— Бенедикт, вы не задавались вопросом: как так случилось, что заслуги Алана Тьюринга, которого вы играете, много лет были неизвестны народу?
— После работы над ролью математического гения я стал строже относиться к определениям. Что считать народом? Специалистам он был очень даже известен, и не только шифрами (Тьюринг во время Второй мировой войны работал в британской Правительственной школе кодов и шифров, разрабатывая методы взлома кодов вражеских стран. — THR) — современные компьютеры построены на принципах, которые разработал именно Тьюринг. А широкие массы наукой в принципе мало интересуются. Спросите на улице, кого из ученых они знают. Ответят — Эйнштейна. Возможно, кто-то припомнит Стивена Хокинга.
— …которого десять лет назад вы тоже успели сыграть.
— Да это не важно. Важно другое: Эйнштейн и Хокинг — это все, что хочет знать о науке народ. Поэтому трудно ожидать, что какой-то ученый станет всемирно известной фигурой. Но в «Игре в имитацию» мы вовсе не исследуем психологию научного творчества — мы рассказываем о человеке, который во многом определил исход Второй мировой войны.
— Мне кажется, что многие жители Америки, России и даже Франции захотят поспорить с этим утверждением. Они назовут десятки своих соотечественников, переломивших в их представлении ход войны.
— И это абсолютно нормально. Любая страна вписывает мировую историю в свой пейзаж, и прав, очевидно, каждый. Я британец, поэтому сужу так, а не иначе. Более того, у меня есть личная, если хотите, духовная связь с мистером Тьюрингом: если бы он не взломал те шифры, мой собственный дед — командир подводной лодки Генри Карлтон Камбербэтч — никогда бы не вернулся к своей семье. А значит, мой отец, которому было в ту пору два года, остался бы сиротой, и одному Богу известно, как бы сложилась жизнь следующих поколений. Моя в том числе.
— Режиссер фильма — норвежец, главные роли исполняют англичане, но проект объявлен американо-британским. Не находите это странным?
— Мир давно превратился в большую деревню, границы — условность. Вспомните хотя бы недавно прогремевшую «Гравитацию». Продюсеры были британцы, главные роли исполнили американцы, а режиссером стал мексиканец Альфонсо Куарон, который, между прочим, снял в Англии и один из фильмов о Гарри Поттере. Ну и какой же стране должна принадлежать слава «Гравитации»? То же самое происходит в известной степени и с нашей картиной. И будет происходить с другими все чаще и чаще. Не забыть бы, кем ты являешься сам, — уже хорошо. (Улыбается.)
Полную версию интервью читайте в российском издании The Hollywood Reporter, который выйдет 22 января
Фото: East News