Венецианский кинофестиваль: попурри увиденного

filmz

Помимо хитовых фильмов на Венецианском кинофестивале — как и любом другом — показывают массу всего интересного и не очень, полнометражного и, опять же, не очень. Посмотреть все невозможно нормальному человеку, так что приходится выбирать, руководствуясь интуицией, известными именами или синопсисом.

Так, побывала на тайваньской картине «Воины радуги» режиссера Вей Те-Шенга о противостоянии древних племен Тайваня японскому вторжению. Этакий «Апокалипсис» Мела Гибсонана свой национальный манер, даже начинается похоже: живут себе первозданные люди, охотятся, соревнуются кланами, и тут внезапно их земли захватывают японцы и начинают насаждать культуру и образование. Невероятно красивая картинка и невероятно красивые мужчины в коротких туниках — вот и вся, в общем-то, ценность фильма. Остальное настолько наивно, что даже прелестно. Вряд ли вы когда-нибудь увидите этот фильм — но мало ли.

Воины радуги не сдаются без боя

Конкурсный фильм «Альпы» греческого режиссера Гиоргоса Лантимоса разделил фестивальную публику. Одни считают — интересно и оригинально, плюс отлично снято, другие говорят, что уныло и скучно. Я отношусь к последним, хотя идея фильма интересная. Группа людей объединяется в благородном порыве: попытаться смягчить горе тех, кто потерял близких. Герои называют свою организацию «Альпы» (просто потому, что красиво и никто не поймет рода занятий) и внедряются в семьи и какое-то время изображают умерших — чтобы страдающим от потери было легче перенести горе. Звучит оригинальнее, чем реализовано — хотя в фильме есть парочка забавных и сильных моментов. В результате подобных экспериментов одна из героинь окончательно теряет себя и не может жить, не изображая кого-то. Она готова заменить отцу умершую мать и вломиться в дом к чужим людям, чтобы навсегда остаться их дочерью. Вот что значит «сгореть на работе». Опять же, вряд ли до вас дойдет это кино — но вы же должны быть в курсе фестивальных течений.

Бессмертная возлюбленная: героиня помогает пережить смерть любимой

Любопытный эксперимент представил на фестивале Аль Пачино: документалку собственного изготовления «Дикая Саломея*», в которой рассказывает о том, как он ставил спектакль «Саломея», снимал сам спектакль и фильм о нем, попутно рассказывая нам об Оскаре Уайльде, авторе пьесы. Пачино, оказывается, давно одержим Уайльдом, но до его постановки добрался только сейчас. В спектакле он сыграл царя Ирода, а роль Саломеи отвел Джессике Честейн — и она, товарищи, совершенно божественна! Соблазнительная, невинная, дерзкая, трогательная — Джессика любая, она завораживает, пленяет тебя в этом образе! Вот кого не хватало Кроненбергу в «Опасном методе»! Если бы Джессика сыграла Сабину Шпильрайн — умную и сильную женщину, в общем-то — мы бы обрыдались на ее с Юнгом историей. Что касается «Саломеи» — здесь интересно следить за кухней Пачино как актера и режиссера, но не более. По мне, ему было бы лучше снять спектакль целиком, превратив его в телефильм, а производственный процесс пустить бонусом на DVD. В любом случае, вы, опять же и к сожалению, вряд ли посмотрите этот фильм: покупать его лучше для ТВ, а не выпускать в прокат — сделка, в общем, не состоится.

Джессика Честейн требует голову пророка на серебряном блюде

Новый фильм Мэри Хэррон «Дневники мотылька» снят на модную нынче тему вампиров, британских девчачьих колледжей и трудного подросткового бытия. Юная Ребекка (Сара Болгер) учится в закрытой женской школе, где только-только пришла в себя после самоубийства отца. Для нее очень важна дружба с Люси (Сара Гэдон), девочки буквально неразлучны – пока в школе не появляется загадочная и готическая Эрнесса Блок (Лили Коул), которая ничего не ест, ведет себя подозрительно и полностью завладевает личностью Люси. Ребекка не знает, что и думать, но тут школьный учитель (Скотт Спидман) рассказывает о вампирской книге Шеридана Ле Фану «Кармилла», и у Ребекки начинаются нехорошие подозрения. К тому же в школе происходит череда загадочных убийств, и Ребекка уверена, что это дело рук Эрнессы, возле комнаты которой всегда кружит рой мотыльков.

