Все скандалы в этом году разыгрались до церемонии: смена продюсеров и ведущих, выходка Саши Бэйрона Коэна — все это подхлестнуло внимание публики к «Оскару», но интриги были столь слабы, что сдулись уже к началу красной дорожки. Ветеран церемонии Билли Кристал держал удар до последнего и лил масло в огонь где можно и где нельзя. Так, после сообщений о том, что Хэлли Берри все-таки отказалась явиться на церемонию под предлогом сломанной ноги (она так уже полгода делает, и чего боится, неизвестно), Кристал написал в твиттере: «Был вынужден изменить номер открытия. Боевой конь сломал ногу. Пришлось пристрелить». Понятно, что вроде и не о мисс Берри, но сплетники моментально связали два этих события.
Красная дорожка «Оскара» — отдельное шоу, причем для многих единственно возможное, ведь на сцену выходит далеко не каждая звезда. Продюсеры картин, музыканты, операторы и другие «закадровые» участники процесса приезжают едва ли не за полчаса до официального начала мероприятия, чтобы урвать свои пять минут славы: пока нет звезд, им усердно хлопают, снимают на камеры и берут интервью. Повара светских вечеринок ходят с подносами, на которых демонстрируют яства вечера: шоколадных «оскаров», их же — из хлеба с красной рыбой и прочие ухищрения. Некоторым тележурналистам удается отхватить подарочные шоколадки и подкрепиться в ожидании гостей. В этом году из медийных лиц первым пришел актер Джеймс Кромвелл, за ним последовала Пенелопа Энн Миллер — все, заметим, люди из «Артиста». Как знали товарищи, что кто первым придет, того и «Оскар». Остальным надо взять на заметку эту новую примету.
За пять минут до официального старта пожаловала и Милла Йовович, которую ведущие трансляции упорно называли Жовович и сами же потом исправлялись. Незадолго до этого Милла вручала технические «Оскары» и на церемонии должна была объявить их результат. Актриса выбрала белое переливающееся платье с одним плечом и поясняла, что именно так она себе и представляла свой дебют в качестве презентера: в чем-то простом и элегантном. К слову, многие дамы в этот вечер последовали ее примеру и выбрали платья простого силуэта с расходящимся вниз подолом-шлейфом, оттенки же все сплошь телесные и бледные. Сразу можно делать выводы о модном тренде, однако те актрисы, которые рискнули и пришли в красном или другом насыщенном цвете, имели гарантированное внимание на фоне этого бледного парада. Для многих хитом красной дорожки стал черно-золотой наряд Джессики Честейн, второе место заняло ярко-красное платье Эммы Стоун с бантом на плече, а третье можно отдать всем тем, кто не побоялся выйти в синем, зеленом и даже золотом. Ну, и отдельный приз Натали Портман за ее красное платье в мелкий горошек: и красиво, и вроде что-то не то — в общем, не знаешь, как и отнестись.
Модников среди мужчин определять трудно: все они в черно-белых смокингах или костюмах — как сказал Макс фон Сюдов, парадной униформе. Здесь отличился лишь Саша Бэйрон Коэн, чье появление ждали пусть уже и не с трепетом, но с интересом. И таки да: Саша приехал в образе диктатора Аладина, в руках держал урну с прахом Ким Чен Ира, а сопровождали его две девушки-солдатки в форме. Попозировав фотографам, Саша-Аладин высыпал прах из урны на ведущего Райана Сикреста, после чего охранник, смеясь, выхватил у Саши урну из рук, а самого его быстренько увели от камер. Прах, правда, позже отметила Тина Фей, почтительно ему поклонившись — но в остальном все прошло без эксцессов.
Ник Нолти пришел на красную дорожку в цивильном костюме, при этом пил «Ред булл» и говорил что-то нечленораздельное. Светские репортеры пострадали от него больше всего: Нолти показал им новый зуб, заявил, что работает сейчас над любовью и ушел, что-то бормоча про все тот же зуб. На церемонии Билли Кристал отлично спародировал мысли актера, сравнив их с рычанием песика Угги: именно так Ник и разговаривает нынче.
Руни Мара пришла в традиционном образе гламурной Лисбет Саландер: бледное лицо, черная строгая челка, красные губы и белое платье с «ремками» на спине. Шутники из твиттера назвали ее образ «робот Мари из «Метрополиса» — и были правы. Руни прекрасно смотрелась перед камерами, но стоило ей открыть рот, как все пошло насмарку: актриса волновалась и откровенно тупила перед ведущими. Жаль — но, может быть, еще научится держаться.
