Церемония награждения прошла по-быстрому и без особенных затянутостей. Вначале раздали призы за короткий метр. Серебряный медведь ушел картине «Licuri Surf» и анимационной ленте «The Great Rabbit». Золотого медведя отхватил португалец Жоа Салависа за свою картину «Rafa», который пообещал подарить приз португальскому правительству, если оно будет поддерживать кино. В зале раздались горячие аплодисменты. Потом вручили медведей картинам из параллельных программ Берлинале. Вряд ли мы когда-нибудь увидим эти фильмы, поэтому лишу вас счастья знать их названия.
Перед основными номинациями ведущая Анке Энгельке спустилась в зал и подсела к председателю международного жюри Майку Ли. Пристала с вопросами — как ему тут, не устал ли, не хочет ли домой. Ли ответил, что нет, не хочет, наоборот, остался бы здесь навсегда. Про своих жюри-коллег заявил: «У нас образовалась прекрасная группа людей с отличным чувством юмора. Мы посмотрели множество замечательных фильмов и, надеюсь, пришли к правильному решению». Напомню, в конкурсе приняло участие 18 картин, и в этом году от России в него не попало ни одного фильма.
Все это время Джейк Джилленхол сидел рядом и смущенно делал вид, что его здесь нет, ибо с самого начала фестиваля у него с ведущей сложились какие-то странные отношения: парочка разыгрывает сценки подколов друг друга. Вот и сейчас Анке спросила, не хочет ли Джейк ей что-нибудь сказать. «Нет», — буркнул тот. «Ну, и ладно!» — весело воскликнула Анке и убежала на сцену, куда затем вызвала Майка Ли вручать приз «Специальное упоминание жюри». Он достался швейцарской картине «Сестра» режиссера Урсулы Майер, речь в которой идет о странной семейке брата Симона (Кейси Мотте Кляйн) и сестры (Леа Сейду), живущих у подножия богатого горолыжного курорта. Симон промышляет тем, что ворует горнолыжное оборудование и сбывает затем по дешевке. Он — единственный кормилец в семье, так как старшая сестра предпочитает развлекаться с мужчинами, нежели приносить деньги в дом. Фильм вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, вроде как нужно сочувствовать бедному Симону, вынужденному вертеться, как умеет — но с другой Симон (и это блестящая работа актера) вызывает настоящее омерзение своим воровством. То, что картина пробуждает сильные эмоции в зрители, и было отмечено жюри. Урсула Майер получила Серебряного медведя и поблагодарила со сцену всю команду и особенно Леа Сейду, восходящую звезду Франции.
Приз основателя фестиваля Альфреда Бауэра вручал Франсуа Озон, который прилежно зачитал все с бумажки по-немецки. Как пояснила ведущая, приз отмечает новее перспективы в кино, и такие перспективы, по мнению жюри, открыл португалец Мигель Гомиш и его черно-белый фильм «Табу». Это черно-белая картина снята в медитативном стиле и рассказывает о человеческих отношениях сначала двух соседок, а затем внезапно — о прошлых возлюбленных героинь. В картине также действует меланхоличный крокодил – в общем, очередное непростое кино, автор которого первой половиной фильма сделал все, чтобы случайные люди как можно скорее сбежали из зала. Зато те, кто эту половину выдержал, получили как минимум сильные эмоции от фильма.
Сам Гомиш выразил удивление выбору жюри: «Я немного сконфужен, так как этот приз — за инновации, а я хотел снять старомодный фильм. Моя ошибка». Затем Гомиш посвятил приз старой режиссерской гвардии своей страны, которые вот уже 50 лет снимают фильмы на политические и экономические темы.
Приз за лучший сценарий вручал писатель Буалем Сансал: он достался Николаю Арселю и Расмусу Нестербергу за фильм «Королевский роман». Напомню, это историческая лента о любви датской королевы Каролины-Матильды и личного доктора ее царственного супруга Йоганна Струэнзе. Съемочная группа была в восторге, а Николай со сцены признался, что они не ожидали победы. «Спасибо жюри, спасибо Расмусу за то, что написал этот прекрасный сценарий, спасибо всей команде».
