«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 22: Лиля едет к Анжеле

filmz

Андрей Звягинцев рассказал нам, что для кадра, который в фильме длится всего лишь несколько секунд и в котором машина просто проезжает слева направо, была не просто организована массовка с грузовиком, но была наполнена … высохшая лужа! А всё потому, что с ней кадр получился куда симпатичнее.
Другие подробности – о мобильниках героев и о «Сталинграде» Кукисвумчора – в продолжении нашего суперпроекта

Читать ранее:

Глава двадцать первая: Хождение по мукам

Глава двадцатая: Диалог с охранником

Глава девятнадцатая: Секретарша прокурора


КАДР №134
кадр 134. фаза 1

Лядова едет на платформе.

Я бы этому не удивился, но раз вы раньше сказали, что Серебряков ездил самостоятельно, то всё же уточню: она хуже водит?

Лена водит неуверенно. Мы организовали курсы вождения, на которые она ходила за месяц-полтора до начала съёмок. Но, разумеется, этого мало. В подборке эпизодов, не вошедших в фильм, как раз есть тот кадр, о котором я выше говорил. Она садится за руль, сдаёт назад, чтобы выехать с парковки, – и врезается в чужую машину.

Вы рассказывали про случай, когда на «Возвращении» столкнулись пять машин с любопытными водителями. Есть ли ещё какие-то дополнительные проблемы со встречными автомобилями, когда вы снимаете на платформе?

Никаких других проблем нет. Главное – технологически это удобно во многих смыслах.

Мы уже обсуждали цветовую гамму костюмов Серебрякова и Вдовиченкова, а была ли в этом плане принципиальная задумка для Лядовой?

Она одета в бордовые, красные, розовые и коричневые цвета, в тёплые тона. Коричневый плащ, в котором она ходит на работу и пойдёт на утёс в своей последней сцене. Когда они на пикник поедут, у неё будет свитер – тёплый, коричневый, с горлом… И вот этот красный плащ в городской истории. Она и в суд едет в нём, и все эти «хождения по мукам» – тоже в нём.

В данном случае важно было яркое цветовое пятно. И на общем фоне, окружающем персонажей, и посреди них двоих: между голубыми, синими, холодными тонами Дмитрия и землистым, тёплым Николаем – этакая скрытая стихия, огонь. Неопределившееся что-то, неуравновешенное, женское, что-то текучее – страсть и поиск. Вот какие-то такие смыслы. Ну и потом – очень хорош был на ней этот плащ!..

кадр 134. фаза 2

Придавали ли вы значение телефонам?

Разумеется. Ясно было, что у Дмитрия, например, последний iPhone: он же столичный адвокат, должен статус свой поддерживать. Сейчас бы у него был шестой, может быть, но нам хватило и пятого. У Николая с Лилей, конечно, поплоше, попроще. У Николая вообще старенькая модель, ему о статусе думать незачем.

Главное, чтоб кнопки были.

Да, чтоб звонил и всё. Один мой товарищ много лет назад придумал замечательную идею, которую оценить могли бы только родители и никогда – производители мобильных телефонов. На аппарате только четыре кнопки: мама, папа, приём и отбой. И никаких игр. Такие идеи умирают, не успев родиться.

У Ромки нашего тоже дешёвенький какой-то мобильник… Если «изъять» сейчас мобильные мэра и Дмитрия, а говорить про людей простых, то у всех – у Лили и Анжелы, у Николая и Ромки – самые простые мобильные. И выбирали их так же точно, как и лампу настольную или какой-то другой предмет интерьера. Ассистент по реквизиту либо приносил непосредственно сами образцы, либо предлагал фотографии: «Вот, вот и вот».

И мы выбираем: «Лиле можно вот этот, он дамский, вполне изящный и недорогой». Работница рыбзавода – ну сколько она зарабатывает?.. «А у Николая какой?» – «Давай вот этот. Он же видео на телефоне будет смотреть. Здесь камера есть? Ну и хорошо».


КАДР №135
кадр 135

Очень красивый вид. По-моему, мы его позже увидим ещё раз – когда тут будет проезжать машина мэра.

Да-да, это та же гора в перспективе. Только когда мэр проезжал, камера стояла значительно дальше, за этими домами слева. А труба, которая чадит, – это та самая труба, которая чадила, когда они ехали в суд. «Коль, держи себя в руках» – «А кто ж тогда рулить-то будет?» И вот прямо в концовке того плана, за профилем Вдовиченкова, в окне видна труба, из которой сейчас валит дым. Это та самая труба, только едут они вооон там, внизу. И в скором времени они бы как раз поднялись на эту дорогу, которую вы видите.

