В середине 90-х хорошая канадская певица Аланис Мориссетт звучала из каждого утюга. Даже несмотря на то, что пластинка «Jagged Little Pill» стойко закрепила за Мориссетт реноме мужененавистницы, представителей сильного пола среди поклонников олицетворявшей феминизм артистки всегда было предостаточно. Одним из них был режиссер Кевин Смит, снявший скромную Аланис в весьма неожиданной роли. Один из самых смешных фильмов автора, «Догма», рассказывает о двух падших ангелах, которые пытаются вернуться в рай с помощью лазейки, возникшей благодаря одному прогрессивному кардиналу. Пересказывать сюжет не будем, поскольку «Догму» более-менее все видели, так что давайте про Мориссетт: изначально певица рассматривалась на одну из главных ролей — пра-пра…пра-пра-пра племянницы Иисуса Христа по имени Вифания — однако не смогла взяться за эту роль из-за своего мирового турне. В итоге певице досталось крохотное камео без слов, тем не менее — роль самого Господа Бога. Шутку оценили и зрители, и критики. Внедряться же в кинематограф глубже Мориссетт отказалась. Уже спустя год девушку номинируют на «Золотой глобус», но не за актерские заслуги, а за исполнение главной музыкальной темы к «Городу ангелов». Надо признать, песня Мориссетт — действительно единственное хорошее, что есть в гнусном ремейке хорошего фильма Вендерса.
Полли Джин Харви, икона британской альтернативной рок-сцены, экс-любовь Ника Кейва, гений минимализма, неизменная фаворитка среди умных музыкальных критиков и артистка, воплотившая, пожалуй, самый трогательный женский образ в творчестве Хэла Хартли (автора культового «Генри Фула»), который снял рок-певицу в своей исповедальной «Книге жизни». Эта короткая, смешная, остроумная, чем-то похожая на вышеупомянутую «Догму», хотя и куда более радикальная по форме высказывания картина была создана в рамках международного проекта «200 увиденные..». Действие фильма происходит в канун Миллениума — 31 декабря 1999 года. Книга Жизни находится в ноутбуке Иисуса Христа, который вместе со своей ассистенткой Марией Магдалиной приезжают в Нью-Йорк, чтобы встретится с Дьяволом и решить судьбу мира. В отличие от Мориссетт, которая время от времени балует себя участием в телесериалах, Мария Магдалина — пока что единственная роль Пи Джей Харви. Британская пресса некогда спрашивала о том, почему Полли Джин обошла кинематограф вниманием, на что певица честно ответила: «наверное, потому, что каждая моя песня — это новая роль, которую я всегда проживаю».
Свой первый американский фильм гонконгский гений Кар-Вай Вонг сделал дебютом еще и для молодой джазовой певицы Норы Джонс, черноволосой красавицы, которая несколькими годами ранее получила пять премий «Грэмми» за альбом «Come Away with Me». После премьеры «Моих черничных ночей» Кар-Вай признавался в том, что до съемок фильма никогда не видел Нору Джонс на экране, только на фото, однако, будучи давно без ума от ее голоса, не раздумывая, попросил связаться с агентом певицы, чтобы предложить той главную роль. Джонс удивилась, но за предложение поработать с самим Кар-Ваем ухватилась сразу. Роль оказалась простенькой: по сюжету девушка томно вздыхает, ест черничные пироги в компании Джуда Лоу да кротко улыбается. Кино, мягко говоря, приняли неоднозначно — многим «Ночи» показались сильно пересахаренными. Это, разумеется, дело вкуса. Мы вот считаем, что в рамках мелодрамы, где «люди встречаются, люди влюбляются», фильм Кар-Вая может похвастать непривычной для американского кино тонкостью. К тому же помимо Норы Джонс внимательный зритель может усмотреть в кадре еще одну замечательную певицу — Кэт Пауэр, на минорные баллады которой «Мои черничные ночи», кстати говоря, очень сильно похожи.
