Маркус Ниспел родился во Франкфурте и какое-то время работал в немецком отделении рекламного агентства Young&Rubicam. В 1984 году Ниспел переезжает в США, где тут же основывает свою собственную рекламную компанию. Кинокарьера Маркуса в Новом Свете складывается как нельзя лучше, и в 2003 году немецкий режиссер снимает «Техасскую резню бензопилой» — римейк 2003 года классического хоррор фильма, который принес создателю широкую известность. Новая картина Ниспела «Конан-варвар» — это история возрождения легендарного киммерийскго воина Конана, который отправляется в дальнее странствие, чтобы совершить отмщение за кровь своего рода. О жанре эпического кино, съемках в Болгарии и воспоминаниях из детства Ниспел делится в своем интервью.
— Совсем скоро «Конан-Варвар» выйдет в широкий прокат. Это, несомненно, порадует многих поклонников первого фильма, а также фанатов самого Конана. Вы бы назвали себя фанатом этого легендарного воина?
— Абсолютно! Впервые я прочитал книгу о Конане, когда мне было всего 15 лет. Потом я переехал из Германии в Штаты, и этот фильм тогда шел в кинотеатрах. Это одна из тех историй, которая потревожив юные умы, с легкостью сходит с экранов, чтобы продолжиться у кого-то в саду, в наскоро сколоченных домах на деревьях, на детских площадках. Мне нравятся такие истории, которые не заканчиваются на широком экране, а дают начало какому-то новому культурному движению: мальчишки рисуют этих героев, разукрашивают их, создают самые невероятные костюмы… Как режиссеру, мне интересны именно такие истории, которые захватывают воображение и заставляют снова пережить детские воспоминания.
— Конан очень отличается от других супергероев. У него нет сверхъестественных способностей, он, скорее, антигерой…
— Да-да, он — один из немногих супергероев, которые реалистичны, и основаны на реальных человеческих образах. Тарзан, конечно же, еще один хороший пример. Эти ребята, в отличие от героев в полиуретановых костюмах, меня всегда как-то гораздо больше интересовали. Может быть, потому, что в детстве его историю было легче воспроизвести у себя в домашних условиях. Так что, как только мне выпала возможность снять фильм про Конана, я, не раздумывая, ухватился за нее: это будет не просто фильм, основанный на том, что я видел в юности, а фильм с огромным культурным наследием.
— «Конан-Варвар» – высокобюджетный и очень масштабный проект…
— О да! Сам Конан — это просто невероятный персонаж. Я долго до конца не понимал, чем он меня так привлекает, и в чем же заключается секрет его успеха, но вот недавно я посмотрел одну телевизионную программу, которая натолкнула меня на интересную мысль. Это был документальный фильм о жанре эпического кино. Я далеко не фанат этого жанра, и вдруг судьба свела меня с таким масштабным проектом. Я задумался: почему же мне нравятся некоторые эпические фильмы, а некоторые — совсем нет, и эта документальная передача привела очень интересные примеры. Начнем с того, что эпическое кино было создано для того, чтобы как-то привлечь к кино Библейский пояс (прим. — регион в Соединённых Штатах Америки, в котором одним из основных аспектов культуры является евангельский протестантизм). Напомню, что в те времена, кинотеатры ассоциировались с безнравственностью, танцующими девицами, насилием и прочими пороками. Тогда религиозные группы начали свое кинопроизводство, и создавали библейские эпики, так называемые исторические драмы. Мел Гибсон, например, снял «Страсти Христовы», и религиозные зрители снова хлынули в кинотеатры. Это та группа людей, которая редко ходит в кино, и вот теперь они идут смотреть эти фильмы. И мне кажется, именно по этой причине, эпики начали становиться все более и более похожими друг на друга, мы все чаще видим одних и тех же актеров. Такие картины я могу посмотреть два-три раза и затем выкинуть из головы. Конан — это совершенно другой случай. Он тот парень, который не перед кем не отчитывается: он играет только по своим правилам, он политически некорректен, ему мало знакома человеческая мораль. Вырежете из эпика все, что ассоциируется с религиозностью, и перед вами появится Конан — самый настоящий варвар.
— Похоже, с Конаном связана большая часть вашего детства. Что вам больше всего вспоминается?
— В детстве мы читали Роберта Ирвина Говарда, а затем разыгрывали самые захватывающие эпизоды у себя во дворах, на деревьях, на улице. Мы не «гуглили» информацию. Это сейчас мы проводим большую часть нашего времени перед экранами компьютеров, перенимаем чужую информацию, знания, чей-то опыт. А тогда вся прелесть заключалась в том, что можно было окунуться в этот мир так, как нам хотелось: носиться по улице, рвать штаны, собирать грязь под ногтями, представляя себя в образе любимого героя. Нам не приходилось ни у кого просить разрешения или с кем-то советоваться. Все происходило на инстинктивном уровне. И вполне понятно, что мне интересны исторические и хоррор фильмы, которые заставляют нас переживать на физиологическом уровне.
— Вы снимали в Болгарии. Каково это — работать в чужой стране?
— Мы снимали в Болгарии потому, что это страна Конана, где так много сохранилось от Средневековья. Локации для съемок были просто великолепны — темные густые леса, огромные пещеры, это — действительно съемки в родном для Конана месте. Мы должны были познакомить болгар с нашей американской съемочной группой, и знаете, я ожидал, что мы столкнемся с определенной предвзятостью, с одной стороны или с другой… Мне это очень понятно, потому что я сам — выходец из Восточной Европы; но мы так отлично сработались, болгарская сторона оказала нам огромную поддержку во всем. Эти ребята работают на мировом уровне, с ними одно удовольствие работать.
«Конан-варвар» выходит в прокат 18 августа.