На пресс-конференции авторы шутили по поводу того, как поделят одного Серебряного медведя на двоих. «Будем хранить награду каждый у себя по году», — завил Николай, а Расмус предложил более радикальный вариант: «Или же съедемся». Николая спросили, что именно он приукрасил или гламуризировал в сценарии. «Мы, скорее, драматизировали, а не гламуризировали историю. У нас были исторические эксперты, мы год работали только над исторической точностью». Расмус подчеркнул, что они использовали в сценарии много исторических деталей — в частности, сцена с королем и его любимой собакой полностью правдоподобна. Что касается совместно работы над сценарием, Николай отметил, что они с Расмусом уже 10 лет работают вместе и доверяют друг другу. «Я его даже в монтажную пускал посмотреть. И кастинг ему показывал — он согласился со мной насчет выбора актеров».
Антон Корбайн вручал Серебряного медведя за выдающиеся артистические достижения. Награда может быть вручена в категории Операторская работа, Монтаж, Музыка, Костюмы или сценография — и в этом году Медведь достался оператору китайского фильма «Равнина белого оленя» Лутцу Райтмаеру. Фильм, напомню — сага о китайской революции и приходу коммунистов к власти: довольно тяжелый и мрачный. Лутц прийти за наградой не смог: снимал фильм в Саудовской Аравии и заболел, поэтому на сцену поднялась его подружка.
Шарлотта Генсбур вышла вручать приз Лучшему актеру — им стал Миккель Боэ Фольсгаард, сыгравший короля Кристиана VII в «Королевском романе». Это и правда замечательная актерская работа, так как король Кристиан был личностью не вполне здоровой: одни называют его шизофреником, другие считают, что у короля был маниакально-депрессивный психоз — в общем, Миккель выполнил очень непростую задачу. Таким образом, у «Королевского романа» оказалось два Медведя, и особенно приятно знать, что фильм куплен для российского проката — так что вы своими глазами увидите, за что жюри наградило картину.
Миккель, получив Медведя, сообщил всем, что счастлив, и поблагодарил всю команду фильма. «Особенно спасибо Алисии. Мадсу и Николаю, без вас бы я не справился, — отметил Миккель двух партнеров по картине и режиссера-сценариста. — Николай, ты очень меня поддерживал, благодарю тебя за это. Алисия — люблю тебя. Мадс — люблю тебя, спасибо вам огромное!»
На пресс-конференции Миккель немножко рассказал, как готовился к роли. «Я прочитал много исторических книг, затем обсудил роль с Николаем, затем мы много репетировали — вот так и придумали этого монстра». Характерный смешок Кристиана VII — тоже историческая деталь: Миккель вычитал про него в одной из книг. «Это было что-то вроде тика и появлялось, когда он нервничал. Иногда его было очень трудно изобразить!» Насчет диагноза короля Миккель пояснил, что есть много теорий, но авторы решили не вешать никакого ярлыка. «После всех книжек я представлял его очень наивным мальчиком, чья мама умерла, когда он был маленьким, и которого били учителя в детстве».
Миккелю всего 27 лет, он до сих пор учится в театральной академии. «Мне осталось 5 месяцев. Я планирую закончить учебу и пойти в театр — а там посмотрим, как сложится жизнь», — заявил он журналистам на вопрос о своем будущем.
