Уже известен первый победитель: премию FIPRESSI получил фильм «Стыд*» Стива Маккуина. Именно там Майкл Фассбендер блистательно сыграл современного мужчину, заполняющего одиночество и пустоту сексом. Картина также получила приз как Лучший фильм от Arca CinemaGiovani Award и CinemAvvenire Award. Только что компания «Кино без границ» сообщила в Твиттере. что купила фильм для российского проката, так что радуйтесь: вы посмотрите это кино следующей зимой!
«Фауст» Александра Сокурова получил награду SIGNIS Awards, а также Future Film Festival Digital Award. Картина Романа Полянского «Резня» удостоилась приза Leoncio d'Oro Agiscuola Award. «Мартовские иды» Джорджа Клуни обзавелись призом Brian Award, а документальный фильм Аля Пачино «Дикая Саломея*» получил приз Queere Lion Award. Фильм «Киллер Джо*» Уильяма Фридкина стал обладателем Mouse d'Oro Award. Как вы понимаете, это сопутствующие основным призам награды. и главная интрига еще впереди, но на фестивале любые знаки внимания приятны.
Технический приз за операторскую работу ушел оператору фильма «Грозовой перевал» Робби Райану. Выбор объяснили тем, что звуки, природа и животные являются неотъемлемой частью картины и вступают в диалог со зрителем. В целом мы рассчитывали, что жюри отметит эту картину именно за ее визуальную часть: она превосходна безо всяких преувеличений.
Приз за лучший сценарий достается греческому фильму «Альпы». Напомню, это история о группе людей, которые заменяют убитым от горя родителям, мужьям и женам их погибших близких. Идея фильма действительно интересна, и если ее художественное решение могло вызвать споры, то сценарная часть достойна награды. В пресс-центре журналисты искренне радовались победе фильма.
Награда Марчелло Мастрояни Лучший молодой актер или актриса ушла двум ребятам из фильма «Химицу»: Шоте Сометани и Фуми Никаидо. Жаль, я пропустила этот фильм: говорят, очень даже неплохой.
Майкл Фассбендер получил приз за Лучшую мужскую роль в фильме «Стыд*». Благодарил всех на смеси итальянского и английского, и в особенности Гэри Олдмана как конкурента. «Приятно, когда получаешь шанс, и затем его признают кинематографисты. — сказал Майкл. — Благодарю всех деятелей кино, собравшихся на этом фестивале, и всех актеров. Я очень польщен, грацци». На пресс-конфереции победителей Майкл сиял, как начищенный пятак, изобразил, что пьет из кубка Вольпи, и заявил: «Мне надо положить туда что-нибудь». Перед тем, как отвечать на вопросы, Майкл пропел начальные строчки Moonriver и заявил: «Стив Маккуин изменил мою жизнь и позволил мне продолжить делать мою работу, которой я занимаюсь с 17 лет. Так что для меня сейчас большая честь получить этот приз. У нашего фильма очень необычная история о людях, и я постарался рассказать ее максимально точно. Еще для меняя очень важно, что фильм получил такой отзыв у зрителей здесь в Венеции: то есть люди отзываются на те проблемы, которые мы показали. Надеюсь, так будет и в других странах. Стив для меня все: мой брат, мой наставник, мой друг, и я невероятно за него счастлив.»
Аронофски пояснил выбор лучшего актера тем, что в фильме «Стыд» жюри увидело невероятную кинематографическую силу. а герой Фассбендера помог зрителю совершить необычное путешествие в мир человеческой натуры. «Не так часто режиссеры вдохновляют меня при просмотре фильма, а уж такой оргазм. как у Майкла в финале я вообще давно не встречал в кино» — заявил Даррен.
Лучшей актрисой стала японская барышня из картины «Простая жизнь» Дини Йип. Аронофски подшутил над трансофрмацией актрисы (в фильме она играет пожилую женщину): «Не могу поверить, какая она молодая и красивая! фильме ведь все не так! Ее игра очень трогательная и душевная, она мастерски показала нам путешествие к смерти».
