«Железное небо» по определению авторов — мрачная научно-фантастическая комедия, или же черная жесткая пародия и высмеивание современного миропорядка, как думается после просмотра. Америкой правит госпожа президент, которой срочно нужно чудо для перевыборов. Чудо является имиджмейкеру в лице оберфюрера Клауса Адлера, мечтающего стать новым фюрером и захватить Землю. Тем временем на Луне нацистам тоже есть, чему удивляться: они захватили в плен черного аэронавта — черного! Звучит неполиткорректное «негр», а затем несчастного Джеймса Вашингтона подвергают воздействию альбинайзера, из-за чего он становится блондином с голубыми волосами, жутко смахивающим на Криса Хемсворта в «Торе». Дальше веселье разворачивается во всю мощь: тут вам и круглый стол с представителями всех стран, где вновь кое-кто стучит ботинком по столу, и настоящая космическая бойня (технология съемок просто невероятная), и безумный стилист в перьях, и Удо Кир с фюрерским жезлом, и музыка Laibach сопровождает весь этот угар. Главный злодей в исполнении Гетца Отто (мистер Стэмпер из «Завтра не умрет никогда») карикатурен настолько, насколько это вообще возможно: росту в актере 199 см, челюсть квадратная, голос зычный, а как он делает «зиг хайль»! В противовес ему даны тру афро-американец (Кристофер Кирби) и переметнувшаяся в стан врага арийка (немецкая модель и актриса Джулия Дитце, вылитая Клэр Дейнс). Финны очень тонко и с большим скепсисом относятся в этом фильме и к себе. И к остальным «большим игрокам» — тонко и с отличным юмором. Пока что у «Железного неба» — самые громкие и продолжительные аплодисменты за весь фестиваль.
Успех «Железного неба» можно объяснить невероятным для современного кино подходом к созданию сценария и финансирования. Начнем с того, что Тимо Вуоренсола снял довольно успешный «Star Wreck» и близок теме космической войнушки. Затем в сауне ему и партнеру по «Star Wreck» Йармо Пускале пришла дурацкая шутка насчет нацистов с Луны. Как всегда, все лучшее рождается в бане и по приколу. Чем дальше парни думали об этом, тем амбициознее становились их идеи. Отправной точкой стала визуализация лунных нацистов: едва был придуман образ, как тут же сложилась идея фильма, в котором должно найтись место отсылкам к «Чужим», «Небесному капитану и миру будущего», «Деликатесам», «Городу потерянных детей» и, конечно же, «Звездным войнам».
Далее — идея фильма и сценарий разрабатывались с активным участием фан-базы: более 250 тыс. фанатов работало над проектом. 100 тысяч было найдено на Ютубе, 90 тысяч — на Фейсбуке, 60 тысяч пришли с фансайта фильма, запущенного задолго до старта производства. Вся эта армия трудилась в трех направлениях: идеи, деньги и пиар. Общий бюджет «Железного неба» — 7,5 млн. евро (смешнее деньги для того качества, которое финны выдали в результате), и 10% этой суммы было привлечено за счет фанатов: продажа мерчандайза на сайте, инвестиции в 1000 евро минимум с каждого и просмотр первых пяти минут фильма за 1 евро. Уже сейчас готовятся к выходу книга по фильму, игра для айфонов, мобильное приложение — то есть вы чувствуете подход и размах? Ценно то, что сама идея оправдала себя: «Железное небо» стоит всех этих усилий. Хлесткий смешной фильм, при этом — не такой простой, не лобовой, довольно умный. Говорят, его купили для российского проката, но кто — пока что тайна.
Второй крепкий фильм, и тоже в чем-то о нацистах, был показан в конкурсной программе: «Барбара» Кристиана Петцольда со звездой немецкого кино Ниной Хосс в главной роли (недавно мы видели ее в вампирской драме «Вкус ночи»). ГДР, лето 1980 года.. Барбара — столичный врач, сосланный «штази» в провинциальную больницу за связи с западным немцем. Барбара замкнута, ее постоянно обыскивают, при этом она планирует побег к любимому — то есть живет в постоянном страхе, унижении и подполье. При этом она действительно хороший врач, и профессионализм берет верх: Барбара втягивается в работу и в людские судьбы — не без помощи симпатичного главврача, также сосланного в провинцию за оплошность. Врач вынужден писать отчеты о Барбаре «туда», а Барбара затем вынуждена выбирать: побег или счастье в Восточной Германии.