«Народ против Ларри Флинта» не слишком корректно называть дебютом Кортни Лав. До скандально известного шедевра Формана за плечами у фронтменши Hole была масса крохотных эпизодических ролей. Тем не менее, отсчитывать ее актерскую фильмографию принято именно с этой работы. За роль жены Ларри Флинта, основателя американского порнографического журнала «Хастлер», Кортни Лав получила номинацию на «Золотой глобус», премию от чикагских и нью-йоркских кинокритиков и почтение самого Милоша Формана, которому настолько понравится работать с Лав, что через несколько лет он снова снимет певицу в одной из главных ролей — в фильме «Человек на Луне». В свое время многие критики нетактично подмечали, что роль наркозависимой от морфина и антидепрессантов Алтеи Флинт была проникновенно сыграна лишь потому, что у вдовы Курта Кобейна имелся богатый опыт с запрещенными веществами. Хамство, конечно — особенно, если учитывать, что следующая успешная роль случилась у Кортни Лав в романтической мелодраме про двух влюбленных домохозяек-лесбиянок.
Неплохая (не будем забывать про «Поворот» с «Клеткой») актриса Дженнифер Лопес в далеком 1997 году последовала, судя по всему, примеру старшей коллеги по цеху, довольно скверной актрисы Мадонны, которая незадолго до фильма Грегори Навы сыграла свою единственную заслуживающую внимание роль в знаменитой «Эвите». «Селена» — тоже биопик, тоже с элементами песен и плясок. Разумеется, кино в разы не такое амбициозное, как у Паркера, но в общем-то по сюжету не менее душещипательное, чем история Марии Эвы Дуарте де Перон. Фильм повествует о трагической судьбе популярной в Латинской Америке певицы Селены Перес, что была убита двумя годами ранее сумасшедшей поклонницей. За свою первую главную роль Дженнифер Лопес получила широкое признание. В том числе девушка заслужила номинацию на «Золотом глобусе», и угодила в историю и все киноведческие энциклопедии как самая высокооплачиваемая латиноамериканская актриса в истории Голливуда 90-х.
Не многие знают, что нетленная «I Will Always Love You» изначально принадлежала другой популярной певице — большой кантри-звезде Долли Партон, которая исполняет этот трэк с 1973 года (в 1982-м, кстати, песня была увековечена ею в кино, когда на экраны вышел комедийный мюзикл под названием «Лучший публичный дом в Техасе»). Почти двадцать лет спустя после выхода песни в радиоэфир режиссер Мик Джексон снял своего «Телохранителя», немножечко дурацкую мелодраму про служебный роман телохранителя и темнокожей поп-звезды, которую по сюжету преследует маньяк. Сценарий писался в расчете на Стива МакКуина и певицу Дайану Росс, но не сложилось. Реакция на «Телохранителя» была неоднозначна. В 1992-м молодой дебютантке Уитни Хьюстон отвесили номинацию на «Золотую малину», чем отпугнули артистку от кино на долгие годы. Так или иначе, будем объективны: своей ролью Хьюстон заставила вжаться в кресло не одно поколение домохозяек. Ну и песня, конечно: кто бы мог подумать, что жалобное партоновское нытье благодаря мощному вокалу превратится в настолько неистовое воплощение драмы покинутой женщины.
По необъяснимым причинам многие воспринимают Ванессу Паради в одном-единственном амплуа — как верную жену Джонни Деппа. При этом у нее с юных лет совершенно ошеломительная карьера как певицы, так и актрисы. Уже в четырнадцать Паради записала дебютный альбом «M & J», ставший платиновым, а в семнадцать — дебютировала в кино в главной женской роли в фильме «Белая свадьба» за авторством скандально-известного эротомана Жана-Клода Бриссо. За роль нервной студентки Матильды, которая влюбляется в своего преподавателя, молодая актриса получила премию «Сезар» за лучший дебют. Помимо славы, впрочем, «Белая свадьба» принесла девушке еще и ненависть всего женского населения Франции, которое поспешило обвинить как режиссера, так и главную звезду этой «Лолиты по-французски» в сексуальной распущенности. Надпись «шлюха» появилась на стене дома Паради сразу после премьеры. После этого Ванесса не снималась в кино пять лет, однако из-за желания поработать на съемочной площадкой с Жераром Депардье образумилась и сыграла в славной «Элизе», после которой актерская карьера девушки по-настоящему пошла в гору.
