Нильс Дикман (Стеллан Скарсгард) работает уборщиком снега и только что получил звание Человек года в своем городке. Вместе с наградой приходит и беда: сына Ингвара находят скончавшимся от передозировки. Нильс уверен: сын — не наркоман, тут что-то нечисто, однако для полиции все ясно, дело открывать никто не хочет. Нильс начинает собственное расследование и выясняет, что сына убили местные наркобароны за то, что его друг стащил у них сумку с кокаином. Убитый горем отец встает на кровавую тропу мести, запуская цепочку неотвратимых и путаных событий.
Ганс Петтер Моланд снял ужасно смешное черное кино — оксюморон в том, что все действие разворачивается среди белых снегов. Бедный Нильс со странной и смешной фамилией Членов до сей поры и мухи не обидел, но когда он лишается сына, силу его удара и гнева испытывают все и очень быстро. Скарсгард в фильме — этакий гигантский увалень, который внезапно становится расчетливым берсерком, при этом постоянно оставаясь этаким плюшевым мишкой. Ему противостоят местные гангстеры во главе с безжалостным Графом (восхитительный Пауль Сверре Валхейм Хаген) и сербская мафия во главе с Папой (Бруно Ганц, тоже прекрасный). Гражданина Хагена мы могли видеть в «Кон-Тики», и здесь у него – ураганно смешная и зловещая роль психопата. Получился настоящий опереточный злодей, современная гламурная дрянь. В противовес ему — злодей старого формата от Бруно Ганца, который решает дела в стиле «кровь за кровь, сын за сына». И посреди них — наш плюшевый Нильс на снегорезе, молчаливый и не менее беспощадный. Не то, чтобы Моланд снял нечто доселе невиданное, однако умудрился выдержать грамотный баланс между некоторой тарантиновщиной, гротеском и драматизмом истории.
В программу Berlinale Special попал фильм «Долгое падение» с Пирсом Броснаном, который выйдет в наш прокат уже в марте. Броснан играет оскандалившегося телеведущего, уличенного в романе с несовершеннолетней. Не вынеся позора, он решает спрыгнуть с крыши — но, увы, пока раздумывает, к нему присоединяется затюканная домохозяйка (Тони Коллетт), затем дочка политика (Имоджен Путс) и разносчик пиццы (Аарон Пол). У каждого — свои причины свести счеты с жизнью, но раз уж компания так разрослась, четверка самоубийц решает повременить хотя бы до дня Святого Валентина и приглядывать все это время друг за другом.
В основе картины лежит роман Ника Хорнби, так что кто читал — тот в курсе, чем сердце успокоилось. Кино — не книга, и обаяния слов Хорнби в нем немножко исчезло. Все начинается довольно бодро и весело, но затем действие отчаянно буксует, и картина теряет весь шарм. Актеры, разумеется, не портят борозды и все прекрасны, у каждого есть свой эпизод-бенефис — хотя бы у Имоджен Путс в больнице после передозировки. Но спустя полчаса уже начинаешь грустить и скучать, так как действие никуда не идет. Что, конечно, не мешает нам любоваться актерской химией и постаревшим, но все таким же элегантным Джеймсом Бондом.
Удивительно, но пресс-конференция со съемочной группой была на редкость душевной и адекватной. Были все главные лица, включая самого писателя, которого тут же спросили, каково ему вообще смотреть экранизации своих книг. «Это всегда очень странный опыт — видеть свою книгу на экране, — признался тот. — Ты столько лет работаешь, тратишь столько времени и труда — а потом кто-то приходит и все смотрит за 90 минут. До сих пор не могу это понять и осознать — думаю, никто не понимает. Я к такому никогда не привыкну, пусть даже актеры все прекрасны — они, кстати, всегда выглядят красивее, чем персонажи, которых ты описывал. Нет, серьезно, посмотрите на Пирса Броснана — я им восхищаюсь, он же красавец! И мой герой Мартин внезапно обрел его лицо, и теперь все будут читать книгу и говорить: «Этот? Который Пирс Броснан?»
Броснан на этом моменте несколько смутился, но в целом признался, что ему ужасно нравилось сниматься, он был отравлен работой на съемках, такая там царила душевная атмосфера. И вообще он обожает быть актером — это уже был ответ на вопрос, что вдохновляет его на работу после Джеймса Бонда. «Я люблю работать, мне нужно работать, — смеялся Пирс. — Бонд — настоящий дар, и я благодарен всем, кто дал мне эту работу». Трудоголик, понятно.
Для фанатов «Во все тяжкие»: Аарон Пол — прекрасный не зазнавшийся чувак. Был очень мил на пресс-конференции, рассказывал, что его отобрали в фильм последним, как здорово ему было работать с этими замечательными людьми, как он прочитал сначала сценарий и только потом — книгу, в которую влюбился. Когда все закончилось и актеров потащили долой из зала, Аарон жестко отклонил предложение бежать и остался общаться с людьми. Отвечал на вопросы (про сериал, конечно), фотографировался и раздавал автографы — и все не то, чтобы медленно, но без суеты. Человек правильно понимает свою работу и круговорот «актер-поклонники», молодец.