Смерти вопреки. Война глазами детей

filmz

В отечественный прокат выходит духоподъемный «Август Восьмого», военная мелодрама, рассказывающая о молодой женщине, которая отчаянно мчится в деревню на границе Осетии и Грузии, чтобы спасти своего сына, оказавшегося на момент боевых действий на каникулах у родственников. Одна из характерных особенностей фильма Джаника Файзиева — воображение маленького эскаписта Артема, замещающее страшную реальность с танками на иллюзорный мир с роботами. Мы вспомнили фильмы, где война так же находит отражение в глазах детей.

Этот невыносимый фильм вышел в начале нулевых, когда каждый норовил эксплуатировать грустный лик Хэйли Джоэла Осмента, который после «Шестого чувства» был нарасхват. Мальчика сейчас вроде бы все подзабыли, в чем, кажется, виноваты не столько художники, нарисовавшие Кота из «Шрека» (такой конкуренции Осмент, конечно бы, не выдержал, но Кот все же был немного позже), сколько алкоголизм, коим молодой актер, если верить таблоидам, активно промышлял. В «Ликах смерти» Осмент сыграл 12-летнего Ромека, чудом выбравшегося из оккупированного нацистами Кракова. Несмотря на то, что герой оперативно находит убежище у своих дальних родственников, он все равно вынужден скрывать свои еврейские корни. Так и скрывает до самого финала, энергично натирая красные глазки, которые, впрочем, у этого юного актера одинаково заплаканные — что в войну, что в мирное время.

Фильм снят по одноименной книге Ури Орлева. Писатель, как известно, чудом спасся из концлагеря Берген-Бельзен, где оказался вместе с братом после смерти матери. Действие экранизации, поставленной датчанином Сереном Крагом-Якобсеном, начинается в хмурой столице оккупированной Польши, где происходит фильтрация местного населения. Покинутый дом на Птичьей улице становится убежищем для десятилетнего Алекса, большого поклонника книжки про Робинзона Крузо. Еще вчера он играл в прятки с солдатами вермахта, теперь же, когда родственников увели за колючую проволоку, единственным спутником мальчика становится мышонок по кличке Снежок. Как и герою романа Дефо, Алексу приходится ежедневно добывать себе еду и топливо, защищать себя и помогать другим. Надежда на то, что отец вернется, дает мальчику силы выжить. В 1997-м «Остров на Птичьей улице» был отмечен призами Берлинского кинофестиваля.

Кристиан Бэйл с самого детства сотрудничает с большими режиссерами — уже в двенадцать лет парень демонстрировал свои таланты на съемочной площадке фильма, которым заправлял сам Стивен Спилберг. Это была «Империя солнца», экранизация одноименного полуавтобиографического романа Джеймса Балларда. В 1942 году писатель со своими родителями и младшей сестрой был интернирован оккупационными японскими войсками в Китае, где они пробыли вплоть до окончания войны. Анализируя былое, Баллард придумал маленького Джима, юного героя, прошедшего на войне все круги ада. Он теряется в толпе, остается без родителей, скитается среди болезни и нехватки пищи, в буквальном смысле борется за выживание. Заглядывая к финалу маленькому Бэйлу в его взрослые-взрослые глаза, вспоминаешь вдруг, какой же все-таки мощный он актер — к счастью, в этом году он снимает навсегда свои резиновые мышиные уши, после чего, наверное, мы будем убеждаться в его крутости гораздо чаще.

«Мальчик в полосатой пижаме» — экранизация страшного романа Джона Бойна, который продается в книжных магазинах как «первый «детский» роман о Холокосте». История происходит во время Второй мировой войны. Ничего не подозревающий о происходящих событиях Бруно, восьмилетний сын офицера СС (который, надо заметить, только что получил должность коменданта концентрационного лагеря), знакомится с еврейским мальчиком. Фильм Марка Хермана показан глазами наивными и незамутненными. Маленький Бруно еще не понимает, чем одна нация отличается от другой. Наблюдая «заклятого врага» по ту сторону колючей проволоки, он видит самого обычного мальчика в полосатой пижаме. Дружба, понятное дело, ничем хорошим не закончится, как бы истина устами младенца в эти моменты не глаголила.

Это второй фильм задуманной военной трилогии Гильермо дель Торо (первым был «Хребет дьявола», третья часть — «3993» — должна была появиться на экранах в 2009 году). Испания, 1944 год. Пока фашистский капитан Видаль ведет в своих лесах жестокую войну с партизанами, его десятилетняя падчерица Офелия в глубинах древнего лабиринта общается с Фавном. Подземное существо как будто благоволит девочке: называет ее принцессой, а в доказательство своего волшебного происхождения предлагает пройти три суровых испытания. «Лабиринт Фавна» — впечатляющая история ребенка, спасающегося от жестокой реальности франкистской Испании в мире не менее жестоких фантазий. Премьера фильма в Каннах завершилась 22-минутной овацией стоя критиков и зрителей, самой продолжительной овацией на фестивале с 1968 года. Чуть позже «Лабиринт Фавна» стал лауреатом трех премий «Оскар» (лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший грим).

