С утра давали картину «Сегодня» сенегало-француза Алена Гомиса. В главной роли — журналист, звезда поэтической и музыкальной сцены Нью-Йорка Сол Уильямс, из крупного засветившийся в «Планете Ка-Пэкс». Его герой Сатше внезапно понимает, что жить ему остался лишь один день. Сегодня. Такое бывает — иногда люди знают, когда Смерть придет за ними. По крайней мере, такова мысль режиссера, которую он с упоением художника исследует и разворачивает полтора часа. Сатше открывает глаза — он в доме родителей. Вот семья и родня прощаются с ним, вот вся улица провожает его в последний путь по друзьям и знакомым, по своей жизни. Девушки кидают трусики с балкона, каждый выносит подарок — кто курицу, кто два багета: чем богаты, как говорится. Далее Сатше проделывает путь по улицам Сенегала, видится с первой любовью, с друзьями молодости, с властями города — и все ведут себя с ним как со святым. Готовы пожалеть, всплакнуть, поддержать, обмыть после смерти. В финале герой приходит домой к жене и детям, закрывает глаза — и мы так и не знаем, умер он или же просто уснул.
Гомис снял очень яркий, красочный фильм, полный прекрасных кадров, каждый из которых — в рамку. Его картина — экзистенциальное исследование темы пограничности бытия человека и очень сильно на любителя. Фильм абсурден, местами смешной, местами затянутый — но, тем не менее, ловит зрителя на крючок: банально хочется узнать, чем все это кончится. Умрет Сатше — и как — или же это какой-то обман? Ответа нет — вернее, у каждого он свой.
Вторая картина, которую жюри смотрело вместе с пресс-народом — «Возвращение домой» француза Фредерика Видо. Шарлотте Генсбург, как видим, везло на конкурсные показы: два фильма на родном языке. Фильм Видо рассказывает о девочке-подростке Гаэль, которую похититель Винсент продержал в подвале своего дома 8 лет. Затем он внезапно отпускает бедняжку, и она пытается адаптироваться в этом уже чужом для нее мире среди родителей и друзей, которые помнят ее лишь маленькой девочкой.
Несмотря на предупреждающие титры, что все рассказанное в фильме — вымысел, и все совпадения с реальными людьми случайны, у истории есть прототип: австриячка Наташа Кампуш, которую в 1998 году похитили в 10-летнем возрасте. Похититель Вольфганг Приклопил продержал Наташу у себя 8 лет, а затем покончил с собой, что и стало освобождением для девушки. Однако Видо настаивает, что история Кампуш — лишь вдохновение для фильма, в котором исследуется степень человеческой свободы. Винсент держит Гаэль в подвале, но разрешает ей выходить из заточения, он завтракает с ней, читает, учит ее писать, общается — по сути, вся ее сознательная жизнь проходит с этим человеком. Поэтому когда героиня попадает на свободу и начинает жить без него — неизвестно, счастлива ли она на самом деле. Все вокруг для нее чужие, для всех она — девочка из плена. Единственное, что ей остается — снова бежать.
К сожалению, неплохая идея оказалась загублена слабой режиссурой. У преступника нет мотивов: так и неясно, для чего он похитил девочку и кто он, собственно, такой. Винсент ведет себя слишком хорошо со своей пленницей — по сути, собственностью. Он не бьет ее, не мучает, не подвергает сексуальному насилию — Видо настаивает, что намеренно завуалировал последний момент. Увы, совершенно зря: перед нами в результате — совершенно неправдоподобный герой, из-за него — и героиня. Актерам внезапно нечего играть: за драматичностью истории и событий скрывается пустота мотивов и поступков. Режиссер, правда, характеризует поведение Винсента как отцовское: он хотел кого-то вырастить, быть кому-то отцом. Поэтому он обещает не бить девочку, не насиловать и вообще не причинить вреда. Относительно Гаэль он комментирует, что речь в его картине не идет о стокгольмском синдроме, когда жертва влюбляется в своего похитителя. По словам Видо, его фильм — о семье и семейных узах. Довольно странный поворот, и разглядеть его в картине трудно. Но жюри честно пыталось, мы следили за ними. Кое-кто, правда, после просмотра мигом погрузился в телефон — но, мало ли, почта или важные смс-ки.
