В эпоху маккартизмa Жюль Дассен попал в «Черный список» Голливуда. В 1953 году он был вынужден переехать вместе со всей семьей в Париж. «Мужские разборки» — первый французский фильм режиссера. И, пожалуй, самый известный. Экранизация одноименного романа Огюста Лебретона рассказывает о профессиональном воре, который, выйдя из тюрьмы, узнаёт, что его жена сошлась с владельцем ночного кабака, промышляющим контрабандой наркотиков. Отложив на время месть, главный герой решает пойти на ограбление ювелирного магазина. Снятая с максимальной реалистичностью, в полной тишине, получасовая сцена ограбления ювелирного магазина на улице Риволи, вошла в золотой фонд мирового кино. На кинофестивале в Каннах Дассену присудили приз за Лучшую режиссуру, в Мексике было объявлено, что фильм породил целую волну ограблений ювелирных магазинов, в Америке же благодаря этой блестящей картине Дассен стал первым, кому удалось без потерь вырваться из пресловутого «черного списка».
«Убийство» — первый фильм Стэнли Кубрика, который был сделан с участием продюсера Джеймса Харриса (предыдущие две ленты режиссер делал на свои собственные деньги). С его помощью Кубрик купил права на роман Лайонела Уайта под названием «Перерыв на чистку». Книга повествует о бывшем заключенном Джонни Клэе, который планирует ограбление ипподрома, надеясь сорвать куш в два миллиона. Для осуществления тщательно проработанного плана он привлекает еще четверых людей — кассира, продажного полицейского, бывшего алкоголика и бармена. «Убийство», несмотря на тогдашнюю популярность нуаров, не принесло авторам больших денег. Зато Кубрику удалось подтвердить свое реноме одного из самых многообещающих режиссеров Америки. Отражение этого безупречно исполненного фильма можно найти в самых неожиданных образцах киноискусства. Имя Квентина Тарантино, который позаимствовал отсюда несколько концептуальных ходов для «Бешеных псов», вряд ли кого-либо удивит. Чего не скажешь об Эльдаре Рязанове, например, — внешний вид Джонни Клэя, идущего на дело в шляпе и с портфелем в руках, был спародирован Эльдаром Александровичем в комедии «Берегись автомобиля».
Спустя пятнадцать лет, которые прошли с премьеры одноименного ремейка с Пирсом Броснаном, всё более очевидным становится тот факт, что фильм МакТирнана успел безбожно устареть. А вот оригинальная «Афера Томаса Крауна» режиссера Джуисона, напротив, как хорошее вино — с каждым годом всё лучше и лучше. Сюжет в обеих лентах схож. Скучающий миллионер по имени Томас Краун организует идеальное ограбление. Страховой сыщик, пытаясь доказать свои подозрения, решает подобраться к Крауну поближе. Весь фильм — «кошки-мышки», в которые играют два умных человека. Но если в ремейке МакТирнана вынесенное в название «affair» — действительно афера, то в оригинале это слово куда уместнее перевести как «роман». Химия между молодой Дануэй, сыгравшей белокурую сыщицу Вики Андерсон, и пребывающим в расцвете мужского обаяния МакКуином, зашкаливает все мыслимые и немыслимые нормы.
В отличие от многих картин из нашего списка, один из самых кассовых фильмов 1970-х, «Собачий полдень» за авторством Сидни Люмета, был основан на реальном факте ограбления. 22 августа 1972 года двое грабителей врываются в бруклинский банк и пытаются его обчистить, но… обнаруживают к своему удивлению пустые сейфы. Через несколько минут банк окружают телевизионщики, толпа зевак и 250 полицейских. Блестяще разыгранная Алем Пачино и Джоном Казале криминальная драма с подачи создателей очень скоро превращается в умнейшую комедию нравов. Нью-Йорк, который волею судеб вовлечен в происходящее, здесь не меньший герой. Это, вероятно, отметили про себя и киноакадемики, когда вручали «Собачьему полдню» «Оскар» за Лучший оригинальный сценарий.
Восхищение, которое Кэтрин Бигелоу испытывает к мужскому началу, пожалуй, ярче всего выразилось в этом памятном боевике 1991 года. В центре сюжета — внедрение молодого смазливого фэбээровца в таинственную банду серфингистов, которые среди белого дня совершают ограбления банков, будучи в масках бывших президентов. Если не знать режиссерскую интонацию «экс-вайф» Джеймса Кэмерона, прочитав синопсис, крутишь пальцем у виска. Фильм, впрочем, удивительный — один из лучших в 90-х — динамичный, невероятно красивый, продуманный до мелочей, сделанный с женским сердцем, но при этом с абсолютно мужской головой. Главные герои здесь адреналиновые наркоманы, для которых грабить банки и маневрировать на доске по десятиметровым волнам — практически одно и то же. К исследованию противоположного гендера Бигелоу триумфально вернется в нулевых, когда снимет своего «Повелителя бури». Все подумают, что это нечто актуальное про войну и вручат даме почетный «Оскар». Смешно, конечно, учитывая, что Бигелоу сняла не столько про Ирак, сколько вновь про мальчиков и их любимые игрушки.
