В дебютном фильме Филлиды Ллойд перманентно восхитительная Мерил Стрип два часа энергично позорилась: игриво хлопала себя по попе, весело дрыгала ручками и ножками, заливисто исполняла песни группы ABBA, смешно каталась по полу — короче говоря, выполняла ту программу-максимум, после которой и на пенсию выходить не стыдно. Кто бы мог подумать, что за следующую картину, снятую специфической театральной режиссершей, Стрип удостоится третьего за свою многолетнюю карьеру «Оскара». «Железная леди» — биопик, как уже ясно из названия, о Маргарет Тэтчер. События картины разворачиваются в 1982 году, когда премьер-министр Великобритании пытается спасти свою карьеру накануне Фолклендской войны. Бытует мнение, что во втором фильме миссис Ллойд портрет самого неоднозначного политика XX века больше походит на карикатуру, чего было бы предостаточно для юмористического скетча, но предательски мало для биопика, пытающегося рассказать о первой и единственной женщине на посту премьер-министра Великобритании. В любом случае, каким бы кино не оказалось, все мы его посмотрим ради без преувеличения великой Мерил Стрип. Она ведь, если вдуматься, вполне себе «железная леди» от кинематографа — та самая, с кем коллеги по цеху побаиваются разделять сцену; и в то же время та самая, кого в любой школе актерского мастерства вечно ставят в пример.
Андреа Арнольд — ярчайшая представительница британского соцреализма, этакий Кен Лоач в юбке, вероятно, призванный в кино для того, чтобы подчеркнуть окружающее нас несовершенство. Когда создательница блистательного «Аквариума» решилась на постановку нехарактерной своему почерку книги Эмили Бронте, поклонники творчества Арнольд недоверчиво поежились. Как оказалось, совершенно напрасно: экранизация «Грозового перевала» была единогласно признана на последнем Венецианском кинофестивале одной из самых интересных перелицовок литературной классики. В начале марта картина выходит в прокат, и пропускать ее не рекомендуется хотя бы по той причине, что такого «Грозового перевала» (несмотря на десяток экранизаций — от ремесленников с BBC до Луиса Бунюэля) мы еще не видели. Судя по всему, будучи до последнего кадра верной себе, ревизионистка Арнольд без ощутимого ущерба для витающей в романе метафизики превратила кристально чистый романтизм в мрачный, как распростершийся над английскими просторами небосвод, гиперреализм.
У нас популярный американский фантаст Эдгар Райс Берроуз (не путать с однофамильцем Уильямом Сьюардом Берроузом) известен благодаря увесистой серии про «Тарзана». К счастью, скромные представления о другой саге автора — марсианском цикле про Джона Картера — не дают никаких оснований полагать, что дебют оскароносного мультипликатора Эндрю Стэнтона будет менее интересен. Тем более экранизацию «Джона Картера» верные поклонники Берроуза ждут уже почти что сорок лет. В 1970-х годах, еще до «Звездных войн», в постановке фильма был заинтересован Джордж Лукас. Спустя десять лет экранизацию предложили Джону МакТирнану (Тома Круза тогда пророчили на главную роль). Увы, тогдашнее несовершенство спецэффектов не позволили проекту сдвинуться с мертвой точки. В нулевых к «Картеру» поочередно примерялись Роберт Родригес, Джон Фавро и Джей Джей Абрамс. Но довести дело до конца сумел лишь Стэнтон — еще один режиссер, вышедший из плеяды пиксаровских кудесников, который, кстати говоря, отлично показал себя в фантастическом жанре, когда снимал трогательную историю про робота «Валл-И».
