Так, побывала на тайваньской картине «Воины радуги» режиссера Вей Те-Шенга о противостоянии древних племен Тайваня японскому вторжению. Этакий «Апокалипсис» Мела Гибсонана свой национальный манер, даже начинается похоже: живут себе первозданные люди, охотятся, соревнуются кланами, и тут внезапно их земли захватывают японцы и начинают насаждать культуру и образование. Невероятно красивая картинка и невероятно красивые мужчины в коротких туниках — вот и вся, в общем-то, ценность фильма. Остальное настолько наивно, что даже прелестно. Вряд ли вы когда-нибудь увидите этот фильм — но мало ли.
Воины радуги не сдаются без боя
Конкурсный фильм «Альпы» греческого режиссера Гиоргоса Лантимоса разделил фестивальную публику. Одни считают — интересно и оригинально, плюс отлично снято, другие говорят, что уныло и скучно. Я отношусь к последним, хотя идея фильма интересная. Группа людей объединяется в благородном порыве: попытаться смягчить горе тех, кто потерял близких. Герои называют свою организацию «Альпы» (просто потому, что красиво и никто не поймет рода занятий) и внедряются в семьи и какое-то время изображают умерших — чтобы страдающим от потери было легче перенести горе. Звучит оригинальнее, чем реализовано — хотя в фильме есть парочка забавных и сильных моментов. В результате подобных экспериментов одна из героинь окончательно теряет себя и не может жить, не изображая кого-то. Она готова заменить отцу умершую мать и вломиться в дом к чужим людям, чтобы навсегда остаться их дочерью. Вот что значит «сгореть на работе». Опять же, вряд ли до вас дойдет это кино — но вы же должны быть в курсе фестивальных течений.
Бессмертная возлюбленная: героиня помогает пережить смерть любимой
Любопытный эксперимент представил на фестивале Аль Пачино: документалку собственного изготовления «Дикая Саломея*», в которой рассказывает о том, как он ставил спектакль «Саломея», снимал сам спектакль и фильм о нем, попутно рассказывая нам об Оскаре Уайльде, авторе пьесы. Пачино, оказывается, давно одержим Уайльдом, но до его постановки добрался только сейчас. В спектакле он сыграл царя Ирода, а роль Саломеи отвел Джессике Честейн — и она, товарищи, совершенно божественна! Соблазнительная, невинная, дерзкая, трогательная — Джессика любая, она завораживает, пленяет тебя в этом образе! Вот кого не хватало Кроненбергу в «Опасном методе»! Если бы Джессика сыграла Сабину Шпильрайн — умную и сильную женщину, в общем-то — мы бы обрыдались на ее с Юнгом историей. Что касается «Саломеи» — здесь интересно следить за кухней Пачино как актера и режиссера, но не более. По мне, ему было бы лучше снять спектакль целиком, превратив его в телефильм, а производственный процесс пустить бонусом на DVD. В любом случае, вы, опять же и к сожалению, вряд ли посмотрите этот фильм: покупать его лучше для ТВ, а не выпускать в прокат — сделка, в общем, не состоится.
Джессика Честейн требует голову пророка на серебряном блюде
Новый фильм Мэри Хэррон «Дневники мотылька» снят на модную нынче тему вампиров, британских девчачьих колледжей и трудного подросткового бытия. Юная Ребекка (Сара Болгер) учится в закрытой женской школе, где только-только пришла в себя после самоубийства отца. Для нее очень важна дружба с Люси (Сара Гэдон), девочки буквально неразлучны – пока в школе не появляется загадочная и готическая Эрнесса Блок (Лили Коул), которая ничего не ест, ведет себя подозрительно и полностью завладевает личностью Люси. Ребекка не знает, что и думать, но тут школьный учитель (Скотт Спидман) рассказывает о вампирской книге Шеридана Ле Фану «Кармилла», и у Ребекки начинаются нехорошие подозрения. К тому же в школе происходит череда загадочных убийств, и Ребекка уверена, что это дело рук Эрнессы, возле комнаты которой всегда кружит рой мотыльков.
