«Вверх»: в России появился фестиваль семейного кино

filmz

В начале октября в Геленджике состоялся Первый международный кинофестиваль семейного кино «Вверх». Учредил его бизнесмен Юрий Рязанов, акционер завода «Ростсельмаш», на чьем счету также — создание незарегистрированной пока официально «Партии дела», бесплатной программы «Интернет-цензор», блокирующей вредоносные для детской психики сайты, фонда поддержки развития общества «Наши дети» и фонда «Полиция нравов», который борется с проституцией в России. То есть человек, для которого проблемы морали и нравственности являются практически делом жизни.

Поскольку фестиваль проводился впервые, организаторы мудро решили собрать журналистов в пресс-тур, чтобы те ознакомились с проектом наверняка. Я поехала потому, что сама идея подобного фестиваля показалась мне привлекательной. Хорошего семейного кино в России нет — несемейного впрочем, тоже не густо. «Вверх» был создан для того, чтобы привлечь внимание общества и властей к этой проблеме, а также простимулировать кинематографистов снимать подобные фильмы: художественные, документальные, анимационные — любые.

Честно говоря, профессиональному киножурналисту на фестивале делать было особенно нечего. Программа фильмов состояла из картин «Царь», «Остров», «Поп», «Тарас Бульба», «Брестская крепость» — всего, что уже не только вышло в отечественный прокат годы назад, но и не сильно тянущее на семейное кино. Юрий Рязанов это, кстати, прекрасно понимает. «Нормального семейного кино я так и не показал. Смешно считать отличнейший сильнейший фильм «Брестская крепость» настоящим семейным кино. Это тяжелый фильм, эмоциональный — но он не совсем то семейное кино, где можно посидеть, отдохнуть, сплотиться семьей. На такой фильм надо настроиться — наверное, как на поход в церковь. То же самое скажу и о фильмах «Поп», «Царь», «Остров»: это тяжелые фильмы, которые тянут общество вверх, к серьезным дискуссиям, но это не то душевное семейное кино, которое снималось при социалистическом строе. Оно, я бы сказал, немножко истерично-навзрыд, призывает к последней грани, к самопожертвованию. А такого кино, чтобы дети пришли после школы, семья собралась, села, сказала: «Давайте посмотрим что-нибудь хорошее вместе», — такого кино нет». Для самого Рязанова примером хорошего семейного фильма является «Служебный роман», который он первый раз посмотрел в 8 лет вместе с бабушкой. «Если сейчас спросить — на какую аудиторию и возраст рассчитан этот фильм, все, наверное, скажут: лет 30. А я в 8 лет с таким наслаждением посмотрел этот фильм! Где было смешно, смеялся, где нужно было плакать, у меня была искренняя слеза. Ребенок в этом возрасте не чувствует разницы, зато он очень остро чувствует фальшь. «Служебный роман» для меня, наверное, образец того семейного кино, которое хотелось бы видеть. Чтобы снимать семейное кино, нам нужно понять идеологию государства. Когда она будет, тогда и кино будет легче снимать».

Петр Мамонов приехал пообщаться со зрителями

Самым масштабным событием фестиваля стал визит Петра Мамонова, чьи фильмы «Остров» и «Царь», напомню, были в программе. Мамонов приехал представить «Остров», после которого больше часа общался со зрителями. Было это, конечно, больше похоже на проповедь, но народ внимал и буквально рвался задавать вопросы. Петр Николаевич говорил о вере, о Боге и о себе во всем этом, а также о грядущих планах. Выяснилось, что больше всего на свете он хочет сыграть обычного персонажа: «Какого-нибудь дедушку в окружении 8 внуков, например. Я даже зубы вставлю, если мне предложат такую роль, честно! Но пока предлагают все каких-то бесноватых ангелов играть». Затем Мамонов развернул мысль и уже буквально поклялся вставить зубы, если ему дадут сыграть Николая-Чудотворца. И вообще ему странно, что сейчас у нас все сценарии слабые, а истории – плохие. «Вон жития святых – отличный же материал для экранизаций! Их у нас 12-ть – почитаешь, там такие истории, такие судьбы и драмы, снимай-не хочу!»