Относительно самой церемонии — она, как всегда, прошла пафосно и долго, разбавляясь иногда действительно забавными номерами вручающих да шутками Билли Кристала, который был хоть и не Хью Джекмен, но все же сумел внести определенную живость. Билли вел церемонию в 9-й раз, о чем и сообщил залу под шквал оваций. «Зовите меня Боевой конь», — вновь не удержался он и затем сообщил, что ничто так не отвлекает от экономических проблем мира, как смотреть на миллионеров, вручающих друг другу золотые статуэтки. Далее Билли, как я уже рассказывала, пародировал мысли гостей, пел, танцевал и острил по мере возможностей. Так, после ролика со звездами, рассказывающими, какие чувства они испытали, впервые увидев кино, Билли с каменным лицом заявил: «Я таких чувств никогда не испытывал. Ничего подобного». Ну, и не забываем про традиционный открывающий ролик, в котором обыгрываются все номинанты — в этом году туда почему-то попали Джастин Бибер и Том Круз с четвертой «Миссией».
Новшества церемонии на этом не закончились — в этом году вручение начали с операторов. «Не могу поверить, что кто-то поставил операторов на первое место», - так прокомментировал этот шаг победитель Роберт Ричардсон («Хранитель времени»). Далее технические номинации пошли вперемешку с художественными не из первой категории ожидания. Кэмерон Диас и Дженнифер Лопес вручили призы за костюмы и грим. Сандра Буллок вручала награду за лучший фильм на иностранном языке и продемонстрировала сои знания немецкого. Приз достался картине «Развод Надера и Симин», и режиссер Асгхард Фархади посвятил его всему иранскому народу. Режиссер изменил своему излюбленному серому свитеру, в котором был как на Берлинском фестивале, так и на минувшей недавно награде Independant Spirit и облачился в строгий черный костюм — было непривычно.
После этого, наконец-то, добрались до лучшей актрисы второго плана, вручать приз которой вышел Кристиан Бэйл. Награда ушла Октавии Спенсер за «Прислугу», и та буквально рыдала на сцене — это ее первая крупная роль и первый «Оскар». Спенсер благодарила штат Алабама, Лос-Анджелес и Спилберга, который изменил ее жизнь, дав возможность сыграть в фильме.
Далее пошла череда несмешных шуток и видео, разбавленных по-настоящему впечатляющим номером Цирка Дю Солей, а затем на сцену вышли Гвинет Пэлтроу и Роберт Дауни-мл., которые устроили первый настоящий отжиг на церемонии. За Бобом следовали два оператора, а сам он пафосно заявил Гвинет, что снимает документальное кино под названием «Presenter» — «Ведущий». Пэлтроу заикнулась, что ведущих вроде бы двое, на что Дауни оборвал ее: нынче мода на индивидуальность — вон и фильмы называются «Артист», а не «Артисты». Все это смотрелось действительно смешно, и после пары-тройки препирательств дуэт вручил награду документалистам, которые подхватили эстафету и от восторга сказали слово на букву F. Их речь тут же начали глушить музыкой — пришлось уходить за сцену и там извиняться.
Крис Рок вручал награду за анимационный фильм и тоже пытался шутить: заявил, что работа мультипликационного актера — самая легкая на свете. Толстяк может сыграть принцессу, а темнокожий — белого или зебру. Получивший «Оскара» за «Ранго» Гор Вербински шутить не стал, а поблагодарил Джонни Деппа, чье согласие сниматься спасло существование проекта, и задался вопросом, детский ли мультик «Ранго»? «Не знаю, но его создавала команда взрослых, которые ведут себя как дети!» — подытожил режиссер.
После мультипликации последовал второй жгучий номер церемонии: на сцену вышли Бен Стиллер и Эмма Стоун вручать приз за спецэффекты. Эмма изображала экзальтированного новичка, а Бен разыгрывал роль опытного ведущего церемонии и старался «гасить» эмоции девушки. Не тут-то было: Стоун пела, не хотела уходить со сцены и пыталась придумать повод остаться. «Я могу вытащить кого-нибудь из зрителей и станцевать с ним! Джона Хилл! Эй! Давай станцуем!» — томно кричала Эмма, пока зал бился в экстазе. В твиттере тут же пошли предположения, что Эмма явно претендует на роль ведущей следующего «Оскара» — настолько живой и смешной она была.
Мелисса Лео вручила «Оскара» Кристоферу Пламмеру как лучшему актеру второго плана. Это, своего рода, стало событием церемонии: Пламмер — самый старый из всех актеров, получивших награду. Актеру 82 года, и взяв статуэтку в руки, он пошутил: «Ты всего на два года меня старше!» Далее Пламмер заявил, что будь он честным человеком, то разделил бы награду с партнером по «Начинающим» Юэном МакГрегром, но он, увы, не такой, а затем перешел к благодарностям семье и особенно жене, которая поддерживает его каждый день.