Новый фильм интеллигентного романтика Кэмерона Кроу опирается на реальную историю английского журналиста Бенджамина Ми, который после смерти жены за один миллион фунтов стерлингов стал владельцем двухсот экзотических животных в английском городе Дартмуре. Приложив непомерные усилия, смельчак привел старый зоопарк в порядок и вновь открыл его для публики. Телевизионщики с BBC в итоге сняли о подвиге Ми документальный фильм, а сам Бенджамин написал мемуары, права на экранизацию которых в конечном итоге попали на студию Fox. Кино про зоопарк получилось не просто печальным, по эффекту оно сравнимо лишь со слезоточивым газом: треть хронометража оператор любуется небом под таким ракурсом, чтобы ты щурился от солнца; потом выходит Скарлетт Йоханссон в клетчатой рубашке и начинает что-то лепетать про одиночество и низкую зарплату, которой ей ни на что не хватает. К финалу герой Дэймона начинает громко рыдать, рассматривая фотографии жены, а в саундтрек буквально на ПМЖ прописываются грустные рулады группы Sigur Ros. Зрелище, конечно, на любителя, но если кто-нибудь вам скажет, что оно не работает, не верьте. Даже циничные журналисты послушно умывались на пресс-показе слезами. Что будет со зрителем, который наивный придет тупо на зверушек посмотреть, и подумать страшно.
Не последняя «Белоснежка» в этом году (в мае выйдет что-то дико красивое со злобной Шарлиз Терон и артисткой Стюарт, которая, несмотря на солирование в «Сумерках», все равно прехорошенькая, чего бы там про нее не говорили). Поставил сказку по-своему уникальный режиссер Тарсем Сингх, человек удивительных художественных способностей, над которыми, правда, после недавней «Войны богов» принято подшучивать. Пожалуй, самое обескураживающее, что можно узнать о его новой работе — это наличие в фильме реверансов к творчеству Андрея Тарковского. Вдохновившись «Ивановым детством», Тарсем специально просил привезти ему саженцев березок из России, чтобы посадить их на съемочной площадке. Для зрителя, не считающего себя визуальным эстетом, впрочем, тоже есть отличная новость: гвоздем программы обещает стать Джулия Робертс — актриса с огромным комедийным дарованием, которое последние десять лет растрачивается ею в мелодрамах средней руки. Собственно, пока смотришь трейлер «Белоснежки» понимаешь, как же все-таки она невероятно притягательна в тех ролях, когда ей сценарием прописано — не бояться быть смешной.
Если хочешь доказать всем, что ты уже взрослый (и больше не будешь слушать сказки), самое время ступать в жанры, на которые маленьким детям путь «заказан». Эротическая бродвейская постановка, где возмужавший Гарри Поттер терся гениталиями об, прости господи, лошадей, уже была. Теперь вот очередь дошла до жутковатого хоррора, где Дэниэл Рэдклифф играет молодого стряпчего Артура Киппса, прибывающего по сюжету в глухую провинцию, чтобы разобраться с бумагами скончавшейся клиентки. Вместо бумаг, понятное дело, герою приходится иметь дело с леденящими ужасами и секретами дома покойной женщины в черном. Наверное, было бы уместно рассказать о том, как Рэдклифф справляется со своей миссией, но драматические таланты артиста — это самое скучная тема для обсуждения в контексте «Женщины в черном». Для начала следует заметить, что кино является ремейком одноименного телефильма легендарной студии «Хаммер». Более того, в актерский состав каким-то мистическим образом угодила муза отечественного артхауса Алиса Хазанова. Ну, и самое главное: режиссером-постановщиком был назначен Джеймс Уоткинс, автор «Райского озера», единственного ужастика нулевых, который очень хочется пересмотреть, да страшно.
