Юный чекист Егор Дорин (Данила Козловский) с боксерского ринга попадает прямо в руки майора Октябрьского (Федор Бондарчук) — полуголым и мокрым. Майор сразу вводит товарища в курс дела: нужен физически подготовленный агент (Дорин – он же боксер), радист (Дорин), умеющий стрелять (Дорин, Дорин) и знающий немецкий как родной (и снова Дорин с его баварским диалектом). Задача — вычислить немецкого агента по кличке Вассер, которого Гитлер заслал в Союз. Цель — понять, когда фюрер планирует войну. В жизнь гражданина Дорина врываются погони, слежки, видеонаблюдения с помощью специальных камер, перевоплощение в немецкого агента, плен, пытки и любовь. Надо всем этим пролетают дирижабли и реют красные флаги, по хитро дорисованной Москве ездят двухэтажные троллейбусы, а Федор Бондарчук, он же Октябрьский, танцует танго и самбу в дорогущем ресторане.
«Шпион» — первый отечественный дизельпанк, и уже за одно это нужно аплодировать создателям проекта. Классическая шпионская интрига помещена здесь в полумифические интерьеры столицы генерального плана строительства 30-х годов. Пресловутый Дворец Советов высотой 420 метров, измененная то тут, то там, архитектура реального города, «не такой» транспорт, «не такие» реалии жизни, пародия на современную технику — все это разбросано по картине очень аккуратно и как бы едва дыша. В результате альтернативность происходящего дана в «Шпионе» легким флером, а не мощным красочным ударом — и это как плюс фильма, так и минус одновременно. Потому что для кого-то как раз альтернативности и не хватило: уж слишком все реалистично смотрится в кадре, даже прототип скайпа и камер наблюдения. Многие всерьез купились и принялись традиционно клеймить создателей аргументами «не было такого!» — а укрась авторы Москву небоскребами и выдай в руки шпионам мобильные телефоны или магические жезлы, сразу бы иссякли все претензии. Но я лично не в обиде: меня такой осторожный подход устроил — с учетом того, что книгу Акунина я не читала. Мне было достаточно этих завуалированных штрихов и понятно, что на экране — не историческая драма. Единственное, за что все-таки цепляется сознание — видно, что впереди у нас сериал. Иногда некоторые сцены так и напрашиваются в кадр, а что-то другое можно было и сократить. Хотя сцена с Дориным, репетирующим свое украинское «Я», восхитительна вся и целиком, и на кривляния Данилы Козловского зал смотрел бы и дальше с аплодисментами. А как все это снято! Оператор с роскошным именем Денис Аларкон Рамирес нашел изумительные ракурсы и приемы для того, чтобы было ретро на новый лад, не банально и при этом не рябило в глазах. Ну, и, конечно, спасибо режиссеру Алексею Андрианову: да, пришел на наработки — проект разрабатывался три года — но ведь собрал все воедино и заставил это жить.
Главное, что есть в «Шпионе» — это тщательно проработанный мир, атмосфера и актерские работы. Данила Козловский — настоящий отечественный супергерой: высокий, сажень в плечах, вид лихой и придурковатый — такими героям завещал быть еще Петр Первый. И в морду даст, и морзянку выдаст, и страну спасет между делом. Козловский, наконец-то, научился задвигать театральный опыт и не наигрывать на последний ряд, что мгновенно сделало его очень живым и ироничным. Трогательна и убедительна Анна Чиповская в роли наивной влюбленной медсестры — обратите на актрису внимание, она и красавица, и умница. Забавным получился персонаж Владимира Епифанцева — щеголь-выскочка и немножко нервно. Алексей Горбунов появляется на несколько минут и почти крадет фильм. У Андрея Мерзликина тоже небольшое камео — но одно из самых жутких. И, конечно, вишенка на торте — это Федор Сергеевич. Как для него писали персонажа: сел как влитой, как кожаный плащ и перчатка на правую руку. Его Октябрьский — человек с двойным дном, внешне тугодум, ловелас, и при этом — настоящий боец и наставник.
Бондарчук приехал в Петербург на премьеру фильма и общение с журналистами в кинотеатре «Каро Варшавский Экспресс». Накануне прошла московская премьера и пытка вопросами — говорят, было жарко: спросили все, что могли, и хорошего, и плохого. Поэтому в Питере Федор Сергеевич был краток и чуть что, доставал виртуальную шашку из ножен. «А были ли на площадке…» — начинал кто-то, и ФСБ тут же обрывал: «Смешные случаи? Да, были, но рассказывать не буду». Четко и по-военному Бондарчук поведал, что 6 лет назад Никита Михалков предложил ему прочитать «Шпионский роман», книга понравилась, а про персонажа и думать не надо было — лысый и с усами, какие тут варианты. И да, такая роль — подарок, потому что в ней есть хулиганство и богатый образ, о котором многие мечтают. «Перед съемками я спросил Акунина, что важно сыграть в этом образе? Он ответил: «Играй, как хочешь, важно, чтобы в глазах была видна его биография».
Далее журналисты накинулись на Бондарчука с двумя типами вопросов: не имеющими к нему отношения, так как в «Шпионе» он всего лишь актер, а не продюсер-режиссер, и относительно планов ФСБ построить в Питере сеть кинотеатров. На первое Федор скупо отвечал «Не знаю», на второе — «Не скажу». Не думайте, что Бондарчук — зазнайка: вопросы не по теме собрания на самом деле очень сильно достают. Человек про «Шпиона» приехал рассказывать, а его спрашивают, как он ведет строительство возле Зоопарка. Федор Сергеевич лишь обмолвился, что в Петербурге вообще сложно что-либо построить, и что стремление снимать, сниматься, продюсировать и показывать продиктовано желанием создать настоящего мэйджора в стране, у которого есть свое производство, сеть кинотеатров и прокат. Отказался Бондарчук говорить и про «Сталинград» — снимаем, мол, и точка. Единственное, в дифирамбах Даниле Козловскому упомянул, что готов был брать его в картину без проб — настолько хорош артист — но случилось пресловутое несовпадение графиков: Козловский помимо репертуарной работы в Малом драматическом театре активно снимается и живет, по словам Бондарчука, в самолетах и поездах. Еще Федор Сергеевич заикнулся, что делает мультфильм не в России («не могу рассказать») и что проект «Зимняя королева» по Акунину застопорился из-за отсутствия финансирования. Ждем-с.
Возвращаясь к «Шпиону» — да, осенью будет 4 серии на ТВ. И да, в фильме есть дописанная финальная сцена с наркомом, которая отсутствует в книге. И что режиссера Андрианова выбрал сам Акунин — поставил точку в спорах о том, кто будет снимать. И Андрианов точно знал, что хочет видеть в фильме, более того — умел это объяснить артистам. «Он не показывал, как надо играть — я ужасно этого не люблю — а именно что объяснял, чего хочет», — уточнил Бондарчук.
Ну и, конечно, главное: танцевал ли сам Федор Сергеевич в фильме или нет. Я спросила, каюсь. Выяснилось, что сам — и специально тренировался для этого несколько месяцев под руководством профессионалов. «Причем были ночные репетиции на ВДНХ, я пару месяцев туда приезжал, танец был уже готов, а когда приехал на съемку, у меня замкнуло спину, — улыбается Бондарчук. — Пришлось танцевать на обезболивающих — такой, знаете, интересный опыт получился». Главное — что получился: танец там эффектный, а киноцитату вы и сами узнаете.