Еще одним живым номером стало явление Уилла Феррелла и Зака Галифианакиса: парни все в белом вышли из оркестровой ямы с тарелками в руках и представили номинантов на лучшую песню. Далее они в лучших традициях роняли тарелки, пока вскрывали конверт — обычный плоский юмор, зато громкий, ничего не скажешь. Затем белое сменилось на черное: на сцене появилась оригинальная девушка с татуировкой дракона, как назвал ее Билли Кристал — Анжелина Жоли. Вся в черном, с гигантским разрезом на боку, Жоли приняла эффектную позу, выставив ногу в разрез — вот так родился мем «Анжелина и ее правая нога», ибо зрелище было, прямо скажем, грустное. Жоли выглядит слишком уж даже не худой, а костлявой, и подобные позы и разрезы смотрятся уже как пародия. Тем не менее, актриса и режиссер вызвала крики бурной радости, под которые она и вручила призы за адаптированный и оригинальный сценарии. Команда «Потомков», выйдя на сцену, не удержалась и спародировала Жоли: один из сценаристов Джим Рэш встал в такой же позе, что и актриса перед объявлением лауреатов, чем заработал порцию свиста и аплодисментов.
С этого момента, наконец-то, начались главные номинации церемонии и какая-никакая, а интрига. Майкл Даглас вручил приз за режиссуру Мишелю Азанавичусу, который благодарил всех вплоть до песика Угги. Натали Портман вышла под музыку из «Лебединого озера» и отдала награду Жану Дюжардену, который во время объявления номинантов, кажется, готов был упасть в обморок от волнения. Зато на сцене он кричал «Я люблю вашу страну!» и зачитал по бумажке речь на английском (который так и не выучил, хоть и обещал). «В 1929 году церемонию вел не Билли Кристал, а Дуглас Фербэнкс, билеты стоили пять долларов, и все длилось 15 минут. Как меняются времена!» — так вот актер отослал всех к своему «Артисту». Дюжарден стал первым французским актером, получившим «Оскар» — можно представить, какое сейчас во Франции ликование. Париж, как сообщают очевидцы, уже увешан его портретами.
Колин Ферт вручал награду лучшей актрисе, и когда дошла очередь до Мерил Стрип, томно произнес: «Мама мия!» — намекая на их общий мюзикл. Дойдя до Мишель Уилльямс, актер заявил: «Ты была моим ментором, когда мы работали вместе, и неважно, что тебе было 12, а мне — 45». Уильямс считалась главной фавориткой на «Оскар», но получила его все-таки Стрип за роль Маргарет Тэтчер в «Железной леди» — это ее второй «Оскар» со времен 1983 года, когда она взяла награду за «Выбор Софи». Пока актриса шла на сцену, в зале был настоящий экстаз и ликование. «Да лааааадно, да хвааатит! — протянула Мерил в микрофон. — Я буквально слышу, как вся Америка так и говорит: ой, да ладно, снова она!» Тут актриса намекнула на свои многочисленные номинации, по числу которых она просто рекордсменка. Мерил уходила со сцены со слезами на глазах, заявив залу: «Спасибо вам за мою такую невероятную карьеру!» Первым она поблагодарила своего мужа, не забыв про «оскаровское» проклятье: считается, что получившая награду лучшая актриса тут же теряет свою личную жизнь, особенно если не поблагодарит партнера со сцены. Надеюсь, что Мерил это суеверие не коснется — хотя прошлогоднюю лауреатку Сандру Буллок оно вот не избежало.
Финалом церемонии стал выход Тома Круза, вручавшего награду за лучший фильм. Им, как мы знаем, стал «Артист», и вся команда поднялась на сцену, включая песика Угги. Азанавичус передал послание детям, приказав им отправиться в Париж, ибо там уже 6 утра, а затем пропел дифирамбы жене Беренис Бежо, назвав ее вдохновением и душой фильма. «Еще хочу поблагодарить трех человек: Билли Уайлдера, Билли Уайлдера и Билли Уайлдера!» — заявил он напоследок, подчеркнув тем самым значимость этого режиссера и сценариста для кино.
Подводя итоги, можно сказать, что академики сдержали обещание всячески продвинуть идею кино и любви к нему. И «Хранитель времени», и «Артист» фактически расписываются в обожании классики кино — причем, что забавно, французский фильм рассказывает о Голливуде, а американский — о французе Мельесе. В следующем году академикам надо сделать ход боевым конем и обратиться к инновациям в кино: отметить все 3D, которое было отснято за это время, и дать уже, наконец-то, «Оскар» Энди Серкису как актеру новой формации. Держим кулачки.