Девственницы, живые и мертвые
Мэри Хэррон известна тем, что сняла «Американского психопата», и за это ей можно простить все, даже такую поделочную помесь сериалов «Дневники вампира» и «Ведьма», где школьники также сталкиваются с миром сверхъестественного. Однако в обоих сериалах есть прекрасные мужчины (в последнем так и вообще Майкл Фассбендер), ради которых все это можно терпеть. Скотт Спидман, увы, растерял былую прелесть и женское внимание отныне не удерживает. Лили Коул, конечно, кукольная демоница, но у ее персонажа нет мотивации и четкого определения сущности (она вампир? Призрак? Демон?). Зачем ей понадобилось являться в эту школу, не совсем понятно — даже после того, как Ребекка дает нам объяснение. И причем тут мотыльки, тоже неясно. Хэррон поясняет, что фильм на самом деле — о девичьем сексуальном взрослении, навязчивой дружбе, ревности и предательстве, но ей-богу, можно было бы найти материал и поинтереснее, либо же выжать все соки из имеющегося. Также Хэррон говорит, что годами мечтала снять совершенно иной фильм ужасов — «который бы пугал аудиторию и при этом оставался эмоциональной драмой». Жаль, она опоздала на пару лет: подростковые сериалы испортили поляну. Еще Хэррон попыталась переработать на современный лад «Кармиллу», историю о загадочной графине, которая соблазняла молодых девушек и пила их кровь — но, опять же, получилось как-то вяло и не слишком страшно, хотя финальная сцена с Лили Коул и кровавым душем выглядит как минимум впечатляюще. Странно, что у режиссера случился такой провис. Ведь она вдохновлялась «Лабиринтом Фавна» и «Приютом» — картинами, у которых великолепное сочетание визуальной части, градуса напряжения и сказочности.
Кровавая Коул
Не менее странные ощущения оставил и «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Для меня на сегодня, пожалуй, это худший фильм фестиваля: именно потому, что у него высок уровень спекулятивности, замаскированной прекрасным визуальным рядом. Арнольд, снявшая в 2009 году «Аквариум», решила вдохнуть новую жизнь в классику Эмили Бронте, что заслуживает всяческого поощрения. Ее Хитклифф не цыган, а негр, плюс впервые главных героев играют дети соответствующего возраста — что, собственно, соответствует роману, ведь Хитклифф и Кэти познакомились в детстве. Для описания классической истории Арнольд использует максимально реалистичный и аскетичный подход: героев окружает шотландская грязь, грубость, холод, суровость и жестокость. Мы практически перемещаемся в ту эпоху на машине времени, настолько точно воссоздан мир Бронте. Операторская работа изумительна – даже совершенна. Каждый кадр — открытка. И на этом для меня лично плюсы заканчиваются. Андреа Арнольд сделала все, чтобы я возненавидела этот фильм. Забудьте по книгу — от нее остались лишь имена героев и какая-то общая канва, но не это так мерзко и страшно. Имеет право, в конце концов, снимать по мотивам. На мой взгляд, визуальная часть и желание изобразить суровый реализм совершенно забили собственно историю, которую всегда надо рассказывать зрителю. О чем картина Арнольд? О реалиях того века или о людях? Если фильм о быте шотландцев прошлых времен — тогда да, картине, безусловно, ставим пять баллов. Если о каких-то чувствах и переживаниях героев, об одержимости друг другом — то всего этого нет в фильме. Это все загублено визуалом, неоправданной медлительностью и жестокостью. На второй повешенной собачке я сломалась. Нам так показывают злость героев и отсутствие жизни вокруг них как таковой? Спасибо, мы уже давно это поняли, еще в начале. В фильме также отвратительные герои — вот все мерзкие, все. Ни к кому нет сочувствия — хотя взрослая Кэти в исполнении Каи Скоделарио, поразительно похожей на юную Николь Кидман допластических времен, заставляет хоть немного встрепенуться зрительское сердце. В основном же я не увидела у этих персонажей каких бы то ни было характеров и мотивов. Почему они вместе? Чем так важны друг другу? У меня нет ответов на эти вопросы. Возможно, вы их найдете сами — «Грозовой перевал» куплен для российского проката компанией «Кино без границ», осталось определиться с датой выхода на широкие экраны. Полагаю, завсегдатаи кинотеатра «35 мм» будут в восторге.
Вот такой он, новый Хитклифф