Франция, июнь 1940-го. Родители четырехлетней парижанки Полетт трагически погибают во время бомбежки. Девочку тем не менее берет на воспитание крестьянская семья. В ней Полетт находит друга в лице юного Мишеля. Играючи, дети возводят в культ смерть, которую видят вокруг себя — собирают трупы животных, совершают над ними священные обряды, а затем хоронят их в заброшенном сарае. «Запрещенные игры» — пожалуй, лучшая картина Рене Клемана, режиссера, чье кино определяло лицо послевоенного французского кинематографа до наступления «Новой волны». Лучшую аннотацию к фильму написали много лет назад члены жюри Венецианского фестиваля, когда присуждали картине Гран-при: «За способность отразить с необычайной лирической глубиной и исключительной эмоциональной выразительностью беззащитность детства перед жестокостью и ужасами войны». Точнее не скажешь.

Мультфильм основан на автобиографическом романе Носаки Акиюки. Послевоенные воспоминания не давали писателю жить, отчего в 1969-м он решил их подробно описать. Примерно через двадцать лет студия Ghibli выпустила одноименную экранизацию, которую до сих пор демонстрируют в японских школах в рамках программы эстетического и исторического воспитания. Большой любитель громких заявлений, американский кинокритик Роджер Эберт включил «Могилу светлячков» в список лучших фильмов о войне, не преувеличив, впрочем, ни разу. Эта пронзительная анимационная драма рассказывает о последних днях Второй мировой. Пока американская авиация бомбит японские города, маленькие сироты, 14-летниий Сэйта и его сестренка Сэцуко, пытаются выжить, укрывшись в заброшенном убежище. Смертоносный огонь в небе кажется Сэцуко огоньками светлячков. В одночасье повзрослевший Сэйта переубеждать сестру не решается, отчетливо осознавая, что во время войны вспыхнуть и погаснуть может каждый.

В основе сюжета самой известной картины Роберто Бениньи лежит биография итальянского еврея Рубино Ромео Сальмони, который был узником Освенцима. Сценарий фильма создан по мотивам его книги «Я победил Гитлера», в которой автор описывает свое пребывание в лагере смерти. События фильма разворачиваются в Италии 1939 года. Когда фашисты начинают увозить взрослых мужчин и женщин в концентрационные лагеря, главный герой рассказывает своему сыну, что все происходящее вокруг является игрой, награда за которую — настоящий танк. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков, которые даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Сын верит. Поверил и зритель: «Жизнь прекрасна» получила широкое международное признание. В 1998 году фильму был присужден Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году Роберто Бениньи получил два Оскара: как лучший актер и как режиссер лучшего иностранного фильма.

В 1961 году на «Мосфильме» произошло неприятное событие: после того, как отсняли тысячу метров пленки, был закрыт фильм, который посчитали творческим браком. Фильм назывался «Иван». Переснять ленту предложили молодому дебютанту Андрею Тарковскому, на счету которого была лишь одна дипломная работа — «Каток и скрипка». Никому не известный Тарковский снял шедевр на все времена — «Иваново детство». Кино в этом же году удостоилось «Золотого льва» в Венеции и восторженного эссе, которое посвятил картине Жан-Поль Сартр. Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. 12-летний Иван стал разведчиком. Война лишила мальчика матери, он одержим ненавистью к врагу и желанием мстить. И только сны возвращают Ивану отобранное у него детство.

Как известно, Элем Климов задумал «Иди и смотри» после прочтения книги «Я из огненной деревни» — документального свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии. В итоге он обратился к истории деревни Хатыни (22 марта 1943 года она была уничтожена нацистскими войсками за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам). Главный герой кино — шестнадцатилетний Флёра, отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. После выхода картины в прокат буквально из ниоткуда родилась масса городских легенд: и про то, что Климов подвергал юных актеров гипнозу, чтобы ввести в сюжет, и про то, что он морил их голодом, приближая образ жизни к тяготам военного времени. По прошествии лет, благодаря многочисленным интервью актера Кравченко, россказней поубавилось. Вспоминают, впрочем, картину регулярно. В не столь давнем 2009 году, например, журналисты TimeOut London и Квентин Тарантино назвали «Иди и смотри» лучшим фильмом, посвященным Второй мировой войне.


Все новости