханны вошла фильтрация всех фанатских безумств и литературная их обработка. От очень многих идей пришлось отказаться просто потому, что их было не осуществить с таким скромным бюджетом. Также было решено отказаться от любого упоминания евреев в фильме, потому что эта тема все-таки слишком болезненна для шуток. «Ни один еврей не пострадал на съемках!» — все-таки не удержался от шутки Тимо.
Что касается краудфандинга, то фанаты тоже не просто так жертвовали деньги, а платили за определенные вещи: покупали мерчандайз, право просмотра первых минут фильма, право съемки в массовке. Тимо уверен, что за этой схемой — будущее кинематографа: по крайней мере, все свои проекты он намерен снимать именно таким образом. При этом режиссер четко понимает: подобная схема является демократизацией финансирования фильма, но не его производства.
Возникали вопросы, каким образом финны собираются работать с американской аудиторией — ведь в фильме очень жестко высмеивается Америка и ее политическая ситуация. На тот момент авторы были уверены, что проблем не возникнет. Более того, на премьеру в Тампере приехали два американских фаната, которые выиграли эту поездку, сняв ролик о «Железном небе». Молодые парни из Сан-Франциско лет по 20 тоже были удивлены, когда я предположила, что в Америке фильм может не пойти. «Почему? — изумлялись они. — Среди пожилой аудитории — может, и так, но молодые-то трезво смотрят на страну. Мы считаем, что нацисты с Луны — это весело! И то, как высмеивается Америка — тоже!»
Вот что сняли американские чуваки. Можно придираться, а можно взять и сделать хотя бы так же.
Стефани Пол, кстати, опровергла, что играла Сару Пэлин — хотя многие, конечно, сравнивают ее президента именно с этим политиком. «Я не держала ее в голове, когда играла. Я даже спросила Тимо сначала: мне надо быть как Сара Пэлин? На что он сказал — ни в коем случае, ты должна быть именно президентом США. Мне кажется, этот персонаж не основан на ком-то одном конкретно». Самым трудным съемочным моментом Стефани назвала тот, когда ее мадам президент падает с беговой дорожки. «Я ужасно боялась подвернуть ногу!» — поведала она, а Гёц Отто заметил: «Я был это время на площадке и сначала когда увидел этот момент, то решил — это несчастный случай!»
Отто очень интересно описал особенность работы на фоне зеленого экрана — которая, чего уж, стала самым сложным моментом на съемках для актеров. «Он во многом мне помогал: создавалось ощущение театральной сцены, на которой ты тоже многое домысливаешь и воссоздаешь с помощью воображения. На съемках нам приходилось очень многое додумывать — особенно все, что касается Луны. Ты понятия не имел, что будет происходит дальше. Команда показывала нам рисунки и наброски, чтоб в голове сложилась картинка».
Юлия Дитце сказала это в марте и потом повторила в Москве на фестивале: для нее самым сложным было толкать детям все эти пафосные речи о превосходстве нацистов. Как только выключалась камера, Юлия кричала маленьким артистам: «Нет-нет, не слушайте меня, это все чушь, забудьте, что я говорила!»
После пресс-конференции актеров и режиссера разобрали на интервью телекомпании и печатная пресса. Наблюдать за Гёцем в этом процессе было феерически: двухметровый актер не помещается в камеру, и поэтому все интервью дает, широко расставив ноги. Некоторые журналисты при этом все равно встают на цыпочки! С каждой последующей камерой шпагат Гёца становился все шире и шире — я не могла остановиться и не щелкать айфоном!
Мы со шведской журналисткой еще не знали, что Гёц — душка, и очень боялись попросить его о фото. Как оказалось, зря: актер и присел, и подпрыгнул, и рассказал, что в кино ему частенько приходится стоять на коленках перед более низкими партнерами, а Тома Круза вот ему подставляли на крутящуюся подпорку.
Вечером состоялась премьера фильма, куда артисты пришли уже красивые и нарядные. Гёц выбрал черный бархатный костюм и окончательно покорил дам. Девушки в ретро-форме раздавали гостям спонсорские шоколадки и активно позировали на камеры.
Ближе к ночи все перебрались на грандиозную вечеринку в один из модных клубов Тампере. Лого «Железного неба» проецировалось на задние, и на вход выстроилась огромная очередь. Мы гордо прошествовали внутрь как вип-гости, и внутри нас ждал ангар с накрытыми столами, море пива и другого алкоголя. Команда фильма поднялась на сцену и еще раз поприветствовала гостей. Гёц в очередной раз встал на колено — теперь уже перед режиссером. Затем все спустились в народ и принялись тусить наравне с остальными гостями.
Завершилось все концертом Laibach, что само по себе является историческим событием. Группа написала всю музыку для фильма — даже кавер гимна США и заглавную композицию (решив вопрос с авторскими правами). Все это было сыграно на премьерном концерте, вогнав народ в окончательный кайф.
Уезжали мы из Тампере, как в анекдоте — счастливые и довольные. Фильм отлично пошел и по второму разу. Рвение и радушие финской команды поразило воображение. Надеюсь, что сегодня или в ближайшие дни вы доберетесь до кинотеатров и оцените упорный труд этих ребят, сделавших поистине «народное кино».