Пару слов для тех, кто ничего не знает о Майкле Флэтли, чтобы проникнуться величием человека и момента. Вся его карьера — смесь противостояния, нарушений правил и стирания границ. По происхождению он ирландец, но вырос в Чикаго — уже презрение со стороны профи. Танцами стал заниматься не с младенчества, как положено, а с 11 лет — двойное презрение. Совмещал все это с боксом и игрой на флейте — вообще взрыв мозга у хореографов. Ему все говорили, чтобы он бросил эти танцульки, потому что поздно начал и вообще незачем ему. В результате в 17 лет Майкл выигрывает Ирландский чемпионат национальных танцев, при этом параллельно выигрывает боксерский чемпионат «Золотые перчатки». Самый главный прорыв в его жизни случился, когда он придумал шоу Riverdance и навсегда изменил представление об ирландских танцах в мире: никто до этого не делал из них красочное шоу — да и вообще никто не делал шоу из танцев. В 1994 году Флэтли и Riverdance буквально уничтожили конкурс «Евровидение», так как после первого же выступления танцоров в перерывах между конкурсантами зрителю стало плевать на певцов, и они ждали лишь появления танцоров. Шоу гремело по всему миру, но конфликт с продюсерами привел к тому, что Майкл ушел из проекта буквально на следующий день после очередного выступления, и с нуля создал свое собственное шоу «Властелин танца», которое стало еще успешнее, чем Riverdance, и прогремело еще громче выступлением на «Оскаре» в 1997 году. Именно Флэтли придумал гастролировать с несколькими составами для всеохвата мира. Он же начал выпускать записи концертов. Он же вошел в книгу рекордов Гиннесса, сделав сначала 28 ударов ногой в секунду, а затем побил собственный рекорд, сделав уже 35 ударов — в секунду, повторяю. В этой книге рекордов он записан трижды: как самые быстрые ноги, как самый богатый танцор в мире (его состояние насчитывает более 600 млн. долларов) и как самые дорогие ноги (они застрахованы на 50 млн. долларов). В общем, друзья, все, что вы знаете о мире коммерческих танцевальных шоу — все было придумано и реализовано гражданином Флэтли, которому постоянно говорили, что это невозможно. «Но каждый раз, когда мне говорят, что это невозможно, я понимаю, что близок к успеху», — это его знаменитые слова, так же, как и «Follow your dream» («Следуй за своей мечтой»).
В 2010 году, восстановившись после болезней и избавившись от рака кожи лица, Флэтли возвращается на сцену — в 53 года! — чтобы вновь покорить мир современной версией «Властелина танца», а также записать это шоу в 3D. Съемки велись 35 специальными камерами во время живого выступления в Дублине на завершающем концерте турне, билеты на который были распроданы почти мгновенно. Мировая премьера состоялась в марте, а в октябре Майкл приехал с фильмом в Россию.
Все ожидали увидеть гордую и богатую звезду с этими самыми ногами за 50 миллионов, но к журналистам вышел простой, дружелюбный и натурально светящийся человек. Здоровался с каждым, кто задавал вопрос, и почти всегда за него благодарил. Всех приобнял, со всеми сфотографировался и всем дал автограф. Все время шутил и порывался говорить фразочки по-русски. Был удивительно пунктуален и всюду прибывал вовремя — нечасто такое случается со звездными гостями, обычно их надо ждать по полчаса. В общем, после Джонни Деппа это была одна из самых профессиональных и открытых звезд по отношению к своим поклонникам и прессе.
Журналистов на пресс-конференции было немного, вопросы задавались в основном мной и моей коллегой, поэтому интервью смело можно считать эксклюзивным. Более того, на следующий день у меня было действительно индивидуальное интервью с Майклом, где я уточняла и дополняла то, что услышала на пресс-конференции. Так что все ответы я объединю в общий материал, курсивом выделив свои вопросы на конференции.
— Майкл, как вам пришла идея сделать фильм в 3D?
— Меня уже много лет просили снова снять фильм, но я не собирался этого делать, пока не появилось 3D. Это же такой восторг — смотреть танцы в объеме! Если вы придете на мое живое шоу, то почувствуете невероятную энергетику, будете видеть весь зал. Моим самым большим страхом было то, что я не смогу это передать в кино. Думаю, что это все-таки удалось — может, не на все сто процентов, но все равно смотреть здорово. Вам понравилось кино? Да? Спасибо!
— Что все-таки сподвигло вас вернуться в шоу? Неужели только технологии? И вообще как вам работалось над этим шоу, что запомнилось? Проделана такая огромная работа, и все смотрится как живой концерт, оказывает такое же воздействие.