С домами вы ведь ничего не делали?

Нет, ничего.


КАДР №136
кадр 136. фаза 1

Эту вот лужу мы наполнили водой, носили вёдрами…

Честно говоря, я даже не хотел про неё спрашивать: решил, что это будет совсем уж полным бредом, если я вас ещё и про лужу спрошу…

Почему же?.. Если вы задали правила игры – разговор про каждый кадр, про все, пусть даже самые незначительные детали в нём, то вы можете спросить и про эту тарелку (мы её повесили или она там висела?), и про этот грузовик (мы его поставили или он так и стоял?), и про машину, которая среди деревьев проезжает. Спрашивайте – я вам расскажу.

Спрашиваю.

Вот слева в кадре по дороге машина сама по себе проехала. Всё остальное, весь этот комплекс жизни – всё организовано. Легковушка, которая справа стоит, выставлена сюда нами. Грузовик – тоже; открыт борт, и люди по команде что-то там разгружают.

Лужа налита водой, потому что в первый раз мы были здесь после дождя – и на фотографии замечательно отражались в луже и эта гора, и этот столб, и этот дом. А когда приехали снимать, было сухо: дождей давно не было. Но лужу мы решили всё же наполнить. Заливать всё вокруг, превращая сцену в дождливый день, нужды не было: тогда все куски с этим проездом пришлось бы подгонять под «состояние после дождя». А поскольку весь проезд снят в разных точках города и в разные дни, то мы бы отдали этому много времени и сил. Мы ограничились тем, что наполнили эти две дыры в асфальте водой из-под крана. Носили вёдрами и, чтобы асфальт не намочить, аккуратно выливали.

Потрясающе. А дети с собакой – массовка?

кадр 136. фаза 2

Понятно было, что план пустой (особенно в одной череде с предыдущим и последующим), что было бы правильно заполнить его какой-то жизнью; а тут дети крутились, глазели на съёмки. Я им говорю: «Хотите сниматься? Вот ты, ты и ты!» – «И я тоже хочу!» – «И ты давай». А за ними собака ещё увязалась: «Вот, с ней вместе и идите. А ты стой, пока я тебя сам не запущу: будешь их догонять».

Лядова заводит машину, «Приготовились! Камера! Лена, едем!», я запускаю этих детей, они входят в кадр. Мальчика чуть придерживаю – и в какой-то момент отпускаю. Он бежит за ними следом... И так несколько дублей. На исходную – и заново.

Ну и раз вы сами ткнули в спутниковую тарелку – давайте уж и про неё.

Спутниковая тарелка так там и висела.


КАДР №137
кадр 137

Идущий к нам мужик – это тоже запущенный мужик?

Да, мужичонка этот наш. Он либо из наших «постанцов», либо из группы «светиков», не помню сейчас, но точно из нашей группы. Это уже Кукисвумчор, отдалённый район города Кировск или его спутник. Ровно здесь находится завод «Апатит», добывающий, собственно говоря, апатиты – минерал в горной породе, который потом перерабатывают в удобрения. Тут даже видна идеально ровная, словно ножом срезанная скала, где горная порода вышла наружу – прекрасный фрагмент!..

Красота.

Да, очень красиво. Собственно говоря, экстерьер квартиры Анжелы с таким вот видом на эту гору мы и выбрали из-за этой впечатляющей перспективы. А вот дом, что левее от центра кадра, мы называли «Сталинградом». Невероятно разбитый, просто убитый насмерть дом советской ещё эпохи. Абсолютно пустой, окна все повыбиты, разве только не расстрелянный из орудий, заброшенный дом… Кто-то из местных сказал, что это бывшее общежитие для работников завода «Апатит».

Опять же к вопросу, что вы там ничего не придумывали, дом действительно такой и стоит…

Да, такой он и есть. Мы ничего не прибавляли от себя.

А ещё в этом дубле нам очень повезло: вышло солнце – и ударило прямо в его стену, вырвав этот дом из общего ландшафта.


Читать далее: Глава двадцать третья: Дома у Анжелы

Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», в основе которой – проект онлайн-журнала «Настоящее кино», в 2020-м году выпустит издательство «Альпина Паблишер».


Все новости