Легендарная киностудия «Хаммер» несколько десятилетий подряд воплощала на экранах образы лучших упырей в истории кинематографа. За съемки фильма, посвященного охотнику на вампиров, капитану Кроносу, хаммеровцы взялись в середине семидесятых, находясь уже на грани банкротства. Увы, первая часть задуманной франшизы в британском прокате оглушительно провалилась, и спустя год Hammer Film Productions закрылись. Сегодня этот трогательный жанровый гибрид хоррора и приключенческого боевика смотрится странновато. Без светлых пятен, впрочем, не обходится. Главным героем фильма здесь выступает мастерски владеющий шпагой капитан Кронос. По просьбе своего старого друга он приезжает в деревню Дурвард, чтобы расследовать серию загадочных смертей местных жителей. Во всем, разумеется, виноваты вампиры, которые, надо заметить, изображены в фильме довольно нетривиально. Картина никак не связана с мифологией Дракулы. Упыри пьют из своих жертв не столько кровь, сколько молодость. Под стать им и охотник — бывший императорский гвардеец со шпагой вместо осинового колышка, который (колышек) до этого фильма служил героям картин Hammer Film Productions верой и правдой около пятидесяти лет.
Странный режиссер Скотт Чарльз Стюарт, объединившись с прекрасным актером Беттани, сделал два довольно диких религиозных боевика, похожих на забытую кинопродукцию из 80-х. «Пастырь 3D», будучи экранизацией какого-то нашумевшего на востоке корейского комикса, рассказывает зрителю про мир тоталитарного будущего, которым правит католическая церковь. Старательно хмурящийся Пол Беттани весьма самоотверженно играет пастыря — атлетично сложенную детину с проницательным взглядом, вытатуированным на лбу крестом и сотней острозаточенных ножей за пазухой, которые главный герой метает в вампиров, предварительно помолившись. По сюжету (трудно сказать, можно ли в контексте этого фильма использовать данное слово) преданный служитель церкви отправляется на поиски похищенной кровососами племянницы. Все это временами слегка напоминает «Безумного Макса». Так или иначе, покадрово воспроизведенных сцен из голливудской классики здесь столько, что американские кинокритики снисходительно обозвали картину Стюарта «Копипастырем» и, перекрестившись, попросили у Бога, чтоб режиссер больше не снимал. Мечтатели. В следующем году автор планирует выпустить свои «Темные небеса*».
Первая большая роль норвежско-американской фотомодели Кристанны Локен случилась в третьем «Терминаторе». Холодная красавица с мертвыми, как и положено бездушному роботу, глазами каждый раз изящно склоняла набок голову перед выстрелом на поражение. Тогда в Локен сложно было не влюбиться, спустя год, впрочем, было так же сложно поверить, что девушка решит похоронить свою едва начавшуюся актерскую карьеру у преданного любимца видеоигр Уве Болла. «Бладрейн» — экранизация популярной компьютерной игры, главная героиня которой — рыжая вампирша с томным взглядом и выдающейся грудью. К сюжету первоисточника фильм Болла практически никакого отношения не имеет. Похожая здесь на уставшую после ночной смены порноактрису Локен играет наполовину вампиршу, наполовину земную женщину. После смерти матери Рейн поклялась до конца жизни истреблять кровожадных упырей. Самым безбожным гаденышем, кстати, оказывается Бен Кингсли, загримированный под Луи де Фюнеса — не пропустите.
Этот довольно страшный и настолько же изобретательный фильм прекрасно вписывается в сегодняшний культурный бум на всевозможные мэшапы. Продается картина как постапокалиптический хоррор, однако на деле это еще один ревизионистский неовестерн. Вместо кровожадных индейцев сценаристы выписывают здесь не менее кровожадных упырей, вместо выжженных солнцем земель Дикого Запада оператор фокусируется на холодных осенних пейзажах современной Америки. В центре всех этих печальных событий матерый истребитель кровососущей нечисти, называющий себя Мистером (во второй половине картины он натянет на себя ковбойскую шляпу, мгновенно становясь ну вылитым Чарльзом Бронсоном). Вместе с подростком, несколько растерявшемся после смерти родителей, он побредет по весьма незатейливой сюжетной линии, встречая на своем пути хороших монашек, плохих религиозных фанатиков и злых кровопийц. Сосредоточенности героев на дороге, впрочем, ничего не должно мешать: где-то на севере таится маленький кусочек уцелевшей цивилизации — резервация для выживших и неинфицированных под говорящим названием Новый Эдем.
В японской анимации чуть ли не каждая вторая школьница предпочитает урокам истребление кровососов. Но про воинствующих школьниц расскажем немного позже. Пока же с гордостью вручаем первенство среди мультипликационных охотников бесстрашному бойцу по имени D. Действие «Охотника на вампиров», культовой среди поклонников аниме готической сказки, происходит в 12090 году. Власть над миром захватили упыри. Из-за щедрой награды за их головы появился особый класс наемников, о которых и пойдет речь. Став жертвой «поцелуя бессмертия» ужасного графа Ли, отважная девушка Дорис обращается за помощью к странствующему незнакомцу D. Она просит его отомстить графу и спасти родной город, живущий в зловещей тени его величественного замка. Вскоре Дорис узнает, что D — полукровка — изгой как для людей, так и для вампиров, которые его породили.
