Марсианские хроники

filmz

На экраны вышел «Джон Картер», нарядное диснеевское фэнтези про молодого человека, который отправляется на Марс, чтобы восстановить там вселенскую справедливость, а после — зажить долго и счастливо с миловидной инопланетной принцесской. Сегодня мы решили припомнить фильмы, в которых кинематографисты бороздят просторы прекрасной Красной планеты.

Пожалуй, было бы логично начать обзор с фильма, сделанного в СССР. Примерно через двадцать лет после выхода этой картины великая держава сделает свою одержимость космосом частью советской идеологии. «Аэлита» — довольно вольная (причем вольная настолько, что советские кинокритики призывали установить жесткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссерами, как Протазанов) экранизация одноименной фантастической повести Алексея Николаевича Толстого. Действие фильма начинается вскоре после окончания Гражданской войны и начала НЭПа. Страна лежит в разрухе, города полны голодающими людьми. Инженеры Лось и Спиридонов получают таинственный радиосигнал и пытаются разгадать его смысл. Разыгравшееся воображение Лося рисует ему картины марсианской цивилизации. Нельзя не отметить, что сегодня от просмотра игр разума главного героя получаешь не меньшее удовольствие, чем от какого-нибудь «Артиста» — все-таки не каждый день на Марс летают красноармейцы, мечтающие организовать на далекой планете революцию.

Полет на Марс в финале этого фантастического фильма с некоторыми оговорками, но все же состоялся. Речь, впрочем, в картине пойдет не только о нем. Срежиссировал «Козерога» печально известный Питер Хаймс — постановщик, который никогда не отличался большим умом, но козырявший тем не менее всю жизнь такой смелостью, что все умники снимали перед автором шляпу. Хаймс, кажется, не боится вообще ничего; ему даже хватило отваги, чтоб снять сиквел к кубриковской «Космической одиссее 2001 года» (весьма несуразный, ну да ладно). Вышедший в конце 70-х «Козерог один» — экранизация известной конспирологической теории, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъемки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США. Несмотря на то, что в фильме Луну заменили на Марс, советский зритель понял все с полуслова — собственно, с тех самых пор и любил Хаймса своей большой безотчетной любовью.

Прекрасного режиссера Верхувена долгое время воспринимали в Голливуде как самого настоящего марсианина. Сперва к нему аккуратно присматривались, потом пытались подружиться, доверяя иноземцу экранизации культовых американских фантастов, а после приснопамятного «Шоугелз» объявили вдруг страшным врагом человечества, отчего фамилию талантливого автора мы теперь слышим раз в десять лет. Один из лучших своих фильмов (его в эпоху видеобума мы посмотрели не один десяток раз) Верхувен снял в 90-м году. «Вспомнить все» — экранизация новеллы Филипа К. Дика «Воспоминания оптом и в розницу». По сюжету герой Арнольда Шварценеггера грезит о полете на Марс, но вынужден довольствоваться искусственными грезами, вживляемыми в мозг земной корпорацией. После одного из таких сеансов Шварценеггер отправляется на красную планету, чтобы вспомнить там все. Мы, кстати, чуть ли не покадрово помним финал, который неизгладимо впечатался в память еще в детстве: клубы пыли, эффектно лезущие из орбит глаза персонажей и Красная планета, стремительно заполняющаяся воздухом.

У Дмитрия Астрахана предостаточно фильмов, которые по всем своим отличительным признакам являются страшной, невероятной ерундистикой, однако когда случайно ты натыкаешься на них по телевизору, то, по совершенно необъяснимым для себя причинам, переключить канал не можешь. Смотришь и смотришь, как завороженный, и прям не оторваться... Вот, например, «Четвертая планета». По сюжету космическая (и отчасти комическая) экспедиция в составе трех человек прибывает на Марс. Там, к своему удивлению, вместо безжизненных красных равнин астронавты обнаруживают небольшой советский городок: травка зеленая, березки на ветру колышутся, какая-то тридцатилетняя тетка в школьной форме по асфальту бегает. Вскоре оказывается, что вокруг космонавтов существует «мыслящее поле», из-за которого они видят то, что хотят видеть. В общем, да, звучит все это, как интерпретация «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, смотрится, как «Солярис» для бедных. Успеваешь, впрочем, это заметить уже, когда по экрану бегут финальные титры.

Не самая удачная для Брайана Де Пальмы картина. В нулевых режиссер ушел в совсем уж глухой формализм, отчего сценарии этой и всех его последующих лент оставляли желать лучшего. «Миссия на Марс» — сентиментальная побасенка, рассказывающая о загадочной катастрофе, случившейся с первой пилотируемой экспедицией, которая ступила на Красную планету. На планете этой оказалось так же, как на Земле — глупо и мелодраматично, однако, впрочем, очень и очень красиво: багровое небо в фильме заливает кровавым маревом, падают метеоритные дожди, вздымают в безвоздушное пространство песчаные бури, массовка дефилирует в дизайнерских скафандрах, а Конни Нильсен невозмутимо хлопает своими прекрасными ресницами. За свое отчаянное визионерство Де Пальма получил в 2000-м свою пятую номинацию на «Золотую малину». Жестокие люди — всегда так и норовят обрушиться на тех, кому, как в одной песне из отечественного мультика, всего-навсего «летать охота».