Девственницы, живые и мертвые

Мэри Хэррон известна тем, что сняла «Американского психопата», и за это ей можно простить все, даже такую поделочную помесь сериалов «Дневники вампира» и «Ведьма», где школьники также сталкиваются с миром сверхъестественного. Однако в обоих сериалах есть прекрасные мужчины (в последнем так и вообще Майкл Фассбендер), ради которых все это можно терпеть. Скотт Спидман, увы, растерял былую прелесть и женское внимание отныне не удерживает. Лили Коул, конечно, кукольная демоница, но у ее персонажа нет мотивации и четкого определения сущности (она вампир? Призрак? Демон?). Зачем ей понадобилось являться в эту школу, не совсем понятно — даже после того, как Ребекка дает нам объяснение. И причем тут мотыльки, тоже неясно. Хэррон поясняет, что фильм на самом деле — о девичьем сексуальном взрослении, навязчивой дружбе, ревности и предательстве, но ей-богу, можно было бы найти материал и поинтереснее, либо же выжать все соки из имеющегося. Также Хэррон говорит, что годами мечтала снять совершенно иной фильм ужасов — «который бы пугал аудиторию и при этом оставался эмоциональной драмой». Жаль, она опоздала на пару лет: подростковые сериалы испортили поляну. Еще Хэррон попыталась переработать на современный лад «Кармиллу», историю о загадочной графине, которая соблазняла молодых девушек и пила их кровь — но, опять же, получилось как-то вяло и не слишком страшно, хотя финальная сцена с Лили Коул и кровавым душем выглядит как минимум впечатляюще. Странно, что у режиссера случился такой провис. Ведь она вдохновлялась «Лабиринтом Фавна» и «Приютом» — картинами, у которых великолепное сочетание визуальной части, градуса напряжения и сказочности.

Кровавая Коул

Не менее странные ощущения оставил и «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Для меня на сегодня, пожалуй, это худший фильм фестиваля: именно потому, что у него высок уровень спекулятивности, замаскированной прекрасным визуальным рядом. Арнольд, снявшая в 2009 году «Аквариум», решила вдохнуть новую жизнь в классику Эмили Бронте, что заслуживает всяческого поощрения. Ее Хитклифф не цыган, а негр, плюс впервые главных героев играют дети соответствующего возраста — что, собственно, соответствует роману, ведь Хитклифф и Кэти познакомились в детстве. Для описания классической истории Арнольд использует максимально реалистичный и аскетичный подход: героев окружает шотландская грязь, грубость, холод, суровость и жестокость. Мы практически перемещаемся в ту эпоху на машине времени, настолько точно воссоздан мир Бронте. Операторская работа изумительна – даже совершенна. Каждый кадр — открытка. И на этом для меня лично плюсы заканчиваются. Андреа Арнольд сделала все, чтобы я возненавидела этот фильм. Забудьте по книгу — от нее остались лишь имена героев и какая-то общая канва, но не это так мерзко и страшно. Имеет право, в конце концов, снимать по мотивам. На мой взгляд, визуальная часть и желание изобразить суровый реализм совершенно забили собственно историю, которую всегда надо рассказывать зрителю. О чем картина Арнольд? О реалиях того века или о людях? Если фильм о быте шотландцев прошлых времен — тогда да, картине, безусловно, ставим пять баллов. Если о каких-то чувствах и переживаниях героев, об одержимости друг другом — то всего этого нет в фильме. Это все загублено визуалом, неоправданной медлительностью и жестокостью. На второй повешенной собачке я сломалась. Нам так показывают злость героев и отсутствие жизни вокруг них как таковой? Спасибо, мы уже давно это поняли, еще в начале. В фильме также отвратительные герои — вот все мерзкие, все. Ни к кому нет сочувствия — хотя взрослая Кэти в исполнении Каи Скоделарио, поразительно похожей на юную Николь Кидман допластических времен, заставляет хоть немного встрепенуться зрительское сердце. В основном же я не увидела у этих персонажей каких бы то ни было характеров и мотивов. Почему они вместе? Чем так важны друг другу? У меня нет ответов на эти вопросы. Возможно, вы их найдете сами — «Грозовой перевал» куплен для российского проката компанией «Кино без границ», осталось определиться с датой выхода на широкие экраны. Полагаю, завсегдатаи кинотеатра «35 мм» будут в восторге.

Вот такой он, новый Хитклифф


Все новости