Джон Карпентер снял бесчисленное количество ужастиков, тем не менее к кровососам мэтр обратился лишь единожды — в 1998 году на экраны вышли его «Вампиры». Изначально картину хотел режиссировать Расселл Малкехи с Дольфом Лундгреном в главной роли, однако как-то не сложилось. Когда их места заняли Карпентер с Вудсом, студия решила урезать бюджет фильма на 2/3. Учитывая, что это было сделано непосредственно перед самым началом процесса производства картины, режиссеру пришлось в срочном порядке переделывать сценарий, чтобы уложиться в рамки нового бюджета. Кино, кажется, от этого только выиграло. Вместо страшного блокбастера — чем «Вампиров» ошибочно позиционировали до последнего — Карпентер снял предельно глумлимый неовестерн, рассказывающий про Джека Кроу, потомственного охотника на вампиров, который по заданию Ватикана отправляется разыскивать особо опасного упыря по имени Валек, уроженца Праги 1300-го года рождения. На заднем плане здесь бегает Лора Палмер в роли клыкастой путаны, однако никто и ничто в «Вампирах» не может отвлечь внимание от выразительного до невозможности Джеймса Вудса, шпарящего весь фильм матерными монологами, что разошлись в свое время на цитаты.
В прошлогоднем ремейке «Ночи страха» телеведущего Питера Винсента (сценаристы оригинальной картины дали имя персонажу в честь Питера Кашинга и Винсента Прайса) сыграл хороший британский актер Дэвид Теннант. Запомнится же на всю жизнь Винсент из оригинального фильма, сыгранный изумительным Родди МакДауэллом. По сюжету он — стареющая звезда ночного ток-шоу, уволенная с телевидения за чрезвычайно низкие рейтинги. Однажды на пороге дома впадающего в депрессию и перманентный алкоголизм Винсента появляется сильно напуганный подросток, уверяющий, что поселившийся с ним по соседству незнакомец — вампир. Процесс трансформации трусливого скептика в вооруженного распятьями и святой водой охотника, пожалуй, самое трогательное, что есть в «Ночи страха». Спустя три года МакДауэллл сыграет в не слишком удачном сиквеле, однако совершенно справедливо станет в нем практически главным героем.
Джосс Уидон, имя которого принято сегодня произносить благоговейно закатывая глаза, был принят аудиторией не сразу. Придуманную сценаристом полнометражную «Баффи» зритель встретил без особого энтузиазма: ну школьница, ну вампиров истребляет, что с того. Не обделенный упертостью Уидон сдаваться не собирался и вскоре предложил телеканалу WB идею сериала с условием предоставления ему полной творческой свободы. Так 10 марта 1997 года на телеэкраны вышла первая серия мыльной оперы, продлившейся целых семь лет. Баффи Энн Саммерс — румяная школьница в короткой клетчатой юбке и с осиновым колом в руках. По сюжету сериала дипломированная истребительница вампиров переезжает с мамой из Лос-Анджелеса в маленький городок Саннидейл, переполненный потусторонними существами, чью популяцию девушке поручено свести на нет. Секрет оглушительной популярности «Баффи» среди молодежи, пожалуй, кроется не столько в том, что каждый третий подросток считает школу филиалом своего персонального ада, сколько в выразительности юной Сары Мишель Геллар. Эта соблазнительная girl next door моментально стала в 90-х образцом для подражания среди девочек и ходячей эротической фантазией для познавших радости пубертата мальчиков.
Блэйд — персонаж комиксов Marvel Comics. В фильме режиссера Норрингтона этот здоровенный черный мужчина предстает очередным полукровкой, который мстит кровососам за смерть своей матери, укушенной ими во время беременности. Картина начинается с эффектного кровавого дождя на вампирской дискотеке, продолжается занятным кромсаловом под энергичнейший из саундтреков. Собственно, ничем иным «Блэйд» не запоминается. Это — красивый, стремительный и лихо сделанный фантастический боевик, в котором облаченный в стильный черный плащ Уэсли Снайпс мастерски орудует холодным и огнестрельным оружием на протяжении полутора часов. Картина имела колоссальный прокатный успех. Попутно эта по-своему самурайская история пристрастила к комиксам испанского режиссера Гильермо дель Торо. Он сделал «Блэйду» безупречный сиквел, в котором и вампиры страшнее, и мифология глубже, а сам Блэйд — человечнее.
Абрахам Ван Хельсинг — доктор, философ-метафизик, специалист по оккультной магии, помимо всего прочего — герой романа «Дракула» Брэма Стокера и, пожалуй, самый известный истребитель вампиров в поп-культуре. В «Энциклопедии вампиров», написанной американским религиоведом Гордоном Мелтоном, бытует мнение, что прототипом Ван Хельсинга мог послужить историк Арминиус Вамбери, оказавший колоссальное влияние на Стокера своими рассказами о Венгрии. Как это ни парадоксально, долгое время Ван Хельсинг был неизменно второстепенным персонажем. В 1994 году «Ван Хельсинг» задумывался как сиквел к копполовскому «Дракуле», главную роль в котором должен был исполнить Энтони Хопкинс. Однако задумка так и осталась задумкой, первоначальный сценарий изменился до неузнаваемости, и в итоге в 2004 году Стивен Соммерс снял свой разухабистый мэшап, в котором воедино слились сюжеты «Дракулы», «Франкенштейна» и «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». В фильме, время действия которого датируется XIX веком, Ван Хельсинг (он здесь почему-то представляется Гэбриэлем) по заданию Ватикана отправляется в Трансильванию, чтоб помочь Анне, последней из своего рода, справиться с легендарным графом Дракулой. Всё это очень красиво, очень глупо, но, как это частенько бывает с фильмами Соммерса, не оторваться.