Здесь Франко называют молодым кинематографистом и представляют в программе «Горизонты», что странно. Дело даже не в возрасте: на счету Джеймса шесть режиссерских работ и куча сценариев, а также приобретенных продюсерских проектов. Однако всерьез его пока никто воспринимать не хочет — возможно, потому, что проекты он выбирает странные и некомфортные. История писателя, сдружившегося с шимпанзе, или еще одного писателя, который подсел на наркоту — или вот голливудского актера-гомосексуалиста Сэла Минео, убитого якобы случайным грабителем в расцвете лет. Про документалку о трудовых буднях порноиндустрии вообще молчим. Все как-то непонятно, в какие категории записывать, так что — «молодой кинематографист». Франко относится к этому философски, просит не щадить его и критиковать, так как с голоду он не умрет благодаря «Человеку-пауку» и «Восстанию планеты обезьян».
Франко на съемках картины
«Сэл» — не академическая биография, а как описывает сам Франко, эмоциональная. Он сам снялся во многих биографических картинах, сыграл Джеймса Дина, Скотта Смита в «Харви Милке», и везде это были традиционные байопики. «Когда кинематографисты используют необычный подход к байопику, им удается рассказать более интересную историю, — считает Джеймс. — Кино может рассказать эмоциональную, а не фактологическую историю персонажа, уловить его дух».
Франко узнал о Сэле Минео, когда играл Джеймса Дина: Минео и Дин сыграли в картине «Бунтовщик без причины». Сэл с детства снимался в кино и прославился работами в телесериалах — из того, что мы знаем, это «Гавайи 5-0» и «Коломбо». Забавно, но он также снялся в «Бегстве с планеты обезьян» — учитывая последний фильм Франко, это более чем символично. В 1976 году в возрасте 37 лет Минео был убит, и причины его смерти до сих пор не ясны. Все сваливают на грабителя, но поговаривают, что это было политическое либо же гомофобное убийство.
Джеймс на фотоколле в Венеции
«Сэл воплощает трагедию большинства творческих людей: они с огромной страстью относятся к своей работе и не получают должного уважения, — очень серьезно рассуждает Франко. — Когда его убили, таблоиды писали, что это связано с наркотиками или его любовниками, и память о Сэле была очернена этими домыслами. Наш фильм рассказывает о чувствительном и добром артисте в последние часы его жизни. Он больше не мог играть, как раньше, а когда человек не может выразить себя, это настоящая трагедия. По этой причине я и захотел снять о нем фильм: хотел показать эту проблему».
Можно заметить, что Франко как режиссера и сценариста вообще интересуют подобные личности. Год назад он снял «Разрушенную башню*» о поэте Крейне, покончившего с собой из-за творческих неудач — маленькую картину с маленьким бюджетом, но на ту же тему. «Сэл» — гораздо масштабнее и по бюджету, и по съемкам, и Франко вполне здраво и правильно рассуждает на тему коммерческого и высокодуховного. «Кино — это бизнес. Инвесторы хотят вернуть деньги, которые они в тебя вложили. Конечно, фильм о Сэле не может быть блокбастером, но я попытался найти способ сделать его интересным, чтобы у него был бокс офис. Мы ответственно снимали кино и были уверены: никто не обвинит нас в том, что мы транжирим деньги. Наш фильм мы сняли по творческим причинам, но при этом сняли развлекательное кино». Золотые слова. Нашим «молодым кинематографистам» — и старым тоже – записать огненными буквами на лбу.
Фанко с Вэлом Лораном, сыгравшим Сэла, на премьере фильма