«Хроника» — весьма амбициозное мокьюментари, поднятое на щит заокеанской прессой в качестве спасителя супергеройского дискурса, от которого все мы уже, честно говоря, немного подустали. В центре событий — традиционный метеорит, троица тинэйджеров и обретенные сверхспособности, коими подростки решают злоупотребить. То, что криптонит сегодняшним деткам не игрушка, понятно давно. Сегодня, кажется, каждый третий школьник-аутсайдер мечтает не о том, чтобы девочек от злых насильников спасать, а скорее о двустволке, с которой можно прийти на занятия и восстановить мнимую справедливость. На подобных пертурбациях в подростковом сознании дебютант Джош Трэнк и выстраивает свою псевдодокументальную ленту. Выходит не слишком ловко, но в целом занятно. После просмотра, впрочем, окончательно укрепляешься во мнении, что стилизация под любительскую съемку набила не меньшую оскомину, чем кино про школьников, швыряющих автомобили силой мысли.
Лауреат кинофестиваля «Санденс» за режиссуру. Марта (она же Марси Мэй, она же Марлен) — имя кроткой двадцатилетней девицы, которая сбегает из секты, чтобы поселиться в доме у своей старшей сестры и ее мужа. Заботливые близкие пытаются социализировать растерянного ребенка, но с девушкой, как принято говорить в таких случаях, что-то не так. Нечто странное происходит и со структурой картины: здесь нет финала, кроме того, сектантское прошлое и мещанское настоящее, как и имена главной героини, стоят здесь в одном ряду — протекают одновременно, почти что без стыков. Поначалу от всего этого раздражаешься, но к финалу осознаешь, что в США теперь есть свой собственный Михаэль Ханеке, а также потенциально большая звезда в лице младшенькой сестры непутевых близняшек Олсен. Когда несколько месяцев назад в прессе муссировался слух, дескать, Элизабет номинируют на «Оскар», все хором подумали, что это дурная шутка. После просмотра «Марты Марси Мэй Марлен» впору думать, что плохо шутят в этом году лишь академики — Олсен в картине действительно гениальна.
«Фауст» — заключительная часть сокуровской тетралогии о власти (до этого были «Молох» об Адольфе Гитлере, «Телец» о Владимире Ленине и «Солнце» о японском императоре Хирохито). В новой картине без преувеличения великого режиссера задействована легендарная Ханна Шигулла в ключевой роли и не менее значимый Юрий Арабов в сценаристах. Кино замечательно приняли в Венеции, откуда Сокуров привез «Золотого льва», врученного с формулировкой: «фильм, меняющий навсегда каждого его посмотревшего». В нашем прокате картина будет идти в двух вариантах, оба на немецком языке, но один — с субтитрами, а второй — с закадровым голосом самого Сокурова. Писать что-то еще про это эпохальное полотно в общем-то бессмысленно. «Фауст» — неклассическое прочтение трагедии Гёте, но, как и первоисточник — это редкое произведение искусства, с которым непременно нужно ознакомиться.
Несмотря на то, что на Каннском кинофестивале после показа «Артиста» зал десять минут аплодировал стоя, награда ушла Терренсу Малику. Увы, американские киноакадемики прокатывали Малика бесчисленное количество раз и в этом году, безусловно, прокатят, так что у фильма Азанавичуса есть все шансы стать фаворитом нынешней оскаровской гонки. Картина крайне интересна с точки зрения концепции: в сущности, это дотошная стилизация под немой черно-белый кинематограф. Но удивителен в данном случае не перфекционизм автора, который и раньше выражал симпатии к старому кино (до этого режиссер сделал две комедийные серии про агента 117, которые по-своему переосмысливали шпионские фильмы 50-х и 60-х). Удивительно то, с каким упоением смотрится скромный монохромный спектакль в эпоху вездесущего 3D, пестрых красок и многоканального звука. В мир «Артиста» погружаешься с головой, причем так глубоко, что в голове мгновенно возникают крамольные мысли про Джеймса Кэмерона, которому, кажется, нужно срочно пересмотреть свои взгляды на кинематограф.
