Берлинале 2014: немецкое кино

В этом году в конкурсе берлинского кинофестиваля широко представлено родное немецкое кино — и пока что, увы, все показанное было откровенно слабым. Возможно, проблема в отборщиках или же в самом кино 2014, однако два утра подряд журналисты мучились на немецких картинах, беспощадных в своей затянутости и снятых в жанре «Капитан очевидность».

«Джек» — фильм режиссера Эдварда Бергера о том, что взрослым людям наплевать на беды маленьких детей. Джеку 10 лет, у него есть младший брат Мануэль, а у них обоих — молодая мама-одиночка, которая их, конечно же, любит, но ей хочется устроить свою жизнь. Джек случайно недосмотрел за младшим братом, и социальная служба решила, что Джеку место в приюте. Пока Джек адаптируется среди других брошенных подростков, мама исчезает с горизонта, оставив Мануэля на попечение подруги. Джек бежит из приюта, забирает брата, и они три дня ищут маму: ходят к ее друзьям, бывшим любовникам, ночуют возле запертой квартиры. Фильму удается избежать чернухи: это, по сути, одинокая одиссея двух никому не нужных детей, и в финале Джек осознает эту горькую правду. Однако картине не хватает какой-то глубины, завершенности и более интересной подачи материала, чтобы произвести на зрителя впечатление. Плюс все время не покидает ощущение некоторой наигранности и нереальности происходящего. Маленького мальчика три дня не может найти полиция, хот он не скрывается и даже активно нарывается на неприятности: понятно, что это кино, но все же сидишь и не веришь. И весь фильм ждешь появления маньяков-педофилов, которые сейчас начнут мучить детей — но нет, режиссер деликатно обходит этот момент: самое страшное, что делают взрослые в картине — дают Джеку пощечину. Возможно, в насилие и нет необходимости, чтобы донести мысль о том, как одиноки бывают дети без нашей любви. Но в результате кино получилось несколько беззубым и слишком уж очевидным.

«Возлюбленные сестры» от режиссера Доминика Графа живописует историю о том, как две сестры не поделили великого Фридриха Шиллера. Речь идет о несчастной в браке Каролине фон Бюльвиц и Шарлотте фон Ленгефельд, нищих аристократок из Тюрингии, которые владеют поместьем в Рудольштадте. Там летом 1788 года и заключается пакт на троих: всегда любить друг друга и Шиллера. Для осуществления планов Шиллер женится на Шарлотте, но тайно любит только Каролину и в результате предается с нею греху. Постепенно выясняется, что никакая дружба и сестринская верность не сработает, если приходится делить на двоих мужчину. Правда, к этому моменту зрителю уже глубоко все равно, что происходит на экране — кино безбожно затянуто и изобилует крупными планами актеров, зачитывающих переписку участников романа друг к другу. Акценты, как следует из названия, смещены исключительно на личную жизнь сестер и Шиллера, вращающегося между ними яблоком раздора. Первое грехопадение поэта и Каролины еще как-то бодрит зрителя, но затем начинаются долгие страдания, разборки и бытовуха прошлых лет, и история рушится под гнетом этих деталей. Полтора часа вполне хватило бы на пикантную историю из серии «высокие отношения» — но три уже чересчур. Хотя, конечно, да: внезапно жизнь Шиллера предстала перед неискушенной публикой в новом свете. Но почему-то в этом фильме она вызывает нездоровый смех и желание, чтобы все умерли мучительной смертью — что, собственно, Шиллер и делает в 1805 году от туберкулеза. Судя по «Возлюбленным сестрам», как всегда, беднягу доконали бабы. Это ли хотел сказать режиссер — вопрос.


Все новости