После того как сценарист «Смешной девчонки» увидел Барбру Стрейзанд — тогда уже большую звезду бродвейской сцены — в одном из мюзиклов, он сразу же написал под нее кинороль. Строптивая Стрейзанд подошла к своему первому фильму более чем основательно: разругалась с Сидни Люметом, который должен был ставить кино, забраковала Фрэнка Синатру, претендовавшего на роль Ника Арнстина, и заработала себе репутацию самой невыносимой артистки Голливуда. Многие в то время обвиняли зазнававшуюся дебютантку в высокомерии, впрочем, уже сейчас большинство сошлось на том, что так мог проявляться вполне заслуживающий уважения перфекционизм. За роль Фанни Брайс, что проходит в картине путь от гадкого утенка до прекрасного лебедя, Стрейзанд получила «Оскара» и «Золотого глобуса» в номинации Лучшая актриса. Сама же «Смешная девчонка» стала самым кассовым фильмом 1968 года, одним из лучших американских мюзиклов всех времен по версии AFI, что весьма, кстати, заметно по телесериалу «Лузеры», где чуть ли не в каждой серии школьнички распевают стрейзандовские партии.
Дебютом певицы Шер на IMDB значится некая «Невинность», которую видело три с половиной человека. Следующим пунктом фильмографии стоит кинопьеса Роберта Олтмана — за нее начинающую актрису наградили «Золотым глобусом». Увы, про кино с длинным названием «Приходи ко мне на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин» ничего сказать не можем, зато мы видели остросоциальную мелодраму Майка Николса «Силквуд», которая вышла спустя год. Как и все фильмы Николса, этот превосходно сыгран и изумительно поставлен. Сюжет картины основан на фактах из жизни Карен Силквуд, погибшей при невыясненных обстоятельствах во время расследования предполагаемых нарушений на заводе, где она работала. Главную героиню сыграла Мерил Стрип. Когда Шер узнала, что Стрип будет ее экранной партнершей, то согласилась играть, даже не читая сценарий. И не прогадала: за роль лесбиянки, безответно влюбленной в главную героиню, Шер получила свою первую номинацию на «Оскар»» и уже второй «Глобус».
Ларс фон Триер увидел Бьорк в гениальном видео Спайка Джонза на композицию «It’s Oh So Quiet». В этом клипе певица существует как бы одновременно в двух мирах — в обычном и экзальтированном киношном, в том, где смешно танцуют и поют, как в классических американских мюзиклах. Триер тотчас же предложил Бьорк написать музыку и сыграть главную роль в «Танцующей в темноте». Она сперва согласилась только на музыку. От роли отказалась. В итоге переговоры длились около года, и у Триера, судя по всему, оказался редкий дар убеждения. За этот фильм они клянут друг друга по сей день. Есть за что. Режиссер ежедневно доводил непрофессиональную актрису до нервных срывов, чтобы та сильнее вжилась в роль. Бьорк то и дело сбегала со съемок, как школьница с уроков, чем чуть не довела студию до разорения. Когда началась промо-кампания, на вопросы журналистов о съемочном процессе исландская певица отвечала лаконичным: «Ненавижу, никогда больше не буду сниматься в кино». И не снималась, если не считать участие в видеоарте за авторством своего мужа художника Мэтью Барни. В раздирающей душу в клочья «Танцующей» (каннская «Золотая пальмовая ветвь» и премия за Лучшую женскую роль) Бьорк играет на грани человеческих способностей, вживается в образ чешской эмигрантки Сельмы, что работает с одной единственной целью — заработать денег на операцию по восстановлению зрения своему сыну. Сама героиня медленно, но верно слепнет. «Ты же ничего не видишь», — скажет ей влюбленный коллега. «А на что смотреть-то?» — ответит улыбчивая Сельма, погружаясь в темноту, где ей видятся разноцветные сны о чем-то большем. На последней песне этого великого антимюзикла ты невольно зажмуриваешь глаза, осознавая, как была права эта мудрая женщина.