Бедный-бедный Тед. О том, как он провел предновогоднюю ночь, и вспоминать больно: сначала был шабаш ведьм, потом коридорный чуть не погиб от руки ревнивого мужа, позднее — детишки гангстера, а под занавес — участие в странном пари эксцентричных господ. Мало кто знает, что этот комедийный альманах должен был получить название «Пять комнат», однако позднее один из эпизодов было решено не снимать. Пересматривая картину сейчас, в общем, понимаешь, почему в свое время фильм был разруган критикой, которая едко шутила по поводу того, что проект бы только выиграл, отправь в монтажную корзину еще пару номеров. Надо признать, что действительно этот кособокий альманах трещит по швам, и смотреть его уместнее где-то с середины. С того момента, когда начинается родригесовский сегмент с непоседливыми мексиканскими детками и трупом. Ну, и, разумеется, с финальным эффектным номером Тарантино с разделочной доской, ведром льда, тесаком, отрубленными пальцами и словом «fuck», которое по старой авторской традиции произносится здесь рекордные 193 раза за 20 минут.
В свое время Мел Гибсон охарактеризовал фильм выдающегося немецкого режиссера Вендерса работой «скучной, как собачья задница». Ох уж этот Гибсон — разумеется, позднее актер публично принес извинения всем причастным к созданию картины, в очередной раз признал, что был немножко не в себе, и даже вышел вместе со съемочной группой на церемонии награждения Берлинского кинофестиваля, когда «Отелю» вручали почетного «Серебряного медведя». Вендерс тогда, кажется, даже бровью не повел — был умен, сдержан и рассудителен, равно как и этот его фильм. Повествование здесь ведется от лица обитателя забытого богом отеля «Миллион долларов», где проживают маргиналы и не представляющие опасности для окружающих психи. Небо над Лос-Анджелесом как никогда хмурое. По красивому кирпичному зданию выхаживает Гибсон, по сюжету расследующий в старой гостинице какое-то дело. Его герой — единственный здравомыслящий здесь человек. Фильм Вендерса, впрочем, если о чем-то и говорит, так о том, что все мы немножечко сумасшедшие — что ж, иронии и проницательности мэтру не занимать.
Когда Пол и Татьяна Русесабаджина приехали вместе с режиссером Джорджем в Руанду работать над фильмом, в аэропорту их встречала огромная толпа спасенных Полом людей, их друзей и родственников. «Отель «Руанда», один из самых страшных фильмов о геноциде, основывается на истории времен гражданской войны в Руанде, когда в результате этнического конфликта между племенами хуту и тутси всего за три месяца в 1994 году было уничтожено более миллиона человек. Одним из реальных героев этой страшной войны был управляющий престижного отеля в столице Руанды, спасший от геноцида 1268 человек. В своей гостинице он укрывал сотни беженцев из переполненного лагеря ООН, Красного Креста и приютов. При этом Полу надо было отвлекать солдат, быть опорой для своей семьи, а также сохранять видимость работы отеля высокого класса, так как ситуация за воротами гостиницы становится всё более и более жестокой. Спустя год после премьеры фильма Пол Русесабаджин получил высшую награду США — Президентскую медаль Свободы.
«Таинственный поезд» — одна из самых трогательных и смешных работ Джима Джармуша. Картина состоит из трех новелл, действие которых происходит в Мемфисе, на родине Элвиса Пресли, куда ежегодно съезжаются поклонники творчества бессмертного короля рок-н-ролла. Герои фильма — парочка токийских влюбленных, наивная итальянка и несколько местных — оказываются одной неспокойной ночью под крышей отеля «Аркадия». В номерах, оборудованных как святилище Элвиса, из радио доносится рефрен знаменитого «Mystery Train». Позднее прозвучит выстрел, который унесет чью-то жизнь. Элвис с Джармушем, конечно, сто тысяч раз правы: жизнь — таинственный поезд, стремительно несущийся в никуда. Лишь бы не останавливался, всё остальное — мелочи.
Стивен Кинг всегда неровно дышал к так называемым «плохим местам». Одна из его новелл, «1408», рассказывает об отеле «Дельфин» — хрестоматийно «плохом месте», чью чертовщину решает опробовать на себе главный герой фильма, писатель Майк Энслин, большой спец в области паранормальных явлений, пишущий книгу о полтергейсте в отелях. Будучи скептиком, Энслин отправляется заселяться в печально известный номер 1408, где со дня открытия отеля умерло 56 человек. Невзирая на предупреждения старшего менеджера, упрямец добивается заветного ключа и, переступив порог, оказывается в аду. В своем рассказе Стивен Кинг вдохновлялся историей настоящего парапсихолога Кристофера Чэйкона, который описал свое исследование номера, одержимого духами, в отеле «Дель Коронадо». Шведский режиссер Хофстрём, в свою очередь, полтора часа времени отплясывает реверансы Стэнли Кубрику — классику, снявшему нелюбимый кинговский фильм, о котором мы расскажем чуть позже.