Говоря об «Острове», Мамонов еще раз подчеркнул, что на съемках царила удивительная атмосфера, вся группа жила очень дружно, а у него самого и в мыслях не было притронуться к алкоголю – даже пива не хотелось. Из людей, наиболее его поразивших, Петр Николаевич назвал Олега Янковского, очень скромного в быту человека, многому научившего Мамонова. Также он признался в любви Ивану Охлобыстину: «Обожаю его и поддерживаю во всех начинаниях. Он человек тонкий, нежный, деликатный, может плакать. А раз человек способен заплакать над чем-то — это о многом говорит».

Много спрашивали Мамонова о том, как он живет за городом, какой у него распорядок дня и что он сам смотрит и читает. Петр Николаевич пояснил, что жизнь в деревне у него все время занятая: встаешь с утра, начинаешь что-то делать, то по хозяйству, то песенку написать, глядь — а уже два ночи! «У меня там все есть для радости. Захотел книжку почитать — написал и почитал. Захотел музыку послушать — написал себе песенку. Кино посмотреть — снял, в плеер поставил и смотрю. У меня ломовой кайф!»

Юрий Рязанов вручил Петру Мамонову мандат «Полиции нравов»

Вот такой

Возвращаясь к фестивалю — как видим, его целью было, скорее, создать прецедент и положить начало киномарафону семейного кино, запустив конкурс подобных фильмов. С 7 октября 2011 года по 31 марта 2012 года на сайте «Вверх» можно оставить заявку на участие в конкурсе: принимаются фильмы всех видов, от короткометражек до анимации. Главное — они должны соответствовать идее поддержке семьи и духовно-нравственных ценностей. Затем отбором работ займется жюри из государственных и общественных деятелей, представителей духовенства, кинорежиссеров, писателей и актеров. Его состав пока не сформирован – но поговаривают, что в него войдет Андрей Кончаловский. Соответствующие концепции фильмы в течение года будут показываться в разных кинотеатрах страны, а затем уже в следующем октябре будут участвовать в фестивальном конкурсе «Вверх» в Геленджике. В настоящий момент оргкомитет формирует номинации, в которых будут побеждать фильмы. Всем участникам дадут грамоты, а победителям — статуэтку Александра Невского и денежные призы (по слухам, в размере 200 тыс. рублей, но этот вопрос сейчас решается). Рязанов говорит, что сначала еще надо посмотреть, что за фильмы им пришлют на конкурс: может так случиться, что в следующем году опять будет нечего показывать, и участники фестиваля снова будут на круглых столах обсуждать проблему семейного кино и отсутствие национальной идеи в стране.

К сожалению, круглые фестивальные столы были самым слабым местом из-за отсутствия на них разносторонних специалистов, и особенно — из сферы кино. На фестивале собрались, в основном, единомышленники Рязанова, поддерживающие идею о том, что Россию спасет православие, которое должно лечь в основу национальной идеи страны. Что, по большому счету, уже неверно, так как закладывать какую-либо из религий как национальную идею — затея довольно-таки гибельная, отсекающая большой пласт адекватных и культурных людей. К тому же такие простые и важные ценности, как семья, дети, любовь, здоровье, важные для любого народа, отражаются не только в православии. Идея Рязанова и его команды понятна: нужно возродить в людях веру в Бога и духовность — однако если есть задача сделать полноценный кинофестиваль семейного кино, а не исключительно религиозно-православных фильмов, то подходить к вопросу надо все-таки шире и компетентнее. На круглые столы звать представителей разных конфессий. Обсуждать проблемы госфинансирования семейного кино с теми, кто владеет этим вопросом и, собственно, финансированием, а не теми, у кого есть Мнение на этот счет. Проблемы отечественного кинематографа желательно разбирать вместе с профессиональными режиссерами и продюсерами, постоянно выпускающими фильмы в прокат — в том числе и теми, кто находится в оппозиции вкусам организаторов. Тогда все это будет иметь смысл, более того — ситуацию можно будет сдвинуть с места. В противном случае «Вверх» рискует остаться «открытием закрытия», как шутили организаторы, на уровне междусобойчика. С другой стороны, возможно, организаторов это вполне устроит. Что будет жалко, потому что, повторюсь, идея фестиваля семейного кино, которое тянет общество не вниз, а вверх, вполне жизнеспособная и интересная.

Юрий Рязанов надеется, что ему будет, что показать в следующем году


Все новости