Спецприз жюри ушел итальянскому фильму «Терраферма» («Материк»). В пресс-центре свист и недовольство местной прессы. Картина рассказывает о нелегкой судьбе мигрантов — социальное, то есть, кино, и жюри сочло своим долгом его отметить.
Серебряный Лев за режиссуру достался китайскому фильму-сюрпризу «Люди гор, люди моря», с которого все уходили рядами. Свист в пресс-центре усилился. Зато режиссер Цай Чжаньжун счастлив. Мы лично делали ставки на «Стыд», поскольку именно режиссерская работа в этом фильме великолепна и вытягивает историю из эпатажной в глубокую драму. Но китайцы поразили жюри сильнее, как видим.
Золотой лев за Лучший фильм ушел «Фаусту» Александра Сокурова. Как сказал Даррен Аронофски, есть фильмы, которые нас меняют. удивляют, заставляют плакать — и «Фауст» именно такое кино. В пресс-центре раздались аплодисменты, в зале Гранде также гремели овации. Растроганный Сокуров благодарил всех со сцены, подчеркнул, что без поддержки фондов снимать такое творческое кино все труднее, и признался, что сейчас по-настоящему счастлив, что живет в кинематографе, и что все мы любим и можем понять друг друга. Говорил в целом четыре минуты, после чего зал устроил ему повторную овацию, а когда режиссер покидал зал, кто-то прокричал: «Александро, браво!»
На пресс-конференции режиссер сразу же сделал три программных заявления. Первое — он не стремился победить на фестивале, а просто хотел показать фильм. И поэтому вдвойне приятно, что он, Сокуров, оказался услышанным и понятым в Венеции. Второе — кинофестивали изжили себя, их нужно отменить, а вместо них проводить киновыставки. На этом моменте Даррен Аронофски слегка заволновался. Третье — культурное кино не может выжить без поддержки фондов и государства. поэтому Италия и вся Европа должны требовать у правительства денег и поддержки.
Далее режиссер еще раз подчеркнул, какие замечательные немецкие актеры снялись у него в фильме, и посетовал, что родная Германия мало продвигает своих артистов. «Они не хуже актеров других стран — США, например, но почему-то их никто не знает и не приглашает. Вопрос к немецкому государству и режиссерам: почему мы не знаем ваших артистов?! Я вообще сочту за счастье снова поработать с немецкими актерами, равно как и с японскими, итальянскими или английскими, если будет такая экономическая возможность»
Не обошли стороной и цветовое решение фильма: оно. напомню. очень мрачное и в зеленых тонах. Выяснилось, что. по мнению режиссера. все изначально заложено в Гете и в немецком характере. «Мне было важно понять, в каком цвете немцы выражаются. Мы смотрели очень много картин в художественных галереях Германии, и я проводил внутреннее исследование колористических предпочтений этого национального характера, опираясь на опыт художников-романтиков 19 века».
Насчет проката в России Сокуров был весьма категоричен. «Мы не собираемся навязывать фильм нашему зрителю или какому-то другому. Если у кого-то возникнет желание его посмотреть — покажем, но навязывать, организовывать масштабную рекламную кампанию - категорически нет. Буквально 5 минут назад я говорил с премьер-министром нашей страны и надеюсь на ту помощь государства, которую оно способно нам оказать. Надеюсь, мы сможем договориться о показах на национальном телевидении. У нас готов русскоязычный вариант, но впустую тратить деньги на какой бы то ни было пока я не соглашусь вообще. Показ должен быть целевой. чтобы не было разочарования ни у зрителей, ни у меня. Фильму зритель не нужен - это зрителю должен быть нужен фильм».
В целом выбор жюри оказался довольно предсказуемым: о победе «Фауста» и Фассбендера говорили уже за три дня до церемонии награждения. Как вы помните, рейтинг критиков возглавлял совсем другой фильм: «Резня» Романа Полянского, что только подчеркивает, насколько мнение критиков не имеет значения как для публики, так и для фестивального жюри.