В тот же год, что и картина Де Пальмы, вышел другой марсианский триллер — «Красная планета». В честном соперничестве первый и, собственно, последний фильм режиссера Энтони Хоффмана проиграл с разгромным счетом. Кроме этого неутешительного для «Красной планеты» факта вспомнить решительно нечего. Разве только сюжет, описывая который, испытываешь надлежащее дежавю. 21 век, Земля вымирает, и жить на ней становится все труднее. Ученые надеются основать колонию на Марсе. Команда из шести астронавтов отправляется на планету, чтобы осмотреть планету с целью ее пригодности для жизни, однако после полугодового полета к цели при самой посадке, возникают проблемы. Марс оказывается вполне себе обитаемым.

События происходят в XXII веке: планета Марс была терраформирована, что позволило людям ходить по поверхности без скафандров. Сюжет связан с женщиной-полицейским, отряд которой послан перевезти заключенного. Прибыв в отдаленный рудо-промышленный городок, герои обнаруживают, что его население таинственным образом исчезло. Позже из багрового тумана, как это принято у Джона Карпентера, появляется страшная нечисть. «Призраков Марса» в свое время не забукал только ленивый, хотя в целом это довольно очаровательное кино. Единственная с ним (да и, пожалуй, со всем творчеством Карпентера) проблема заключается в том, что на момент премьеры ты из школьного возраста уже вырос, а режиссер, будучи этаким Питером Пеном, наоборот, взрослеть принципиально отказывается. «Призраки Марса» — B-movie скромных художественных способностей, однако сделанное с той энергией, какой нынешнему Голливуду сейчас сильно не хватает.

На календаре 2145 год. После того, как из далекой научной лаборатории был получен сигнал о помощи, на место — планету Марс — пребывает отряд космического спецназа и обнаруживает разгромленную станцию. Вскоре выясняется, что на людей здесь охотятся полчища ужасных существ-мутантов. Экранизацию легендарной компьютерной игры «Doom» многие ждали, затаив дыхание. А когда дождались, схватились за голову. Анджей Бартковяк снял демонстративно туповатый сай-фай, плетущийся в хвосте более талантливых собратьев по жанру. Кино не понравилось никому: ни малолетним геймерам, до которых вдруг дошло, что все это время они восхищались бессюжетной стрелялкой, ни киноманам, увидевшим на экране очередную несвязную чепуху про инопланетных гадов. От пожизненной анафемы и многочисленных петиций от фанатов «Дума» Бартковяка спасло в тот момент одно — в этом же 2005-м году на экраны выходит еще одна экранизация культовой компьютерной игры. «Один в темноте» за авторством Уве Болла. После кинематографической катастрофы, что устроил Уве, про человека с польской фамилией больше никто не вспоминал.

Разумеется, Марс тут дело десятое, тем не менее, от того, чтобы лишний раз упомянуть один из любимейших фильмов нулевых, удержаться не можем. В «Хранителях» в один прекрасный момент Доктор Манхеттен, задумчивый и меланхоличный исполин нежно-голубого цвета, улетает вместе со своими неограниченными сверхспособностями на Марс, и там, долго медитируя, приходит к мысли, что «существование жизни — сильно переоцененный феномен». Чуть позже эту мысль режиссер Снайдер вобьет себе в голову столь глубоко, что его фильмография превратится в заботливо иллюстрированную лоботомию. Тем, кто видел мультик про сов и «Запрещенный прием», наверняка понимают: Снайдеру срочно нужен свой доктор Манхеттен, который красивым голосом пояснит автору, что его последние произведения «полезны для интеллекта, как фотография кислорода для утопающего».

Книга, по которой снят анимационный фильм «Тайна Красной планеты», появилась на свет сразу же после ссоры между женой писателя Беркели Бриседа и его сыном. Яблоком раздора тогда послужила недоеденная тарелка цветной капусты. Пятилетний Майло закатил скандал и прокричал своей маме несусветное, чем довел ее до слез. Автору пришлось объяснять вопящему сыну, что бы он почувствовал, если бы маму, которую он якобы не любит, вдруг забрали марсиане. Интересно, как мультипликатор Саймон Уэллс объяснял неудачу фильма боссам со студии? Несмотря на наглую оскаровскую номинацию, историю мальчика, который отправился на Марс спасать маму, критика разгромила. Более того «Тайна Красной планеты» стала одним из самых крупных коммерческих провалов в новейшей истории Голливуда. Руководство Disney после этой неудачи отменило съемки проекта Роберта Земекиса «Желтая подводная лодка 3D*», которые должны были проходить по схожей технологии захвата движений и при аналогичном бюджете.


Все новости