Приз лучшей актрисе вручал, как уже несложно догадаться, Джейк Джилленхол, которого ведущая упорно называла Гилленхаал. Джейк снова разыграл сценку: постоял, попыхтел, недовольно покосился на ведущую и затем объявил лауреата — актрису Рашель Муанза из канадского фильма «Ведьма войны» режиссера Кима Нгуена. Картину показали в последний день фестиваля, и она отодвинула на вторые позиции всех фаворитов. «Ведьма войны» рассказывает о гражданской войне в Конго — она показана глазами девочки Комоны. Повстанцы уничтожили ее родную деревню, заставили убить родителей и забрали с собой воевать. Комона проходит жизненный путь повстанца, бежит от них, пытается жить мирной жизнью. Но повстанцы все равно находят ее: она нужна их лидеру Великому Тигру, так как обладает магическими способностями видеть врага — поэтому ее и называют Ведьма войны. Адекватно описать сюжет невозможно: нужно видеть эту простую и сильную историю, чтобы понять, почему она произвела такое сильное впечатление на весь фестиваль. В отличие от фильма Анжелины Жоли эта гражданская война и мир вокруг показаны с разных точек зрения: мы видим повстанцев, мирных жителей, Комона переходит из одного состояния в другое — то она солдат, то просто женщина, то убийца, то мать. В результате перед нами не фильм — а течение жизни, практически документальная история. По словам режиссера, он не давал актерам сценарий, чтобы они были максимально естественными. Благодаря этому Африка предстает перед нами со всеми ее красками — великолепием и жестокостью.
Приз Рашель Муанзе вызвал настоящее ликование в зале, команда фильма рыдала, а сама актриса со сцены усиленно благодарила всех по-французски. На пресс-конференции она появилась с букетом цветов, в который судорожно вцепилась от волнения, Серебряным медведем, которого периодически ставила на стол, чтобы передохнула рука — тяжелый, оказывается, зверь. Журналистам Рашель поведала, что ей всего 14 лет, что до встречи с режиссером Кимом Нгуеном у нее была очень тяжелая жизнь, так что когда она прошла пробы по фото, то поняла: это ее шанс, и надо сделать все возможное. Бедняжка едва не рыдала от волнения и счастья, поэтому отвечала очень односложно. Можно понять девочку: дебют в кино в таком возрасте — и сразу награда престижного фестиваля!
Немецкая актрисаБарбара Сукова вручила приз Лучшему режиссеру — Кристиану Петцольду, снявшему «Барбару». Фильм о враче, пытавшейся сбежать из ГДР к любимому мужчине, получил самые высокие оценки критиков, так что награда Петцольда тоже вызвала ликование в зале.
Триумфатор прошлого фестиваля Асгхар Фархади вручил Гран-при жюри картине «Просто ветер» и режиссеру Бенедеку Флигауфу: автор «Чрева» с Евой Грин снял фильм о трагической судьбе цыган в Венгрии. Флигауф традиционно поблагодарил команду фильма: «Я встретил столько прекрасных людей на съемках — это и команда, и социальные работники».
Золотого медведя за лучший фильм вручали президент жюри Майкл Ли и директор фестиваля Дитер Косслик: им стала итальянская картина братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Это невероятная наполовину черно-белая (опять!) история о том, как заключенные в тюрьме строгого режима разыгрывают пьесу Шекспира «Юлий Цезарь». Описать, опять же, невозможно — надо видеть: этих зеков, которые меняются на сцене, то, как судьбы великих римлян переплетаются с их современными жизнями. Картина также была в лидерах у критиков, поэтому победа Тавиани вызвала шквал аплодисментов. Нужно отметить, что все актеры фильма — реальные заключенные: только у трех главных героев есть за плечами пара картин, остальные же ни разу не снимались в кино.
Подводя итоги, можно отметить, что в этом году конкурс Берлинале был не то, чтобы слабоватым, а каким-то ровным. Эмоциональных всплесков было не так много, и все они случились практически под конец фестиваля, не считая «Барбары», показанной в первые дни. Для нас самым сильным потрясением стала «Ведьма войны»: повторюсь, картина очень простая по манере съемок и именно этим и цепляет за душу. В остальном, как ни странно, можно согласиться с мнением жюри. Жаль, что никак не отметили фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд»: американские критики буквально разгромили картину, европейские приняли хорошо — но, как видим, для приза ей чего-то не хватило. При этом лично для меня в фильме изумительный актерский состав и сама история, поэтому я надеюсь, что в России его все же покажут.