Берлинале 2014: победа Азии над миром

64-й международный Берлинский кинофестиваль назвал победителей. Практически все они — большой сюрприз для тех, кто смотрел конкурсную программу: призы унесли в основном азиатские фильмы и актеры.

Не то, чтобы это плохо — просто странно. Пресса не досиживала до финала многих этих картин и уж точно не могла подумать, что кому-то из них достанутся берлинские «медведи». Хотя после объявления конкурсной программы у многих закрались подозрения: такое большое количество азиатского кино не к добру. Так оно и вышло.

Однако по порядку. Серебряный медведь за выдающиеся художественные ушел оператору китайского фильма «Массаж вслепую», который не смог быть на церемонии, поэтому за него награду получали продюсер и слепая актриса, сыгравшая главную роль. Тут, конечно, история интересная, не поспоришь: живописует работу реально существующих слепых массажистов в Китае. Картина у прессы вызвала противоречивые чувства, но жюри решило иначе.

Приз за лучший сценарий получили брат и сестра Дитрих и Анна Брюггеманн за немецкую картину «Крестный путь» о девочке, чья мать — религиозная фанатичка. Это один из немногих немецких фильмов, который по-настоящему понравился прессе, остальные фильмы родины фестиваля были откровенно слабыми.

Член жюри Тони Люн вручал медведя лучшему актеру — им стал Ляо Фань из китайского фильма «Черный уголь, тонкий лед»: история полицейского, отстраненного от работы за нераскрытые убийства. Как всегда, в китайском кино полно кровищи и мозгов по стенам — возможно, это как-то по-особому действует на фестивальное жюри.

Еще один член жюри Кристоф Вальц отдал медведя Лучшей актрисе — для разнообразия не китаянке, а японке Хару Куроки за фильм «Маленький дом»: историю молодой японки, работавшей прислужницей и няней в Токио до Второй мировой. Сама актриса была шокирована победой — не то, что мы!

Лучшим режиссером назвали Ричарда Линклейтера за его картину «Отрочество*», и вкусы жюри и прессы, наконец, совпали. Про фильм можно почитать тут и понять, чем же он так зацепил народ. Хотя журналисты в кулуарах требовали отдать Линклейтеру главный приз, но жюри сочло иначе.

Приз им. Альфреда Бауэра за новые перспективы в кино вообще стал иронией фестиваля: его отдали 92-летнему Алену Рене за фильм «Любить, пить и петь». Особенно изощренным издевательством приз выглядит на фоне обсуждений прессы, что новый фильм Рене полностью повторил все то, что режиссер уже снимал раньше.

Приз жюри достался фильму «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона, который вручала и получала за режиссера член жюри Грета Гервиг, пошутив, что их с Уэсом все равно часто путают. Здесь, опять же, интересы совпали: «Отель» сразу же полюбился прессе и зрителям.

Ну, и, Золотой медведь, то есть лучший фильм. Все хотели, чтобы победило «Отрочество», но награда снова ушла китайцам: победил «Черный уголь, тонкий лед». Режиссер Йинан Дяо долго не мог собраться с мыслями и подобрать слова — у всех нас точно такие же чувства, но по другому поводу.

Дело в том, что фестивальная программа высветила подборкой фильмов набор проблем: дети в мире взрослых, тема прощения и превратности любви. И актерские работы были сильными далеко не только у азиатов. Но вот поди ж ты — расклад таков. Значит ли это, что китайское и японское кино на голову сильнее остального? Категорически нет. Просто в этом году — вот такая внутренняя политика директора фестиваля и такая раздача слонов. То есть медведей. Ну, или же члены жюри все поголовно впервые увидели азиатское кино и прониклись.


Все новости