Они познакомились в баре монструозной высотки, где расположен роскошный Park Hyatt. Ему около пятидесяти. Он — актер, оказавшийся в Токио из-за какой-то дурацкой рекламной кампании. Она — чудная двадцатилетняя хипстерша, приехавшая за компанию со своим женихом-фотографом. За кадром — меланхоличные Air с трэком «Alone in Kyoto». На экране — главные герои, которые до конца фильма будут смотреть друг на друга украдкой, чтобы потом к финалу раствориться в толпе, словно их и не бывало. «Трудности перевода» — одна лучших картин нулевых, по совместительству одна из самых тонких и прочувствованных лент, что живописует одиночество в большом городе. Каждым кадром своей печальной элегии София Коппола подчеркивает, что ее история — это ни в коем случае не история любви. «Трудности перевода» — поэтический очерк о том, что в современном мире легко потеряться, и что все мы в глубине души мечтаем быть найденными.
1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацист и бывшая заключенная концлагеря. Пробудившиеся воспоминания как палача, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение. Скандально известная слава «Ночного портье» несколько оттеняет изящность, с которой сделан, этот поистине потрясающий фильм. Несколько десятилетий это кино клеймили чуть ли не порнографией. Разумеется, сегодня «Ночной портье» вряд ли кого-то может шокировать. Эпизод, когда героиня Шарлотты Рэмплинг голой танцует перед немецким офицером, вошла в 100 лучших сцен мирового кино. И сейчас совершенно очевидно, что шедевр Лилианы Кавани говорит не о сексуальных девиациях, не о патологической природе фашизма и вовсе не о стокгольмском синдроме. Как это и не парадоксально, «Ночной портье» — фильм о любви. Когда она настоящая, к ней не прилипает никакая грязь, чем бы герои по сюжету ни занимались.
1941 год. Молодой успешный драматург Бартон Финк, получивший очень хорошую критику за свою театральную постановку, приезжает попытать счастье в Голливуде, где ему доверяют написать заказной сценарий для одной крупной кинокомпании. Остановившись в странном отеле «Эрл», писатель приступает к работе. В это время от жары со стены медленно-медленно отклеиваются обои. В соседнем номере кто-то невероятно громко пыхтит. Вскоре к Бартону наведывается в гости сосед, тучный страховой агент, с которым писатель очень быстро находит общий язык. Работа над сценарием, тем не менее, не идет совсем, а в комнате становится все жарче и жарче. «Бартон Финк», пожалуй, один из самых удачных фильмов Коэнов — в 1991-м году братья увезли за этот фильм три главных награды (Золотую пальмовую ветвь, Лучший режиссер и Лучший актер) Каннского кинофестиваля. Совершенно заслуженно: про творческий кризис снимали и раньше, но ничего точнее и убедительнее этой картины в мировом кино не было — ни до, ни после.
Джек Торренс приезжает вместе со своей женой и сыном в элегантный уединенный отель «Оверлук», чтобы поработать там смотрителем во время «мертвого сезона». На месте он узнает не очень приятную историю: один из предыдущих сторожей, помешавшись после пятимесячного заточения, убил жену и двух своих дочерей, после чего покончил с собой. Есть, впрочем, и то, о чем Джека не проинформировали. В «Оверлуке» — невероятно длинные коридоры, в глубине которых прячутся две маленькие девочки в голубых ситцевых платьях. Помимо всего прочего в гостинице есть огромный лифт, что скрывает в себе море крови. В номере 237 живет что-то страшное. А еще люди немножечко сходят здесь с ума: однажды маленький Дэнни встает ночью с постели, берет в одну руку — нож, а в другую — мамину помаду, после чего, подойдя к двери, пишет на ней REDRUM. Чем закончился самый страшный фильм в истории кинематографа — вы и сами знаете.
Прекрасная femme fatale похищает сорок тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Впопыхах уезжая из города, мечтательная блондинка мчится что есть мочи, окрыленная возможностью начать новую жизнь. Ночью, однако, героиня сворачивает с шоссе, чтобы отдохнуть и выспаться в уединенном мотеле, где полиция вряд ли найдет ее. Управляющим гостиницы оказывается некий Норман Бэйтс, симпатичный вежливый парень у которого, судя по голосам, раздающимся по ночам из его комнаты, весьма непростые отношения с матерью. Сложно представить, что сегодня остались те, кто не видел хичкоковское «Психо». Тем не менее, на всякий случай не будем проговаривать финал этого гениального фильма. Хичкок не любил спойлеры — перед премьерой картины режиссер скупил все экземпляры одноименного романа Роберта Блоха, которые смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне. Картину, кстати, мы всячески рекомендуем пересмотреть и тем, кто с творчеством Хичкока знаком не понаслышке. Во-первых, Fox готовит фильм про съемки «Психо» с Энтони Хопкинсом в заглавной роли. Во-вторых, A&E планируют выпустить через год сериал «Мотель Бэйтса», в котором попытаются рассказать не только об отрочестве Нормана, но и о его маме.