— Spasibo. Было большое искушение вернуться и снова станцевать живьем. Но так как я сейчас гораздо старше, мне потребовалось больше времени, чтобы вернуть свою скорость. Я полгода тренировался, чтобы подготовиться к живым выступлениям. И фильм я сделал для того, чтобы запечатлеть это, оставить что-то на века, чтобы мне было, чем гордиться — и я действительно горжусь этим. Также я хотел сделать что-то особенное в мире танца. Думаю, это первое танцевальное шоу в мире, которое живьем снималось в 3D — мы снимали его именно так, живьем, на все сто процентов.
— Майкл, привет!
— Привет, дарлинг!
— Очень приятно видеть вас снова в России…
— И я рад тебя видеть, дарлинг!
— Я здесь, наверное, единственный человек, который был 13 ноября 2010 года в Дублине на концерте, когда снималось это шоу. Я обожаю ирландские танцы и хотела выразить вам свое уважение, потому что в фильме сохранилась энергетика шоу. С первых же минут идет такой драйв! Но вот все закончилось — и какие у вас планы на будущее?
— Спасибо! Я рад, что вам понравилось. Это была моя мечта долгие годы — вернуться и снова сделать шоу в Дублине. Мы собрали сто тысяч человек на футбольном стадионе — ни одно живое танцевальное шоу не собирало столько народа! Трудно объяснить, но когда ты гастролируешь по всему миру и затем возвращаешься домой, к тебе относятся более ревностно и предвзято. Выступать дома — всегда вызов, потому что люди настроены более критично. Но все прошло прекрасно, я был рад и доволен. Мы до сих пор хорошо продаем билеты — у нас два гастролирующих шоу, и надеюсь, мы снова приедем в Москву и выступим в России. Что касается планов — у меня есть идея нового шоу, но пока я хочу заняться другими вещами. Мне впервые предложили сняться в кино в главной роли, я вообще хочу попробовать много всего нового — почему нет. Фильм называется «Бульдог» — это о герое 1940-х годов, который был предтечей Джеймса Бонда. Он и будет таким приквелом к Бонду (подробнее об этом я уже писала в отдельной новости, выпытав у Майкла детали).
— Но все-таки планируете ли вы работать как хореограф-постановщик нового шоу? Может быть, не обязательно танцевального шоу — но вообще придумать что-то новое?
— Вполне возможно. Я как раз размышляю над этим, но прямо сейчас мне предложили сделать телесериал в Америке о мире вокруг «Властелина танца», о том, как мы по всему миру ищем звезд для моего шоу. Такие секреты и закулисье танцевального шоу.
— Была ли разница при постановке шоу в 3D? Был ли какой-то другой подход к хореографии? Сейчас, например, я видела больше общих и средних планов, а в ранних шоу было больше ног…
— Спасибо, отличный вопрос. И да, и нет. Во-первых, мне пришлось иначе простроить шоу для камер 3D и проработать его с режиссером. Я хотел передать побольше эмоций и страсти. Когда вы приходите на живое шоу, то видите огромную сцену и множество людей, а когда у вас всего лишь камера — то такой возможности нет. Так что мне хотелось передать страсть, показав лица танцоров и публику, то, как она реагирует на выступление. Еще из-за 3D пришлось полностью изменить сценографию. Когда ты смотришь шоу живьем, то видишь сцену целиком, в фильме же это было бы плоско, поэтому мне пришлось поставить ступени в центр сцены, чтобы перед вами не было стены из танцоров, чтобы создалась глубина. Также мне пришлось подумать, как собрать шоу вместе. Когда вы смотрите его своими глазами, то, опять же, имеете возможность смотреть на разные объекты: на сцену, вправо, влево — и при этом видеть все. Когда смотришь на шоу через объектив камеры — видишь что-то одно, и приходится выбирать. У нас все снималось 35-ю камерами, и зачастую было довольно сложно найти правильный угол съемки. Я пытался сохранить магию шоу — это почти невозможно. Но мы сделали огромную работу, и я горжусь ею.
— Приходилось ли вам доснимать какие-то моменты, и если да — то какие? И использовались ли комбинированные съемки?
— Отличный вопрос. Нет, мы снимали все шоу живьем, и это было моим основным спором с производственной компанией. Они хотели, чтобы все было идеально, и собирались снимать без публики. Я сказал: нет, это неправильно, все должно быть честно! Когда ты смотришь фильм, ты должен видеть улыбки танцоров и понимать, что так оно и было в тот момент. Ты должен видеть реакцию зала, какой бы она ни была — потому что это все настоящее. В шоу есть много ошибок, но оно живое, настоящее, в нем есть энергетика.
— Мировая премьера фильма состоялась в марте. Расскажите, как она прошла, как приняли фильм, какие у вас были ощущения? И второй вопрос — не боитесь ли вы, что такой прекрасный фильм отберет аудиторию у живого шоу?