Однако не жюри и не предыдущие картины стали хитами дня, а юный Томас Хорн из картины Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко». Фильм — экранизация книги Джонатана Сафрана Фоера о юном вундеркинде Оскаре Шелле, чей отец погиб 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке в одной из башен-близнецов. Спустя время Оскар находит в шкафу отца странную вазу, а в ней — ключ. Мальчик пытается найти разгадку таинственного ключа в уверенности, что это приведет его к информации об отце, встречается с огромным количеством людей — но вместо отца находит совершенно другого родственника.
Фильм производит довольно странное впечатление. Он качественно снят, в нем прекрасные актерские работы — Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов и новичок Хорн. Но при этом есть ощущение, что ты не хочешь погружаться в эту историю. Оскар — довольно неприятный мальчик, и диагноз «аутизм» не спасает от этого впечатления. Согласно диагнозу он пытается восстановить равновесие, найти смысл — что это за ключ, как найти то, что он откроет — и ужасно циклится на этой задаче, буквально унижая собственную мать. В ходе событий внезапно понимаешь, что именно мама Оскара (еще одна удивительная работа Сандры Буллок) и есть настоящая героиня, которая все это время оберегала своего сына. В результате Оскар находит информацию об отце — но не там, где искал, и не ту, на которую надеялся. Однако именно она меняет всю его жизнь.
В фильме совершенно волшебный тандем «стар и млад» — Макс фон Сюдов, играющий немого старика, и Томас Хорн, ставший вредным жестоким Оскаром. Насколько Хорн неприятен в этой роли, настолько он очарователен в жизни. На пресс-конференции парень обаял всех за секунды: от волнения схватил наушник для перевода и принялся говорить в него, как в микрофон. «Эта роль стала ля меня персональным вызовом. Для меня она — первая главная роль в кино, и это ни с чем не сравнимый опыт. Я много дней провел, вникая в персонаж, и Стивен Долдри мне очень в этом помогал. Я благодарю его за это». Тут Томас поворачивается к фон Сюдову — зал уже рыдает от умиления: «С мистером фон Сюдовым было очень здорово работать. Я благодарю его за то, что он был рядом и так помогал мне!» Фон Сюдов смущено моргает, а Долдри шепчет парнишке, что у того в руках не тот микрофон. «Боже мой, почему я это взял, почему я в это говорю!» — Томас с ужасом бросает микрофон на стол и хватается за голову. Народ в экстазе топит мальца в овациях. Буквально через пять минут Томас снова «рвет» зал: Стивену Долдри плохо перевели вопрос немецкой журналистки, и Хорн пришел на помощь. «Я, кажется, понял, что она сказала!» — непосредственно закричал в микрофон мальчуган и принялся бойко переводить режиссеру под всеобщий хохот и овации. Они заслуженные: в 15 лет Томас знает четыре языка и уже выиграл 32 тыс. долларов в игре Kid Jeopardy. Фон Сюдов во всех интервью хвалит мальчика и то, как впечатлила его работа на площадке.
Относительно самого Макса — в зале его также топили в любви шведские журналисты умоляли актера вернуться к ним назад из Парижа и выражали всяческую поддержку. Макс на это отвечал, то любит Швецию всей душой, называл шведский кинематограф прекрасной школой, но был тверд в решении: он уже профессиональный эмигрант. Что касается своего немого персонажа, актер отметил, что ему без разницы, играть говорящего человека или того, кто изъясняется жестами: люди есть люди. «Главное — я был очень тронут историей и сценарием, поэтому и согласился сниматься».
Юного Тома спросили, как ему работалось с такими величинами, как Том Хэнкс и Сандра Буллок. «Было очень весело. Мне вообще ужасно понравилось работать с ними, потому что я видел, как много и тяжело они работают — и, глядя на них, мне самому становилось как-то легче. Меня все очень поддерживали и помогали». Стивен Долдри тут взял на себя роль журналиста и поинтересовался: если эта роль для тома стала первой главной, то какая же была первая неглавная. «В школьной пьесе, — покраснел Том. — Я играл кузнечика». Словами на бумаге не передать все очарование этой сценки, поверьте.
Также том подытожил, что для него фильм — не о трагедии 11 сентября, а о семье и о том, что все события в итоге привели к возвращению дедушки Оскара домой. «Для меня это и есть конец истории», — подчеркнул юный вундеркинд. 5 апреля, когда фильм выходит в российский прокат, вы узнаете, прав он или нет.