Десятка самых горьких несправедливостей «Оскара»

filmz

Традиционное бухтение, коим разразились киноманы после объявления оскаровских номинантов, не прекращается уже который день. Пока негодующее пламя не утихло, мы решили подбросить туда дровишек в виде десятки самых горьких несправедливостей от Академии кинематографических искусств и наук.

1958 год. Вершина творчества Альфреда Хичкока, лучший фильм всех времен и народов по результату недавнего опроса кинокритиков британским журналом «Sight & Sound», абсолютно новаторское, технически безукоризненное «Головокружение» в 1958 году было брезгливо оттеснено во второстепенные номинации. Ни Хичкок, ни великолепная Ким Новак, ни сам фильм номинированы на «Оскар» не были. Основным лауреатом тогда стала музыкальная комедия «Жижи», непритязательная ерунда про дурнушку, из которой бабушка с тетей делают куртизанку, дабы родственница стала любовницей наследника богатого сахарозаводчика.

1969 год. Когда говоришь о «Ребенке Розмари», к горлу подбирается ком. Этот леденящий душу триллер до сих пор страшно смотреть (как и воспоминать, учитывая кровавую нить, что связала эту картину с трагически погибшей спустя год Шэрон Тэйт). Пожалуй, особого упоминания заслуживает самоотверженная работа Мии Фэрроу, сыгравшей в фильме главную роль. К финалу измученная Полянским актриса (в одной из сцен аутентичности ради Фэрроу ела сырую печень) сверкает безумными глазами, меняясь практически до неузнаваемости. Статуэтка, тем не менее, досталась в 1969 Кэтрин Хэпберн за красивую и в целом проходную для актрисы роль Элеоноры Аквитанской в экранизации пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой».

1969 год. Все тот же 1969. Лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда по версии Американского института кино, великая кубриковская «Космическая одиссея 2001 года», скромно представлена в четырех номинациях: спецэффекты, режиссура, сценарий и работа художника-постановщика. Революционный фильм, предложивший зрителям два с половиной часа, за которые перед глазами проносится вечность — от каменного века к звездной эре, сквозь несколько форм сознаний, под величественного Рихарда Штрауса, прямиком к тайне «черного монолита», что уже много лет примиряет нас с самими собой — показался академикам работой, которую стоит похвалить лишь за визуальные эффекты. Основным фаворитом в 1969 году стал мюзикл «Оливер!».

1977 год. Мартин Скорсезе, получивший в 2007 году золотого болванчика за выслугу лет в общем и за свой худший фильм в частности, номинировался на «Оскар» бесчисленное количество раз, награжден же, пожалуй, должен быть в 1976, когда вышел «Таксист», пронзительная история города грехов, где ветеран Вьетнамской войны Трэвис Бикл водит свое одинокое такси. «Таксисту» довелось попытать удачу в четырех номинациях: за музыку, за фильм и в двух актерских (Де Ниро и Фостер). Ни в одной номинации картина поощрена не была. 1977 стал годом триумфа Сильвестра Сталлоне и Джона Дж. Эвилдсена, отвесивших конкурентам нокауты боксерской драмой «Рокки».

1980 год. Видя, что Фрэнсис Форд Коппола собирается снять фильм, который не совпадает с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме, американское правительство и военное командование отказалось каким-либо образом помогать в съемках картины. Эта откровенно осуждающая позиция Копполу не испугала. Героическая режиссерская работа, занявшая у мастера несколько лет, была по праву отмечена в Каннах, где «Апокалипсис сегодня» взял «Золотую пальмовую ветвь». С «Оскаром», увы, не сложилось. Широко распространено мнение, что Коппола не получил премию за лучший фильм потому, что за год до этого «Оскар» достался другой картине о вьетнамской войне, «Охотнику на оленей». В 1980 почти все в итоге досталось семейной драме «Крамер против Крамера».

1995 год. Награжденное в Каннах «Криминальное чтиво» буквально после премьеры критики объявили главным фильмом девяностых. Оспаривать этот титул трудно и бессмысленно. Тарантино действительно после «Чтива» стал живым классиком. Количество эпигонов, для которых этот фильм стал подобен библии, кажется, множится по сей день. Целиком и полностью проигнорировать столь значительный для поп-культуры опус академики не сочли возможным — картина получила «Оскара» за оригинальный сценарий. Все остальное Академия кинематографических искусств и наук отдать Тарантино не осмелилась, предпочтя конформистского «Форреста Гампа», изначально довольно дерзкую сатиру на «Великую Американскую Мечту», которая с подачи режиссера Земекиса предсказуемо превратилась в сентиментальную мелодраму про добродушного слабоумного.

1999 год. Над церемонией вручения «Оскаров» в 1999 году сегодня принято подтрунивать. И, в общем, есть за что. В номинантах тогда значилась тройка выдающихся фильмов о войне: «Тонкая красная линия» Терренса Малика, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи. Уверены, что список с именами, которые надо озвучить в благодарственной речи, был в тот вечер у Спилберга в кармане. Но награды, включая «Оскара» Джуди Денч за 8-минутную роль Елизаветы I, парадоксальным образом (ну, и лоббистскими стараниями продюсеров Вайнштейнов, разумеется) ушли тоскливой исторической комедии о жизни и муках творчества великого Уильяма Шекспира. Как это Вайнштейнам удалось, понять сложно. Этот удивительный трюк, впрочем, они пытаются проделывать чуть ли не каждый год.

2001 год. У режиссера Аронофски есть удивительная способность — выворачивать своих актеров наизнанку ради иллюстрации какой-нибудь замшелой банальности. В «Реквиеме по мечте», например, автор с большим энтузиазмом заставлял Эллен Берстин бегать по съемочной площадке от холодильника, дабы целевая аудитория картины не помышляла шутить с наркотиками. Это, конечно, похоже на забивание гвоздей микроскопами — немножечко бестолково ввиду несоответствия масштаба дарования актрисы и мелкотравчатого материала. Тем не менее «Оскар», ушедший от Берстин, гениально сыгравшей здесь подсевшую на американскую мечту бабушку, к Джулии Робертс — вне логики и всякого здравого смысла.

2009 год. Самому обсуждаемому фильму 2008 года, «Темному рыцарю» Кристофера Нолана, наверное, было бы гораздо проще пробиться в номинанты, не будь он сиквелом. А тут еще Харви подсуетился, протащив в последний момент в пятерку своего «Чтеца». В любом случае 2009 год можно считать поворотным. Волна негодования, вызванная отсутствием «Темного рыцаря» в главных номинациях, привела к тому, что в 2010 году в категории «лучший фильм» присутствовало девять картин и один — каким-то неловким образом затесавшийся — мультфильм.

2012 год. На нашей памяти 2011 — самый бедный на актерские работы год. До самого конца было непонятно, кого номинируют. Была, впрочем, абсолютная уверенность в том, кто «Оскары» должен получить. Награду за главную мужскую роль в позапрошлом году, безусловно, заслужил Майкл Шэннон, сыгравший на данный момент лучшую свою роль в «Укрытии». За женскую же было бы абсолютно резонно поощрить внезапно восхитительную младшую сестру близняшек Олсен, сверхубедительно терявшую два часа рассудок в появившейся буквально из ниоткуда «Марте Марси Мэй Марлен». Ни первому, ни второй номинации, увы, не дали. В итоги под зевки зрительного зала за наградами на сцену пришлось подняться Жану Дюжардену и Мерил Стрип.


Все новости