Берлинале традиционно собирает полные залы, как зрительские, так и журналистские. На фильм открытия «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона пришлось устроить дополнительный пресс-показ, но все равно попали не все желающие. Я оказалась в их числе и посмотрела фильм позже вместе с обычными зрителями. Кстати, у немецких кинолюбов есть правило оставаться на месте до последнего титра – из уважения к людям, снимавшим фильм. Благодаря этому я, например, налюбовалась веселым мультяшным казачком и узнала, что к работе над саундтреком был привлечен Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной.
«Отель «Гранд Будапешт» может показаться заунывным в пересказе. Месье Густав (Рэйф Файнс) работает консьержем в упомянутом отеле, находящемся высоко в горах местечка Зубровка (вымышленного, конечно). Он в курсе всех тайных дел постояльцев и умеет подобрать ключик к сердцу каждого. К нему на работу лобби боем устраивается мальчишка Зеро Мустафа (Тони Риволори), который стремится стать таким же профи, как месье Густав. Внезапно давняя поклонница Густава, престарелая аристократка мадам Д. (Тильда Суинтон) погибает при весьма загадочных обстоятельствах, а в завещании оставляет месье Густаву бесценную картину. Разумеется, наследник богачки Дмитрий (Эдриан Броди) недоволен таким положением дел, и обвиняет Густава в убийстве мамаши. Ну, и дальше все заверте.
Описание, однако, не передает всего очарования фильма — а он ужасно, ужасно очаровательный и трогательный. Как всегда у Андерсона, дело не в сюжете, а в деталях и атмосфере: именно поэтому он посвятил весь фильм Стефану Цвейгу, даже вставив в начальные сцены цитату Цвейга о том, что люди сами приносят истории и персонажей писателю. Андерсон, мол, читал писателя, восхищался им и в кино хотел воссоздать именно такую атмосферу. Кино у Андерсона — намеренно лубочное, театральное, глянцевое и все такое в сладких рюшечках: не зря же пирожные Mendl's практически полноценные герои фильма. Это ностальгия по старым временам, когда все, возможно, было слаще, люди - элегантнее и утонченнее, и даже кино — лучше. Отсюда у Андерсона периодически возникает квадратная картинка — как дань старому классическому кино. Некую театральность происходящего подчеркивает и разбивка действия на пять частей, и вкрапление рассказа в рассказе, и текст от рассказчика. «Отель «Гранд Будапешт», в результате, получился красивой фарфоровой статуэткой, которая, может, особой ценности и не представляет, но ужасно мила сердцу.
Как всегда у режиссера, в картине снялась плеяда звезд в больших и маленьких ролях. Сирше Ронан досталась девушка с татуировкой Мексики на лице — ну, по крайней мере, она ужасно напоминает карту этой страны, как заметили журналисты. Андерсон пояснил, что это все случайность, а Сирша порадовалась, что впервые могла использовать в кино свой ирландский акцент, и рассказала, что когда Андерсон прислал ей сценарий, она подумала, будто это какой-то розыгрыш. Уиллем Дэфо сыграл брутального телохранителя Дмитрия, человека в кожаном пальто и с клыками во рту. Пресса тут же предложила ему снова сыграть вампира в сиквеле «Выживут только любовники» с Тильдой Суинтон. «Носите такие клыки в жизни, с ними вы очень сексуальны!» — смутила актера одна из журналисток.
Есть в картине и Билл Мюррей, самый «постоянный» актер Андерсона. Он же и ответил за режиссера на вопрос о том, как ему удается собирать стольких звезд в одном проекте, да еще на такие крошечные роли. «Сам не знаю! — возмутился Мюррей. — Он нам обещает много часов работы за крошечные деньги. Но уже просто хотелось, чтобы Уэс осуществил свою мечту». На это Андерсон припомнил актеру, что тот как-то снимался у него в Индии три дня, а потом торчал в стране месяц. «Это все по твоей вине! – не унимался Мюррей. – Я уже уехал, потом выяснилось, что надо снять еще 90 минут — в результате снимали их 17 часов» А с «Бесподобным мистером Фоксом» что было? 20 минут озвучки — и неделю для этого торчал в Англии!» Неудивительно, что позже актера спросили о природе его взаимоотношений с Андерсоном. «Ну… романтика уже ушла», — отшутился Билл и продолжил, что, конечно, они больше как отец и сын и многому друг у друга учатся.
Тильда Суинтон пережила настоящее превращение в пожилую даму — грим ей делали по пять часов те же специалисты, что работали над «Железная леди». «Это то, как я на самом деле выгляжу без макияжа!» — посмеялась актриса и призналась, насколько дорог ей Берлинский кинофестиваль, где она была и как гость, и как президент жюри. «Берлинале для меня особое место, я сюда приехала со своим первым фильмом «Караваджо», для меня это место стало семьей. Я уже спросила директора фестиваля Дитера Косслика, могу ли приехать уборщицей, а то всем остальным уже была!»
«Отель «Гранд Будапешт» в нашем прокат с 13 марта.