— Премьера прошла сенсационно. Мы путешествовали по всему миру и поняли, что люди нас прекрасно принимают. Иногда аудитория, конечно, относится предвзято, но в нашем случае все были полны эмоций и энтузиазма. Много лет назад, когда я только создал «Властелина танца» и поехал с ним в турне по Ирландии, Англии и Австралии, каждый вечер люди приходили с предвзятым отношением и уходили фанатами моего шоу. Мне потребовалось шесть месяцев на то, чтобы убедить всех. Когда я затем приехал в Америку, то дал концерт в Радио Сити Мьюзик Холл в Нью-Йорке — это очень дорогое место. Тогда еще мало кто знал о «Властелине танца» как о событии в индустрии развлечений, и продажа билетов была так себе. Я сделал пару звонков и дал приказ снять видео и показать его за два дня до премьеры на национальном телевидении. Все мои промоутеры и изнес-советники говорили, что это самоубийство, но после этого показа я распродал все билеты за 24 часа на две недели вперед. Мораль истории — телевидение и фильм помогают. Вообще это абсолютно разный опыт — когда ты смотришь шоу по ТВ и видишь его живьем.
— Как я поняла, вы все время улучшаете свое шоу. Довольны ли вы тем фильмом, что у вас получился? Хотели бы что-нибудь улучшить?
— Я считаю, все в шоу было прекрасно, за исключением старика на переднем плане! (смеется) Если серьезно, я доволен тем, что получилось.
— Вы уже достигли в профессиональном смысле всего, чего хотели, или у вас еще есть мечты?
— Спасибо за вопрос! Нет, конечно, я не достиг всего, чего хотел, у меня есть еще много-много мечтаний. Это только начало. «Властелин танца» существует много-много лет, я очень рад этому, но у меня есть еще много желаний. Но сейчас моя главная мечта — показать свое кино в России. Надеюсь, его хорошо примут.
— Занимаетесь ли вы благотворительностью, и если да, какие у вас благотворительные проекты?
— Да, я с самого начала занимаюсь благотворительностью. Обычно я не рассказываю об этом, но вот один из недавних проектов — я построил секретный садик в университетском госпитале-хосписе Корка для детей и родителей, чтобы они могли проводить время вместе. Мы поддерживаем благотворительность во многих странах.
— Какие еще стили и национальные танцы вам нравятся?
— Все же я больше всего люблю ирландские танцы. Мне нравится, что они такие мужские, мощные, экспрессивные, но в то же время в них есть и женственность, чувственность — есть гармония. Я никогда не танцевал другие танцы на сцене, никогда не ходил в ночные клубы или куда-то в этом роде, чтобы потанцевать. Время от времени танцовщицы из шоу пытаются затащить меня в какой-нибудь клуб и приглашают потанцевать — потому что на сто процентов знают, что я откажусь, и они могут меня пожалеть.
— Никаких ночных клубов или танцевальных клубов?
— Никаких танцев в ночных клубах (смущенно). Но вообще хочу сказать, что представлять свой фильм в России, здесь, в Москве — для меня большая честь, я благодарен, что вы меня пригласили, моя мечта сбывается. Надеюсь, вам понравится фильм.
Наутро я отправилась на индивидуальное общение со звездой, которое началось весьма мило.
— Майкл, здравствуйте, рада вас снова видеть! Я хочу спросить…
— Подождите. Как вас зовут?
— Ольга.
— (жмет мою руку) Приятно познакомиться, Ольга, я Майкл. Спасибо, что нашли время прийти ко мне на интервью этим утром.
Это говорит один из самых богатых и успешных танцоров мира с ногами за 50 миллионов. Он же еще меня и благодарит. Нашим звездам учиться и учиться. Перевожу дух от восторга и обсуждаю «Бульдога Драммонда», после чего касаюсь общих тем.
— Вы — часть масскультуры, легенда, на которую есть множество пародий — как в кино, сериалах, так и в мультфильмах. Вы видели какую-нибудь пародию на себя? Может, у вас есть любимая?
— Нет, ничего не видел — потому что не смотрю телевизор уже 25 лет. Но вообще приятно слышать, что они там знают, кто я такой.
— Вас упоминали даже в сериале «Друзья»…
— Отлично, что сказать. Я этот сериал никогда не видел, но здорово.
— Вы также были в жюри шоу «Танцы со звездами». Что это был за опыт? Вам было интересно? И вообще нравятся ли вам такие танцевальные шоу?