Сюзанн Коллинз — не ахти какая литература, если честно: написано простовато, да и все это уже сотню раз было, если не у Уильяма Голдинга, так у какого-нибудь Стивена Кинга. Тем не менее обернутые в мягкую обложку (самая пугающая ее деталь — напечатанный мелким шрифтом панегирик от авторши «Сумерек», которая осталась от романа Коллинз в абсолютном восторге) «Голодные игры» ты прочитываешь ровно за два вечера, причем не потому, что книжка такая короткая, а по причине того, что банально не можешь от нее оторваться. Если неплохому в общем-то режиссеру Россу (которому, кстати, на съемочной площадке активно помогает Стивен Содерберг) удастся грамотно перевести первую серию цикла на киноязык, то нас ждет отличная франшиза, такая немножечко «Королевская битва», только с уклоном в глянец и причесанная под PG-13. По сюжету этой занятной антиутопии деспотичное государство ежегодно устраивает показательные игры на выживание, за которыми в прямом эфире следит весь мир. Жребий участвовать в Играх выпадает юной Кэтнисс и тайно влюбленному в нее Питу. Они знакомы с детства, но теперь должны стать врагами, поскольку по нерушимому закону Голодных игр победить может только один из 24 участников.
«Туринская лошадь», увы и ах — последний фильм легендарного венгерского режиссера Белы Тарра, решившего навсегда уйти из кинематографа. С другой стороны — совершенно очевидно, по какой именно причине мэтр не хочет больше снимать кино: выше этой работы уже не прыгнешь. Прологом к сюжету этого гениального экзистенциального хоррора служит мифическая история о Фридрихе Ницше, который в 1889 году в Турине стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял ее, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных. О судьбе животного и хозяина Тарр рассказывает на протяжении 150 минут экранного времени. При этом в ленте использовано всего лишь тридцать монтажных склеек — с помощью такого приема режиссер передает неторопливый ритм сельской жизни, ее ритуальный уклад. А вообще «Лошадь» — это о конце всего живого, о приблизившемся Апокалипсисе, о необратимом отмирании механизмов смыслопорождения и смыслоизвлечения. Доживи Ницше до нашего времени, был бы в восторге.
Сиквел главного недоразумения позапрошлого года поставил Джонатан Либесман — человек, ответственный за «Инопланетное вторжение» и еще пару-тройку худших фильмов на свете. Так или иначе, не включить «Гнев титанов» в мартовский перечень было бы глупо, учитывая протяжный стон НК-читателя, ежемесячно мандражирующего на тему того, что снобствующая редакция брезгует блокбастерами, причем исключительно ради того, чтобы этого читателя позлить. Что ж, в безусловных активах очередного тинейджерского фэнтези по мотивам древнегреческих мифов имеется действительно симпатичный трейлер, в котором под нетленный «Sweet Dreams» от Мэрилина Мэнсона разномастная мифологическая нечисть энергично дубасится с Персеем (справедливости ради стоит отметить, что вместо прически морпеха на голове Уортингтона теперь красуется пышная шевелюра). Единственная интрига с «Гневом Титанов» заключается в том, насколько картина соответствует своему бодрому двухминутному трейлеру. Еще, впрочем, очень интересно, будет ли Зевс вновь позировать на камеру, обернувшись в фольгу. Увидим совсем скоро — как говорят в подобных случаях, не пропустите.
Ну, и на десерт: в конце марта в прокат выйдет режиссерский дебют Анжелины Жоли. Заслуженная мать-героиня, посол доброй воли ООН, обладательница гражданства Камбоджи и самых сексуальных губ в истории Голливуда сняла фильм с красивым поэтическим названием «В краю крови и меда». Кино расскажет душераздирающую историю боснийской мусульманки и серба, которым угораздило влюбиться друг в друга во время кровавых военных событий. Критики, сумевшие посмотреть фильм в Каннах, как-то совсем невежливо хихикают. Также имеются сведения, что в Белграде премьеру картины посетило двенадцать человек, десять из которых убежало спустя полчаса, издевательски при этом гогоча. Сейчас на IMDb оценка «В краю крови и меда» повисла на отметке в 3.6. Особо терпеливые американские зрители, досмотревшие кино до конца, жалостливо пишут в комментариях, что во время просмотра ленты чувствовали себя заложниками изощренных террористов, которые посредством этой удивительной картины о любви пытались лишить их зрения. Мы, безусловно, рождению Уве Болла в юбке не верим. А если и так, то пусть он выглядит, как Жоли — есть в этом что-то невероятно ободряющее.