Объективно главный фильм в карьере великого перфекциониста Манна — «Схватка» — трехчасовая громадина, каждую минуту которой ты жутко нервничаешь, сколько бы ты раз этот фильм не смотрел. Наверное, в данном случае было бы несправедливо писать лишь об одном ограблении банка (гениальной, в общем, сцены, впоследствии процитированной режиссером Ноланом в «Темном рыцаре»). Ничуть не менее искрит от присутствия на экране двух величайших американских актеров современности — Де Ниро и Пачино. Первый по сюжету — детектив, второй, соответственно, гангстер. У обоих очень много общего. Вероятно, даже больше, чем отличий. Схватка, в которой возможен лишь один победитель, тем не менее неизбежна. Манн демонстрирует ее как шахматную игру двух больших мастеров. Выглядит она умным, напряженным, завораживающим зрелищем, от которого не оторваться.
Один из самых недооцененных режиссеров современности, экс-клипмейкер Джонатан Глейзер, сделал в 2000 году великий фильм, который, кажется, никто так и не посмотрел. В этой снятой в лучших традициях британского криминального кино 1970-х годов гангстерской драме Рэй Уинстоун играет экс-мафиози Гэла. Решив уйти на покой, он вместе с любимой женой поселяется в Испании. Увы, однажды на пороге его дома появляется матерящийся через слово Бен Кингсли с намерением заставить главного героя вернуться в Лондон, чтобы провернуть там последнее, но очень крупное дело. Ограбление, на которое после получаса раздумий решится герой Уинстона, пожалуй, одно из самых эффектных в истории кино. Пересказывать его в подробностях не будем. Осмелимся, впрочем, предположить, что ничего подобного вы в жизни еще не видели.
В нулевых умный постановщик сложного экспериментального кино, премьеры которого каждый раз демонстрировались в рамках престижнейших мировых кинофестивалей, вдруг спустился на землю и ни с того ни с сего увлекся классическим формами. Как ни странно, «Одиннадцать друзей Оушена» с этим длиннющим списком звезд, красующимся на постере, с непритязательным сюжетом и с должной любовью массового зрителя, что не заставила себя долго ждать, — Голливуд в лучшем его виде. Стивен Содерберг в этой картине проявляет себя практически дирижером. Есть что-то неподдельно завораживающее в том, как автор разгоняет по разным углам экрана больших голливудских звезд, как он кружит камерой, повторяя за игровой рулеткой, как наэлектризовывает пространство здешнего казино и как при этом держит тысячу мелочей у себя в голове, чтобы к финалу, без единого выстрела, совершить ограбление, от которого в кинотеатре все хором ахают.
Вечно пьяный матерщинник в костюме Санта Клауса и ряженный в эльфа карлик-негр — не самые очевидные медвежатники; на таких сразу и не подумаешь. Главным героям, совершившим серию дерзких ограблений в нескольких десятках американских супермаркетов, впрочем, это только на руку. На носу вновь праздники и возможность сорвать большой куш. Кино удивительного режиссера Цвигоффа само по себе — явление редкое, ревизионистское, почти уникальное. Ровно то же самое можно сказать и о «Плохом Санте», действительно нетривиальной рождественской комедии, где вместо сахарного сиропа, который обычно льется с экранов, — слово «fuck», что произносится 147 раз, абсолютно гениальный Билли Боб Торнтон и чернейший неполиткорректный юмор, который обязательно глубоко оскорбит чувства ненормальных, но попутно рассмешит до колик в животе всех остальных.
Планируя эту уже классическую комедию, Уильям Уайлер хотел сделать мрачный сиквел «Римских каникул», для чего даже обращался за помощью к Стэнли Кубрику. Задумка провалилась где-то на этапе создания сценария, что, пожалуй, даже к лучшему. Как-то невзначай у мэтра получился всеми любимый «Как украсть миллион».
Одри Хепберн, щеголяющая тут в невероятных туалетах от Givenchy, не без блеска играет Николь, дочь талантливого художника-любителя, который пишет подделки под знаменитых импрессионистов и продаёт их как оригиналы на престижных аукционах. Статуэтку обнажённой Венеры аферист решает вывести на выставку и выдать за скульптуру знаменитого итальянского скульптора Челлини. Вскоре, увы, выясняется, что по условиям страховки в миллион долларов статуэтку должны подвергнуть экспертизе. Чтобы спасти отца от разоблачения, Николь уговаривает случайного знакомого совершить кражу Венеры из музея.