«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 19: Секретарша прокурора

filmz

Наш суперпроект, посвящённый фильму Андрея Звягинцева «Левиафан», вступает в новую фазу. Поскольку книгу, которую мы не раз уже анонсировали, придётся ещё подождать (так уж вышло), постараемся превратить ожидание в удовольствие – и растянем его несколько искусственным образом. Теперь наши главы будут совсем не такими внушительными лонгридами, как когда-то, – их сменят, скорее, главки, сопоставимые по объёму с любыми прочими нашими материалами. Так, потихоньку, мы и будем продвигаться вперёд вплоть до выхода бумажного издания.
Но нас спрашивают – и не раз: зачем же нужна тогда книга, если весь проект будет доступен в Сети? Ну, во-первых, не весь. Во-вторых, книга – это книга, этого никто никогда не отменит, её можно подержать в руках, наслаждаясь тихим шелестом страниц. А в-третьих: разумеется, в книге будет всё то же самое – но ещё больше! Много, много больше! Наш онлайн-проект и без того уже безмерно подробен, но в бумажной версии деталей будет куда как больше. Так что не сомневайтесь: наши главки – это лишь предвкушение основного блюда!
Ну а теперь пора узнать, почему Звягинцев утвердил на одну из ролей актрису из сериала «Реальные пацаны» – и почему её сцену снимали в двух вариантах.

Читать ранее:

Глава восемнадцатая: Дежурная часть

Глава семнадцатая: Почему «Нива»?

Глава шестнадцатая: Чеховское ружьё


КАДР №126
кадр 126

Почему компьютер на столе у секретарши выключен?

Нет, лучше вы мне ответьте: почему, если в кадре компьютер, непременно он должен быть включён? Кстати, только что зритель мог наблюдать за пасьянсом на мониторе в дежурном отделении полиции. По-моему, вполне достаточно...

А если говорить всерьёз, отмотайте в воображении этот эпизод к его началу: возможно, девушка действительно работала за ним, но подошёл адвокат, они стали разговаривать (мы ведь попадаем в гущу их диалога, это последние реплики), и экран – тьффф! – погас и всё.


КАДР №127
кадр 127. фаза 1

Вы уже говорили, что это тоже Москва.

Да, это один из кабинетов Зюзинского суда. Шкаф мы передвинули из левого угла в правый. Угол был пуст, надо было его чем-то заполнить. Мы сдвинули шкаф и переложили в нём папки. Точно помню, все они стояли внизу, а верхняя полка была практически пустая. Какие-то из этих папок – наши, реквизитор привёз.

И вам всё это разрешали делать? Всё-таки административное учреждение…

Да, разрешали. Мы ведь взяли на себя обязательство вернуть всё на свои места. Мы могли там снимать только в выходные – значит, в субботу и воскресенье. За два этих дня мы сняли оба судебных заседания и эту вот сцену.

А вы платили суду за аренду – или вас пустили туда из любви к киноискусству?

Этого я не знаю.

Отсутствующий сейчас прокурор – это та дамочка, которая придёт потом на совещание к мэру?

Да, та самая, которая скажет: «И не ори на меня! На жену свою будешь орать!»

кадр 127. фаза 2

На двери висит табличка, но имени мы не видим. Вы меняли её – или оставили как было?

Меняли. Там написано: «Прокурор города Прибрежный. Горюнова. Имя, отчество». Табличка не читается, в расфокусе – но она там висит, потому что ассистент по реквизиту (я уже говорил об этом) не может заранее знать, попадёт она в кадр или не попадёт. Актёр может стоять здесь, в фокусе линия его глаз – и если табличка далеко, то её не прочесть. Но может случиться, мизансцена решена будет так, что актёр встанет у двери, а поскольку мы держим его в фокусе – тогда и табличку разглядим. Все подобные вещи обязательно изготавливаются и по умолчанию развешиваются на съёмочной площадке просто потому, что могут попасть в кадр.


КАДР №128
кадр 128. фаза 1

Позади секретарши – любопытная картинка, пейзаж какой-то. Вы обращали на это внимание?

Обращали. Что-то там сдвинули, что-то удалили, когда выставляли кадр.

Эта девушка сделала, по-моему, четырнадцать или восемнадцать дублей. И только потому, что мы решили попробовать вариант костюма. То есть мы сняли сцену в этом костюме, потом переодели её – и сняли снова всю эту сцену в другом. С тем, чтобы уже в монтаже решить, в какой одежде её оставить.

А сразу было непонятно?

Сразу было понятно, что в этом – лучше. Но иногда нет времени решить с выбором на месте, проще оставить рефлексию на потом. Так вышло, что на площадке Аня Бартули, наш художник по костюмам, засомневалась в решении, предложила: «Вот есть ещё такой вариант», – и это было платье с декольте. А девушка у нас хороша собой, что называется. Я и решил оставить выбор на потом. Уже в монтаже стало ясно, что этот костюм лучше.

Узнаваемое лицо, но не могу вспомнить, где я её видел.

Она снималась в каком-то сериале, «На районе», что ли. Как он называется?.. «Пацаны»?..

«Реальные пацаны»?

Что-то такое, да. Она из Перми (Мария Скорницкая – ММ). У нас была ещё одна девушка из Перми, и вот они с ней вдвоём долго шли, что называется, «ноздря в ноздрю», я всё не мог выбрать. Совершенно по-разному, но обе они очень хороши… С таким изящным, я бы сказал, провинциальным колоритом.

Такие раздумья насчёт девушки, которая появится в кадре один раз?

Разумеется. А как же?

кадр 128. фаза 2

Для вас её сериальный опыт не был помехой? Некоторые режиссёры сразу ставят крест на актёре, если тот пришёл к ним с ТВ…

А я не знал, что она где-то снималась. Узнал об этом позже, когда уже утвердил её. Телевизор много лет не смотрю и сериалов наших совсем не вижу, поэтому я не очень в контексте, но и не вижу тут большой беды. Ну, снимался в сериале, и что? Если актёр хорош, не имеет значения его послужной список... Тем более когда у тебя в кадре Вдовиченков, Лядова, Серебряков, Мадянов – ну, тут уже всё равно.

Бояться нечего.

Тут уже да, совершенно не важно.

А как же вы сами собираетесь снимать сериал (была такая информация), если не знаете, что снимают другие? Или будете ориентироваться только на лучшие образцы западного искусства?

Если я возьмусь за сериал, то только на приемлемых производственных условиях. Никак не десять-двенадцать минут полезного хронометража в день! И потом, что значит ориентироваться? На какие такие образцы? Снимать нужно так, как тебе самому кажется правильным. Если меня пригласят снимать сериал, то уж точно не для того, чтобы получить что-то по образцу или лекалу. Для этого есть целая армия режиссёров.


КАДР №129
кадр 129

КАДР №130
кадр 130

Читать далее: Глава двадцатая: Диалог с охранником

Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», в основе которой – проект онлайн-журнала «Настоящее кино», в 2020-м году выпустит издательство «Альпина Паблишер».


Все новости