У Петцольда получилась простая, внятная и очень человечная история с хорошими персонажами, которым симпатизируешь и за которых переживаешь. В центре — снова история любви на фоне уже холодной войны, и на этот раз любовь побеждает. Тема раскола страны до сих пор очень болезненна для немцев, о ней снято множество фильмов, и режиссер хотел иначе подойти к вопросу. Не показывать серое небо, клочки газет по ветру, депрессивную угнетенную нацию — никаких клише. Просто люди, просто судьбы — и выбор. И, разумеется, напоминание о прошлом страны, без которого не бывает будущего. Благодаря простым истинам и отличным актерским работам фильм смотрится на одном дыхании. Ну и социальная тема, как тут подозревают, может привлечь внимание президента жюри фестиваля Майка Ли, любящего «все такое».
Испанская картина «Детские игры» Антонио Чаварриаса, к сожалению, оказалась уровнем ниже предыдущих картин. Некоторым она не понравилась категорически, я же нахожу ее классическим психо-триллером, сделанным по канонам и оттого предсказуемым, но неплохим. Даниэля мучает страшная тайна: в детстве со сводным братом Марио они случайно замучили младшую сестренку Клару до смерти. Спустя годы Марио совершает самоубийство, и его маленькая дочка Хулия временно живет в семье Даниэля. Однако Хулия откликается на имя Клара и знает все подробности убийства из прошлого, называя Даниэля монстром.
Чаварриас хотел создать историю, которая постепенно бы пробуждала в нас все больший ужас, и пользуется для этого классическими кнопками: ночные кошмары, маленькие мертвые девочки, призраки прошлого и финальный твист, смещающий жанр картины от мистики в психологию. «Я также хотел узнать, можно ли рассказать историю чистого зла без злого персонажа, — рассуждает режиссер. — Хотел исследовать, как зло вырастает из невинности, расцветает в нашей обыденной каждодневной жизни и повседневных вещах». Антонио предлагает классические маркеры: чувство вины и страх, которые могут уничтожить любого, даже очень хорошего человека. К сожалению, классические приемы поданы не менее классически, что и снижает интерес к фильму. Хичкок уже все сделал в этом плане, что мог. Хотя проследить за тем, как нормальный, в общем-то, человек, совершивший страшную ошибку в детстве, методично стремится ее повторить, было довольно любопытно.
Разочарованием стал и нуар-триллер британца Барбнаби Сауткомба «Я, Анна» с Шарлоттой Рэмплинг и Гэбриелем Бирном по роману американки Эльзы Льюин. Берни — полицейский, расследующий убийство, в котором замешана Анна. Она 1 женщина на закате лет, которая прекрасно выглядит для своего возраста и все еще надеется найти личное счастье. Поэтому она ходит на вечера знакомств под именем Аллегра и ищет, ищет. На одном из вечеров Анна знакомится с Берни, между ними вспыхивает роман — но возможно ли в такой ситуации счастье?
Неплохая интрига с отличным актерским составом (помимо Рэмплинг и Бирна в фильме есть Хэйли Атвелл, Эдди Марсан и Онор Блэкман) загубленный слабейшей режиссурой. Нуар превращается в нудятину из-за монотонного действия и блеклых персонажей, слабого монтажа и какой-то всеобщей атмосферы уныния. Особенно жалко картину потому, это первое сотрудничество матери и сына — Сауткомб сын Шарлотты Рэмплинг, которая может быть божественной даже в такой скучной атмосфере, но неспособна вытащить фильм в одиночку на своих хрупких плечиках и тонких ножках. Ей и Бирну очень понравился сценарий, но все мы знаем, что сценарий и то, что получается у режиссера на выходе — разные вещи. Для Сауткомби «Я, Анна» — дебют в большом игровом кино: до этого он работал на ТВ и в театре, и эта стилистика сильно чувствуется в картине в плохом смысле. Где-то в середине фильма мы окончательно теряем интерес к героям — а между ними на тот момент нет даже романа! Возможно, следующая работа матери и сына окажется удачнее, ибо это была явно комом.
Чтобы жизнь на фестивале не казалась вам медом, сообщаю: сегодня пришлось уйти с трех фильмов, ибо было невыносимо. «Теневая танцовщица*» с Клайвом Оуэном и Андреа Райсборо оказалась скучнейшей драмой об ирландских террористах, невыносимо снятой технически. Оуэн как-то подзастрял в ролях агентов со скучающими лицами — смотреть на него уже просто невозможно. Так расстроились, что даже не пошли на пресс-конференцию. «Франсин» Мелиссой Лео рассказывал о женщине в возрасте, вышедшей из тюрьмы и пытающейся наладить обывательскую жизнь, но делал это в стиле дурной докудрамы с набором клише. Окончательно добил нас канадский черно-белый фильм «Замочная скважина*»: режиссер Гай Мэддин решил побыть Хичкоком и Линчем одновременно, но забыл, что у тех помимо визуального набора были все-таки сюжет и идея. Ну, хотя бы на Удо Кира во второй раз посмотрели, и на том спасибо.