В римском календаре идами назывался день в середине месяца. Политический триллер Джорджа Клуни неслучайно начинается 15-го марта, в день убийства Юлия Цезаря. Зритель, впрочем, сам должен решить, кто здесь Цезарь, а кто Брут. В центре сюжета «Мартовских ид» лежит избирательная кампания Говарда Дина, проводившаяся во время первичных выборов кандидата на пост президента США от демократической партии в 2004 году. Многие называют здешнюю «борьбу не людей, а идеалов» одним из самых честных фильмов на тему механизмов американской политики. Сложно сказать, насколько все это интересно отечественному зрителю, тем не менее, уже сейчас можно с абсолютной уверенностью заявить о том, что Клуни на сегодняшний день — один из самых интересных актеров, снимающих кино. И о чем бы он ни вел речь, скучно точно не будет.
Несмотря на потрясающий актерский состав, оскаровские амбиции, хорошо раскупаемую у нас одноименную книгу, сотню фестивальных номинаций и баснословные миллионы долларов, что собрала картина, «Прислуге», увы, есть на что попенять. Собственно, на два с половиной часа хронометража, что, конечно же, ни в какие ворота, и на плакатный язык, которым кино обрисовано. Очень здорово воспроизводя колористику кукольных 60-х, авторы фильма страдают некоторым дальтонизмом по отношению к персонажам. Они тут либо контрастно черные, либо контрастно белые, причем «контрастно» настолько, что без пяти минут лауреатка «Оскара» Виола Дэвис, довольно мощно выступающая здесь в образе великой страдалицы, к финалу вызывает не меньшее отторжение, чем расчудесная Брайс Даллас Ховард, играющая в фильме главную белую стерву. «Прислугу», тем не менее, посмотреть стоит: местами действительно смешно, актеры замечательные, да и ситуации, которые вроде бы никоим образом нас не касаются, временами кажутся до боли знакомыми.
Джон Эдгар Гувер — фигура весьма неоднозначная, причем, как это часто бывает, окутанная слухами и недомолвками. Одиозный директор возглавлял федеральное бюро расследований на протяжении полувека и успел завоевать весьма противоречивую репутацию. Объявив войну гангстерам и Ку Клукс Клану, Гувер также преследовал Мартина Лютера Кинга и собирал обширное досье на «неблагонадежных» граждан, среди которых были видные политики и звезды Голливуда. В биографической драме Клинта Иствуда Гувера сыграл Леонардо ДиКаприо. Многие критики уверяют, что это одна из лучших его ролей. Учитывая спорные моменты биографии Гувера — от латентной гомосексуальности до любви к переодеванию в женскую одежду, — посмотреть на работу Ди Каприо интересно вдвойне.
Стив МакКуин снял самый скандальный фильм 68-го Венецианского кинофестиваля. На «Стыде» аудитория синхронно охала и ахала то ли от возмущения, то ли от восторга. Поговаривают, кстати, что одна тетенька в Торонто и вовсе свалилась в обморок на просмотре (никто, впрочем, включая саму тетеньку, до сих пор не уточнил от стыда это произошло или все же от возбуждения). Как все уже знают, MPAA влепили картине рейтинг NC-17 из-за обилия «откровенных сексуальных сцен». Что есть в фильме, кроме них, нам предстоит узнать в конце февраля. Сюжет вертится вокруг нью-йоркского сексоголика. Одной эротикой, однако, не обойдется. Все телесные излишества в фильме наверняка будут средством выражения того, что у главного героя творится в душе. По крайней мере, так было в предыдущей картине МакКуина — в «Голоде», где артист Фассбендер героически таял на глазах, исполняя сложнейшую роль одного из группы заключенных ирландских националистов, что в знак протеста против политики Маргарет Тэтчер объявили голодовку в тюрьме Мэйз.