— Я там был судьей потому, что мой друг Ленн Гудмен тоже был в жюри и пригласил меня присоединиться. Я не очень хотел этого делать, но согласился из-за Ленна. И мне ужасно понравилось! Я радовался этим смелым людям — и, думаю, любое шоу, которое вдохновляет людей на что-либо, прекрасно. Это замечательный опыт. Я сам это шоу не видел, но был рад принять в нем участие.
— Я видела на Ютуб отрывок вашего выступления специально для этого шоу — вы переделали номер, выступали в костюмах моряков, было круто.
— Вам понравилось? Да, был такой мощный номер-сюрприз.
— Вы сделали фильм в 3D. Не хотите снять еще 3D-кино — может быть, какие-нибудь мастер-классы?
— Возможно, я очень многому научился на этих съемках. Мы этим фильмом прощупали почву. Дальше все зависит от масс-культуры — как такие фильмы будет принимать публика. Если люди поверят в эту технологию и пустят ее домой… Я вот купил 3D-телевизор для своего маленького сына, но он его не смотрит, предпочитает обычные мультики.
— Какая часть «Властелина танца» для вас самая любимая?
— Сложно сказать. Warlords — отличный танец. Еще мне нравится The Ancor в финале — это очень старый танец и очень классный. Он — этакий триумф мира, и публике он тоже очень нравится, на этом моменте все встают — и я просто счастлив. Но вообще сложно выбрать что-то одно, мне нравится все шоу.
— Каково было вообще вернуться во «Властелин танца» после стольких лет, снова начать танцевать и вновь испытать все эти ощущения?
— Было здорово. Я танцевал в «Языках пламени», в «Кельтском тигре», ездил в турне, так что не уходил насовсем. Но когда начал танцевать во «Властелине танца», старые чувства вновь нахлынули. Мне нравится новая версия, она замечательная. Вам понравилось?
— Очень! Я бы хотела посмотреть его живьем, а не только в 3D. Возвращаясь к танцам: вам нравятся какие-нибудь современные танцоры, можете кого-то отметить? Или все ваши кумиры из прошлого?
— В основном да. Вообще я уважаю любого, кто добивается успеха в своем деле, вне зависимости от того, чем он занимается. Из танцоров же мне очень нравятся Фрэд Астер и Джин Келли, Грегори Хайнс, Барышников, Нуриев. Я никогда не видел их вживую, но, конечно, с удовольствием бы посмотрел, если бы была такая возможность. Я уважаю любого талантливого исполнителя, и в особенности тех, кто выступает сольно — они делают что-то невероятное. Но в целом никто из современных танцоров не запал мне в душу.
— Когда я сказала вашим поклонникам, что буду с вами общаться, все, что они хотели знать: «Как он это делает?!» Перефразируя вопрос — как вам удается держать себя в такой прекрасной форме? Что вы для этого делаете?
— Я всегда говорил: когда ты делаешь то, что тебе нравится, работа не работа. Это все моя страсть оказаться на сцене и сделать что-то классное. Если в тебе есть силы, то они всегда проявятся, рано или поздно. Если тебе надо бежать, то когда приходит время — берешь и бежишь. То же самое я делаю как танцор. У меня никогда не было проблем прийти в форму, я для этого очень много и упорно тренируюсь, потому что не хочу выйти к фанатам и предстать перед ними не тем человеком, которого они помнят и которым они бы хотели меня видеть. Больше я не буду танцевать, потому что понял: сейчас я сделал все, что мог.
— Но вы же сами сказали, что это все-таки тяжелая работа. Как именно вы тренируетесь: несколько часов в день, в неделю — как это происходит?
— Сейчас, когда я не танцую, то тренируюсь три раза в неделю по часу, не больше. Когда я готовился к турне, то увеличивал нагрузку: два часа, четыре часа и так далее по нарастающей. Тренировки в турне начинаются со всеми танцорами и длятся восемь часов, десять, четырнадцать, весь день — лично мои, не всех остальных. Я получаю вдохновение от моей труппы и работаю, работаю. Мне нравится заниматься светом, хореографией, звуком, режиссурой, танцем — и когда все уходят домой в десять вечера, я остаюсь и делаю свою сольную работу, чтобы все было отлично.
— Глупый вопрос, но все же: сколько пар обуви вы убиваете за день или шоу?
— Вообще-то это хороший вопрос. Как минимум три пары в неделю. Они не всегда сломаны, но я отдаю их на благотворительные аукционы разных фондов по всему миру. Это туфли, которые я надевал на особых шоу, я подписываю их и отдаю на аукционы в Южной Африке, Москве, Берлине и других городах. Надеюсь, вырученные за них деньги помогают людям.
Фильм «Властелин танца 3D» в нашем прокате с 27 октября. Релизы на DVD, Blue-Ray и 3D Blue-Ray выйдут в конце ноября.
Фото Натальи Думко и Надежды Маркаловой